Портрет Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
16. Бюст больше натуральной величины
Степень сохранности: Отсутствует спинка носа, частично — края ушей. Несколько прядей на лбу повреждено, в остальном только незначительные повреждения.
Описание: Судя по равномерно закругленному нижнему краю, это бюст, а не голова, использовавшаяся для вставки в статую, что примечательно ввиду его размера — явно больше натуральной величины. Бюст из Фонди лишь в самом общем смысле может считаться репликой типа «Алькудия» — он представляет собой далеко идущую интерпретацию этого варианта портрета. Скульптор лишь в общем ориентировался на черты этого типа. Некоторые элементы образца ещё обнаруживаются, однако общее впечатление и отдельные черты полностью изменены. Пряди на лбу соединены за счёт слияния и равномерного упорядочения, так что большие «клещи» подчёркнуты и при этом определяют всю причёску (ср. прил. 2, схема 24). Короткие прядки перед ушами явно отклоняются от типа «Алькудия» и, скорее всего, соответствуют основному типу портретов Калигулы (Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. B., 1989. S. 32 ff.). Лицо сохранило некоторые черты прототипа, в частности, относительно небольшие и узкие глаза, а также широкую и сильную нижнюю часть, однако в целом выглядит упругим и спокойным. Чётко и равномерно очерченные веки, полный рот и гладкие щёки изображены красивее, чем на классическом изображении; если для типа характерен сильный, патетический поворот головы, то здесь она свободно и спокойно обращена вправо.
Характеристика: В данном случае скульптор не старался как можно точнее скопировать предоставленный ему образец. Скорее он заимствовал у этого образца лишь несколько черт, чтобы сделать изображение в целом узнаваемым. Отталкиваясь от него, он самостоятельно создавал по-новому задуманное изображение, которое больше соответствовало изменившимся представлениям о первом императоре: Божественный (Divus) наделён идеальной красотой. Его молодость и харизматичность его облика подчёркивают густые, сильно растрёпанные волосы, тогда как лицо и поворот головы должны выражать высокое достоинство.
Предполагаемая датировка: правление Калигулы. Для вытянутой, однако упругой и мясистой нижней части лица, как и для прядей перед левым ухом, наилучшие параллели даёт портрет Калигулы (ср. Boschung D. Op. cit. Taf. 2—
Mustilli D. Fondi. Sculture scoperte nell’abitato // NSA. Vol. 6. Ser. 13. 1937. P. 61. № 1. Ill. 5.
Horn R. Archäologische Funde in Italien, Tripolitanien der Kyrenaika und Albanien von oktober 1936 bis oktober 1937: Italien // AA. 1937. S. 408ff. Abb. 22, 23.
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 46, 90. № 61.
Poulsen F. Römische Privatporträts und Prinzenbildnisse (Det. Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. archaeologisk-kunsthistoriske Middelelser, ii, 5). Københvan, 1939. S. 27 (идентификация с Августом спорна; частный портрет Клавдия?).
Curtius L. Zum Bronzekopf von Azaila und zu den Porträts des jugendlichen Augustus // MDAI(R). Bd. 55. 1940. S. 63f.
Mustilli D. Il busto di Augusto scoperta a Fondi e i problemi dell’iconografia Augustea // Memorie Napoli. Vol. 6. 1942. P. 281ff. Ill. 1.2.
Stuart M. A Faënce Head of Augustus // AJA. Vol. 48. 1944. P. 174.
Kähler H. Rom und seine Welt. München, 1958. S.131. Taf. 84 слева (до 27 г. до н. э., соответствует изображениям, изготовленным после Акция).
von Heintze H. // Propyläen Kunstgeschichte. Bd. 2. Das römische Weltreich / H. Kraus, B. Andreae (Hsg.). S. 253. Nr. 287. Abb. 287 (3-я четверть I в. до н. э.).
Buschor E. Das hellenistische Bildnis. Aufl. 2. München, 1971. S. 51, 54, 88. Nr. 226. Abb. 75 (40—
Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts. 1, Der Actium-Typus. Göttingen, 1973. S. 29ff. Nr. 18 Taf. 22—
Jucker H. Archäologische Berichte // Museum Helveticum. Bd. 31. 1974. S. 188 (из-за узкого бюста датируется раньше, чем у Цанкера, предложен тип «Акций»).
Hornbostel W. Studien zu den Augustus-Porträts // RBPh. T. 54. 1976. S. 132.
Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. München, 1979. S. 70. Nr. 6.4 (40 г. н. э.).
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträts // ANRW. II. 12,2. 1981. S. 568f. Taf. 20. Abb. 40 (греческая работа, правление Калигулы. «Предвестник типа “Прима Порта”»).
Jucker H. Julisch-claudische Kaiser- und Prinzenbildnisse als Palimpseste // JDAI. Bd. 96. 1981. S. 292. Anm. 146 (после правления Тиберия).
Hertel E. D. Untersuchungen zu Stil und Chronologie der Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius. Bonn, 1982. S. 63f. 265f. Nr. 116 (правление Калигулы — начало правления Клавдия).
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom I. Kaiser und Prinzenbildnisse. Mainz am Rhein, 1985. S. 5 Anm. 1 (Z.); S. 28f., Anm. 10 (F.).
Zanker P. Augustus und die Macht der Bilder. München, 1987. S. 159 f., 162. Pl. 23, 2.
Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. Vol. I 2. La scultura greco-romana, le sculture antiche della collezione Farnese, le collezioni monetali, le oreficerie, la
collezione glittica. Napoli, 1989) (вклейка). P. 114f. № 88 Abb.
Bergemann J. Römische Reiterstatuen. Porträtplastik im öffentlichen Bereich.
(Beiträge zur Erschließung hellenistischer und kaiserzeitlicher Skulptur und
Architektur 11). Mainz, 1990. S. 58.
Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum / Hrsg. G. Binder. Bd. III. Darmstadt, 1991. S. 159f. Anm. 52, 53; 162. Taf. 23,2.
Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Berlin, 1992. S. 166 f. Cat. no. III 20.
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993, S. 115. Cat. no. 16. Pl. 26, 226, 4.
© 2017 г. Перевод с нем.: О. В. Любимова.