Юлия Ливилла, сестра Калигулы? (Варианты: Антония Младшая или ее дочь Ливия Юлия [Ливилла]).
Тип «Лепта — Мальта».
Белый мрамор. 37—39 гг.
Высота 24 см.
Сент, Археологический музей

Юлия Ливилла, сестра Калигулы? (Варианты: Антония Младшая или ее дочь Ливия Юлия [Ливилла]).

Тип «Лепта — Мальта».
Белый мрамор. 37—39 гг.
Высота 24 см.

Сент, Археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в Сен­те (Фран­ция) в 1846 г.

Описание:

34. ПОРТРЕТ ЮЛИИ ЛИВИЛЛЫ?

Тип «Леп­та — Маль­та»: 37—39 гг. н. э.

Илл. 28.
Сент, Архео­ло­ги­че­ский музей, запас­ник.
Голо­ва.
Белый мра­мор.

Обна­ру­же­на в Сен­те, в 1846 г., в колод­це на ули­це (Л. Морен [L. Maurin, с. 120] сомне­ва­ет­ся в сент­ском про­ис­хож­де­нии это­го экзем­пля­ра).

Раз­ме­ры: общая высота 24 см.

Рестав­ра­ции: несколь­ко антич­ных пере­де­лок — осо­бен­но на уровне глаз — сего­дня уда­ле­но: «осно­ва­ние шеи отпи­ле­но, левая часть лба повтор­но отшли­фо­ва­на; в резуль­та­те с этой сто­ро­ны почти пол­но­стью исчез­ли завит­ки надо лбом, следы кото­рых едва раз­ли­чи­мы. В XIX в. на гла­за были при­кле­е­ны вос­ко­вые пла­стин­ки, ими­ти­ру­ю­щие зрач­ки; […] пра­вая щека силь­но повреж­де­на»124.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, IX, 8935; L. Maurin, 1978, с. 120—121; II, рис. 62—66 (Анто­ния Млад­шая); E. Rosso, 2000c, № 7, с. 142—143, рис. 6—7 с. 134 (Юлия Ливил­ла, тип «Леп­та — Маль­та»).

Сохран­ность: порт­рет доста­точ­но силь­но повреж­ден: мра­мор раз­бит вдоль почти вер­ти­каль­ной линии, про­хо­дя­щей пря­мо перед уша­ми; левая щека тоже изу­ро­до­ва­на. Лицо сох­ра­ни­лось луч­ше: нос уце­лел, как и под­бо­ро­док, и места­ми на про­из­веде­нии сох­ра­не­на пер­во­на­чаль­ная шли­фов­ка.

На ста­рых фото­гра­фи­ях вид­на рестав­ра­ция на уровне радуж­ки и зрач­ка, кото­рая сего­дня исчез­ла, но оста­ви­ла следы; глаз­ные ябло­ки пер­во­на­чаль­но были глад­ки­ми.

Опи­са­ние: эта жен­ская голо­ва в нату­раль­ную вели­чи­ну име­ет при­чес­ку с пря­мым про­бо­ром и заче­сан­ны­ми назад вол­ни­сты­ми прядя­ми, кото­рая харак­тер­на для пери­о­да Юли­ев-Клав­ди­ев; с обе­их сто­рон пряди четы­ре раза вол­но­об­раз­но изги­ба­ют­ся и тянут­ся до ушей, кото­рые, насколь­ко мож­но судить, были пол­но­стью откры­ты. Лицо моло­дое, несмот­ря на пол­но­ва­тые чер­ты, нос пря­мой, доволь­но круп­ный, губы мяси­стые, под­бо­ро­док круг­лый, гла­за боль­шие; под ниж­ней губой вид­на ямоч­ка. Надо лбом, с. 238 вокруг лица замет­ны (чего не вид­но на опуб­ли­ко­ван­ных фото­гра­фи­ях) следы несколь­ких мел­ких круг­лых локо­нов, в доволь­но сла­бом релье­фе; они с само­го нача­ла были выре­за­ны очень сла­бо и ста­ли почти неза­мет­ны из-за изно­са и, несо­мнен­но, из-за очист­ки, кото­рой дол­жен был под­верг­нуть­ся этот порт­рет после обна­ру­же­ния. Почти цели­ком оста­лась вид­на толь­ко одна прядь завит­ка, рас­по­ло­жен­но­го спра­ва от про­бо­ра, надо лбом. Над левым вис­ком одна прядь отде­ля­ет­ся от мас­сы волос и про­хо­дит воз­ле края уха; вол­ны волос выпол­не­ны очень искус­но, а для созда­ния нозд­рей и, воз­мож­но, соеди­не­ния губ, исполь­зо­ва­но свер­ло.

Л. Морен и Ф. Бре­мер пола­га­ют, что этот порт­рет при­над­ле­жал релье­фу огром­ных раз­ме­ров: дей­ст­ви­тель­но, это могут под­твер­ждать следы извле­че­ния, замет­ные на пра­вой щеке. Напро­тив, пол­ная сим­мет­рия пра­вой и левой поло­ви­ны лица, види­мо, про­ти­во­ре­чит этой гипо­те­зе.

Ком­мен­та­рий: этот порт­рет часто счи­та­ли изо­бра­же­ни­ем Анто­нии Млад­шей, супру­ги Дру­за Стар­ше­го и мате­ри импе­ра­то­ра Клав­дия; в част­но­сти, так пола­гал Луи Морен, кото­рый видел здесь посмерт­ный порт­рет, отно­ся­щий­ся к нача­лу прав­ле­ния Клав­дия. Дей­ст­ви­тель­но, изо­бра­жен­ная жен­щи­на име­ет такую же при­чес­ку, какая обыч­но встре­ча­ет­ся на порт­ре­тах этой прин­цес­сы («Mittelscheitelfrisur», при­чес­ка с пря­мым про­бо­ром), но вхо­дит в груп­пу вось­ми реплик, иден­ти­фи­ка­ция кото­рых спор­на. Для боль­шей ясно­сти я пере­чис­лю здесь неко­то­рые реп­ли­ки из этой груп­пы, кото­рые обыч­но назы­ва­ют­ся «тип Леп­та — Маль­та»125 (Л. Морен к тому же отме­тил, что порт­рет из Сен­та при­над­ле­жит к этой груп­пе):

Если К. П. Эрхарт вновь свя­за­ла этот тип с ико­но­гра­фи­ей Анто­нии и созда­ла из него вто­рую груп­пу этой типо­ло­гии — «моло­дой порт­рет­ный тип с инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми»130, то К. Пола­шек, напро­тив, уже отверг­ла эту иден­ти­фи­ка­цию и пред­ло­жи­ла счи­тать этот тип Ливил­лой, доче­рью Анто­нии131. К тому же пред­став­ля­ет­ся, что неко­то­рые авто­ры пута­ют двух Ливилл — или отно­сят эту серию порт­ре­тов к ико­но­гра­фии то одной, то дру­гой Ливил­лы, — то есть, с одной сто­ро­ны, дочь Анто­нии Млад­шей и Дру­за Стар­ше­го, кото­рая была женой сна­ча­ла Гая Цеза­ря, затем Дру­за Млад­ше­го132, и, с дру­гой сто­ро­ны, Юлию Ливил­лу, дочь Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны Стар­шей133. Так что К. П. Эрхарт воз­ра­жа­ет К. Пола­шек, кото­рая отнес­ла этот тип к ико­но­гра­фии Ливил­лы, доче­ри Анто­нии, и при этом ссы­ла­ет­ся на обсто­я­тель­ства жиз­ни Ливил­лы, доче­ри Гер­ма­ни­ка. Точ­но так же Ч. Б. Роуз упо­ми­на­ет тип «Леп­та — Маль­та» в свя­зи со вто­рой Ливил­лой134, тогда как Д. Бошунг ясно гово­рил о пер­вой135. Несо­мнен­но, пута­ни­ца отча­сти выз­ва­на тем, что иден­ти­фи­ка­ция этих жен­щин осно­ва­на с. 239 глав­ным обра­зом на груп­пах Юли­ев-Клав­ди­ев из Руселл (Этру­рия) и Боль­шой Леп­ты, а обе эти груп­пы вклю­ча­ют мно­же­ство чле­нов импе­ра­тор­ской семьи136, для кото­рых связь меж­ду порт­ре­том и над­пи­сью все же не все­гда точ­но уста­нов­ле­на; кро­ме того, фото­гра­фии груп­пы из Розел­ле до недав­не­го вре­ме­ни не пуб­ли­ко­ва­лись137. Так, Ч. В. Роуз поме­ща­ет ста­тую жен­щи­ны из Руселл воз­ле ста­туи Гер­ма­ни­ка138, и счи­та­ет, что это его дочь, тогда как Д. Бошунг пола­га­ет, что она сто­я­ла воз­ле ста­туи Дру­за Млад­ше­го139, и видит в ней его жену.

Как бы то ни было, неко­то­рые сооб­ра­же­ния гово­рят про­тив отне­се­ния этой груп­пы порт­ре­тов к Анто­нии Млад­шей: преж­де все­го, на боль­шин­стве порт­ре­тов Анто­ния носит инфу­лу, шер­стя­ную повяз­ку жри­цы, кото­рая сим­во­ли­зи­ру­ет ее сан жри­цы Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста; одна­ко здесь она отсут­ст­ву­ет. Кро­ме того, со стро­го физио­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния, здесь нет очень узких губ, кото­рые вид­ны на всех моне­тах и харак­тер­ны для ее ико­но­гра­фии; очень отли­ча­ет­ся нос, более пря­мой и широ­кий, и лицо гораздо шире в ску­лах. Но самая важ­ная деталь — это ряд малень­ких локо­нов-завит­ков надо лбом, кото­ро­го нет ни на одном изо­бра­же­нии Анто­нии; реп­ли­ки типа, кото­рый К. Пола­шек назы­ва­ет «Schäfenlöckchentypus» («тип с локо­на­ми на вис­ках»), — или «укра­шен­но­го типа» — име­ют все­го три локо­на, собран­ные толь­ко над вис­ка­ми. Сле­до­ва­тель­но, это не Анто­ния Млад­шая. Что каса­ет­ся порт­ре­та из Сен­та, то он обла­да­ет все­ми при­зна­ка­ми, как физио­но­ми­че­ски­ми, так и типо­ло­ги­че­ски­ми, кото­рые выше пере­чис­ле­ны в свя­зи с типом «Леп­та — Маль­та»: широ­ко­ску­лое тре­уголь­ное лицо, пря­мой, но доволь­но широ­кий нос, боль­шие гла­за, круг­лый под­бо­ро­док, пол­ная ниж­няя губа, мел­кие куд­ряш­ки вокруг лица, откры­тые уши; поэто­му, его сле­ду­ет отне­сти к ико­но­гра­фии дру­гой прин­цес­сы из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев.

Оста­ет­ся узнать, какая «Ливил­ла» изо­бра­же­на на порт­ре­тах типа «Леп­та — Маль­та»; явное сход­ство этих порт­ре­тов с порт­ре­та­ми Анто­нии в дан­ном слу­чае ниче­го не дока­зы­ва­ет, так как это сход­ство с рав­ной веро­ят­но­стью может объ­яс­нять­ся тем, что изо­бра­жен­ная — ее дочь или внуч­ка140. Ливил­ле, доче­ри Дру­за Стар­ше­го, долж­ны были ста­вить почет­ные ста­туи в тече­ние доволь­но дол­го­го пери­о­да, несо­мнен­но, — с тех пор, как она вышла замуж за Гая Цеза­ря и до 31 г. н. э. (при­бли­зи­тель­ная дата ее смер­ти); одна­ко реп­ли­ки типа «Леп­та — Маль­та», с рядом круг­лых завит­ков надо лбом, име­ют при­чес­ку, более харак­тер­ную для прав­ле­ния Кали­гу­лы или Клав­дия, чем Авгу­ста или Тибе­рия. Поэто­му пред­по­чти­тель­нее отне­сти их к Юлии Ливил­ле, доче­ри Гер­ма­ни­ка; дей­ст­ви­тель­но, извест­но о поче­стях, кото­рые Кали­гу­ла пре­до­ста­вил сво­им сест­рам Ливил­ле и Дру­зил­ле в нача­ле сво­его прав­ле­ния; а имен­но, пер­вая в 37 г. полу­чи­ла поче­сти, пола­гав­ши­е­ся вестал­кам, — преж­де чем в 39 г. была изгна­на, одно­вре­мен­но с сест­рой. В 41 г. Клав­дий вер­нул ее, затем сно­ва изгнал, но она умер­ла в том же году, что и Кали­гу­ла, несо­мнен­но, насиль­ст­вен­ной смер­тью.

Если гово­рить имен­но о порт­ре­те из Сен­та, то и дру­гие осо­бен­но­сти поз­во­ля­ют под­твер­дить эту иден­ти­фи­ка­цию: дей­ст­ви­тель­но, после смер­ти ее бра­та Кали­гу­лы в 41 г., память Юлии Ливил­лы была пре­да­на про­кля­тию, вслед­ст­вие чего бо́льшая часть ее изо­бра­же­ний почти навер­ня­ка исчез­ла; итак, в Сен­те мы встре­ча­ем порт­рет, пре­вра­щен­ный в мас­ку, кото­рый, воз­мож­но, был повреж­ден пред­на­ме­рен­но: «есте­ствен­ный» износ с. 240 мог уни­что­жить нос и под­бо­ро­док, но не всю зад­нюю часть цели­ком. С дру­гой сто­ро­ны, суще­ст­во­ва­ние в этом же горо­де посвя­ти­тель­ной над­пи­си к ста­туе Дру­за, сына Гер­ма­ни­ка (кат. № 30) — кото­рый был не кем иным, как ее бра­том, — над­пи­си, кото­рая мне пред­став­ля­ет­ся посмерт­ной, то есть, сде­лан­ной после 33 г. н. э., может под­твер­ждать воз­мож­ность суще­ст­во­ва­ния груп­пы ста­туй, отно­ся­щей­ся к прав­ле­нию Кали­гу­лы141.

Таким обра­зом, мож­но пред­по­ло­жить, что порт­рет из Сен­та был посвя­щен око­ло 37—39 гг. н. э. и уни­что­жен, когда память Юлии Ливил­лы была пре­да­на про­кля­тию, после 42 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:

124L. Maurin, 1978, с. 86.

125D. Boschung, 1993b, с. 63—64.

126K. Polascheck, 1973a, № 71 с. 42.

127D. Boschung, 2002, № 20. 7 с. 70, илл. 571—3.

128K. Polascheck, 1973a, с. 40 прим. 64, илл. 191—2, 20—22.

129D. Boschung, 2002, № 1. 10 с. 9, илл. 7. 4.

130K. P. Erhart, 1978, с. 202—206, с. 210 — пере­чень реплик; порт­рет из Сен­та не упо­мя­нут нигде.

131K. Polascheck, 1973a, с. 38—45.

132Крат­кую био­гра­фию см. D. Boschung, 1993b, с. 63.

133D. Kienast, 1996, с. 88.

134Ch. Br. Rose, 1997, с. 68—69: «наи­бо­лее веро­ят­ная иден­ти­фи­ка­ция — Юлия Ливил­ла, самая млад­шая дочь Гер­ма­ни­ка».

135D. Boschung, 1993b, с. 63—64, рис. 45—46 Qa.

136Дей­ст­ви­тель­но, най­де­ны ста­туи Дру­за Млад­ше­го, Анто­нии, Гер­ма­ни­ка, Тибе­рия, Агрип­пи­ны Стар­шей, Дру­зил­лы, Ливил­лы, Ливии, Анто­нии Млад­шей, Дру­за Стар­ше­го, Неро­на, сына Гер­ма­ни­ка, Дру­за, сына Гер­ма­ни­ка, Клав­дия и Бри­та­ни­ка; пол­ный спи­сок см. в рабо­те: Ch. Br. Rose, 1997, № 45 с. 116—118.

137D. Boschung, 2002, илл. 56—61.

138Ch. Br. Rose, 1997, с. 69: «Это — одна из трех жен­ских ста­туй, обна­ру­жен­ных рядом с Гер­ма­ни­ком».

139D. Boschung, 1993b, с. 64 № 133.

140Сам Гер­ма­ник был сыном Анто­нии Млад­шей и Дру­за Стар­ше­го.

141См. так­же порт­рет Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста (кат. № 33), кото­рый тоже дати­ру­ет­ся этим вре­ме­нем.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 237—240, кат. № 34, илл. 28.
© 2011 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii антония младшая g136 re114 antonia minor юлия ливилла g423 iulia julia livilla re575 портрет портреты портретный портретная белый мрамор голова женский женщина антонии ливия g147 женская прическа тип лепта мальта