Белый мрамор. 37—39 гг.
Высота 24 см.Сент, Археологический музей
Юлия Ливилла, сестра Калигулы? (Варианты: Антония Младшая или ее дочь Ливия Юлия [Ливилла]).
Белый мрамор. 37—39 гг.
Высота 24 см.
Сент, Археологический музей.
34. ПОРТРЕТ ЮЛИИ ЛИВИЛЛЫ?
Тип «Лепта — Мальта»: 37—
Илл. 28.
Сент, Археологический музей, запасник.
Голова.
Белый мрамор.
Обнаружена в Сенте, в 1846 г., в колодце на улице (Л. Морен [L. Maurin, с. 120] сомневается в сентском происхождении этого экземпляра).
Размеры: общая высота 24 см.
Реставрации: несколько античных переделок — особенно на уровне глаз — сегодня удалено: «основание шеи отпилено, левая часть лба повторно отшлифована; в результате с этой стороны почти полностью исчезли завитки надо лбом, следы которых едва различимы. В XIX в. на глаза были приклеены восковые пластинки, имитирующие зрачки; […] правая щека сильно повреждена»124.
Библиография: Espérandieu, IX, 8935; L. Maurin, 1978, с. 120—
Сохранность: портрет достаточно сильно поврежден: мрамор разбит вдоль почти вертикальной линии, проходящей прямо перед ушами; левая щека тоже изуродована. Лицо сохранилось лучше: нос уцелел, как и подбородок, и местами на произведении сохранена первоначальная шлифовка.
На старых фотографиях видна реставрация на уровне радужки и зрачка, которая сегодня исчезла, но оставила следы; глазные яблоки первоначально были гладкими.
Описание: эта женская голова в натуральную величину имеет прическу с прямым пробором и зачесанными назад волнистыми прядями, которая характерна для периода Юлиев-Клавдиев; с обеих сторон пряди четыре раза волнообразно изгибаются и тянутся до ушей, которые, насколько можно судить, были полностью открыты. Лицо молодое, несмотря на полноватые черты, нос прямой, довольно крупный, губы мясистые, подбородок круглый, глаза большие; под нижней губой видна ямочка. Надо лбом, с. 238 вокруг лица заметны (чего не видно на опубликованных фотографиях) следы нескольких мелких круглых локонов, в довольно слабом рельефе; они с самого начала были вырезаны очень слабо и стали почти незаметны из-за износа и, несомненно, из-за очистки, которой должен был подвергнуться этот портрет после обнаружения. Почти целиком осталась видна только одна прядь завитка, расположенного справа от пробора, надо лбом. Над левым виском одна прядь отделяется от массы волос и проходит возле края уха; волны волос выполнены очень искусно, а для создания ноздрей и, возможно, соединения губ, использовано сверло.
Л. Морен и Ф. Бремер полагают, что этот портрет принадлежал рельефу огромных размеров: действительно, это могут подтверждать следы извлечения, заметные на правой щеке. Напротив, полная симметрия правой и левой половины лица, видимо, противоречит этой гипотезе.
Комментарий: этот портрет часто считали изображением Антонии Младшей, супруги Друза Старшего и матери императора Клавдия; в частности, так полагал Луи Морен, который видел здесь посмертный портрет, относящийся к началу правления Клавдия. Действительно, изображенная женщина имеет такую же прическу, какая обычно встречается на портретах этой принцессы («Mittelscheitelfrisur», прическа с прямым пробором), но входит в группу восьми реплик, идентификация которых спорна. Для большей ясности я перечислю здесь некоторые реплики из этой группы, которые обычно называются «тип Лепта — Мальта»125 (Л. Морен к тому же отметил, что портрет из Сента принадлежит к этой группе):
- Алжир, музей, инв. № 1543126;
- Берлин, R 23;
- Гроссето, Археологический музей, инв. № 97740127;
- Мальта, Ла-Валетта, Национальный музей128;
- Рим, Национальный Римский музей, инв. № 620;
- Триполи, Археологический музей, инв. № 488, из Большой Лепты129.
Как бы то ни было, некоторые соображения говорят против отнесения этой группы портретов к Антонии Младшей: прежде всего, на большинстве портретов Антония носит инфулу, шерстяную повязку жрицы, которая символизирует ее сан жрицы Божественного Августа; однако здесь она отсутствует. Кроме того, со строго физиономической точки зрения, здесь нет очень узких губ, которые видны на всех монетах и характерны для ее иконографии; очень отличается нос, более прямой и широкий, и лицо гораздо шире в скулах. Но самая важная деталь — это ряд маленьких локонов-завитков надо лбом, которого нет ни на одном изображении Антонии; реплики типа, который К. Полашек называет «Schäfenlöckchentypus» («тип с локонами на висках»), — или «украшенного типа» — имеют всего три локона, собранные только над висками. Следовательно, это не Антония Младшая. Что касается портрета из Сента, то он обладает всеми признаками, как физиономическими, так и типологическими, которые выше перечислены в связи с типом «Лепта — Мальта»: широкоскулое треугольное лицо, прямой, но довольно широкий нос, большие глаза, круглый подбородок, полная нижняя губа, мелкие кудряшки вокруг лица, открытые уши; поэтому, его следует отнести к иконографии другой принцессы из династии Юлиев-Клавдиев.
Остается узнать, какая «Ливилла» изображена на портретах типа «Лепта — Мальта»; явное сходство этих портретов с портретами Антонии в данном случае ничего не доказывает, так как это сходство с равной вероятностью может объясняться тем, что изображенная — ее дочь или внучка140. Ливилле, дочери Друза Старшего, должны были ставить почетные статуи в течение довольно долгого периода, несомненно, — с тех пор, как она вышла замуж за Гая Цезаря и до 31 г. н. э. (приблизительная дата ее смерти); однако реплики типа «Лепта — Мальта», с рядом круглых завитков надо лбом, имеют прическу, более характерную для правления Калигулы или Клавдия, чем Августа или Тиберия. Поэтому предпочтительнее отнести их к Юлии Ливилле, дочери Германика; действительно, известно о почестях, которые Калигула предоставил своим сестрам Ливилле и Друзилле в начале своего правления; а именно, первая в 37 г. получила почести, полагавшиеся весталкам, — прежде чем в 39 г. была изгнана, одновременно с сестрой. В 41 г. Клавдий вернул ее, затем снова изгнал, но она умерла в том же году, что и Калигула, несомненно, насильственной смертью.
Если говорить именно о портрете из Сента, то и другие особенности позволяют подтвердить эту идентификацию: действительно, после смерти ее брата Калигулы в 41 г., память Юлии Ливиллы была предана проклятию, вследствие чего бо́льшая часть ее изображений почти наверняка исчезла; итак, в Сенте мы встречаем портрет, превращенный в маску, который, возможно, был поврежден преднамеренно: «естественный» износ с. 240 мог уничтожить нос и подбородок, но не всю заднюю часть целиком. С другой стороны, существование в этом же городе посвятительной надписи к статуе Друза, сына Германика (кат. № 30) — который был не кем иным, как ее братом, — надписи, которая мне представляется посмертной, то есть, сделанной после 33 г. н. э., может подтверждать возможность существования группы статуй, относящейся к правлению Калигулы141.
Таким образом, можно предположить, что портрет из Сента был посвящен около 37—
ПРИМЕЧАНИЯ:
124L. Maurin, 1978, с. 86. 125D. Boschung, 1993b, с. 63—© 2011 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.