Портрет Августа
Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).Инв. № 149974.Неаполь, Национальный археологический музей

Портрет Августа.

Мрамор. Правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Инв. № 149974.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в Ита­лии, Фон­ди (антич­ные Фун­ды), на пере­крёст­ке виа Вес­па­си­а­но Гон­за­га и виа Джам­бат­ти­ста Вико, воз­ле глав­ных ворот (Porta Principalis) лаге­ря, на глу­бине 2 м, в 1936 г.

Описание:

16. Бюст боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны

Сте­пень сохран­но­сти: Отсут­ст­ву­ет спин­ка носа, частич­но — края ушей. Несколь­ко прядей на лбу повреж­де­но, в осталь­ном толь­ко незна­чи­тель­ные повреж­де­ния.

Опи­са­ние: Судя по рав­но­мер­но закруг­лен­но­му ниж­не­му краю, это бюст, а не голо­ва, исполь­зо­вав­ша­я­ся для встав­ки в ста­тую, что при­ме­ча­тель­но ввиду его раз­ме­ра — явно боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Бюст из Фон­ди лишь в самом общем смыс­ле может счи­тать­ся реп­ли­кой типа «Аль­кудия» — он пред­став­ля­ет собой дале­ко иду­щую интер­пре­та­цию это­го вари­ан­та порт­ре­та. Скуль­п­тор лишь в общем ори­ен­ти­ро­вал­ся на чер­ты это­го типа. Неко­то­рые эле­мен­ты образ­ца ещё обна­ру­жи­ва­ют­ся, одна­ко общее впе­чат­ле­ние и отдель­ные чер­ты пол­но­стью изме­не­ны. Пряди на лбу соеди­не­ны за счёт сли­я­ния и рав­но­мер­но­го упо­рядо­че­ния, так что боль­шие «кле­щи» под­чёрк­ну­ты и при этом опре­де­ля­ют всю при­чёс­ку (ср. прил. 2, схе­ма 24). Корот­кие пряд­ки перед уша­ми явно отк­ло­ня­ют­ся от типа «Аль­кудия» и, ско­рее все­го, соот­вет­ст­ву­ют основ­но­му типу порт­ре­тов Кали­гу­лы (Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. B., 1989. S. 32 ff.). Лицо сох­ра­ни­ло неко­то­рые чер­ты прото­ти­па, в част­но­сти, отно­си­тель­но неболь­шие и узкие гла­за, а так­же широ­кую и силь­ную ниж­нюю часть, одна­ко в целом выглядит упру­гим и спо­кой­ным. Чёт­ко и рав­но­мер­но очер­чен­ные веки, пол­ный рот и глад­кие щёки изо­бра­же­ны кра­си­вее, чем на клас­си­че­ском изо­бра­же­нии; если для типа харак­те­рен силь­ный, пате­ти­че­ский пово­рот голо­вы, то здесь она сво­бод­но и спо­кой­но обра­ще­на впра­во.

Харак­те­ри­сти­ка: В дан­ном слу­чае скуль­п­тор не ста­рал­ся как мож­но точ­нее ско­пи­ро­вать пре­до­став­лен­ный ему обра­зец. Ско­рее он заим­ст­во­вал у это­го образ­ца лишь несколь­ко черт, чтобы сде­лать изо­бра­же­ние в целом узна­вае­мым. Оттал­ки­ва­ясь от него, он само­сто­я­тель­но созда­вал по-ново­му заду­ман­ное изо­бра­же­ние, кото­рое боль­ше соот­вет­ст­во­ва­ло изме­нив­шим­ся пред­став­ле­ни­ям о пер­вом импе­ра­то­ре: Боже­ст­вен­ный (Divus) наде­лён иде­аль­ной кра­сотой. Его моло­дость и хариз­ма­тич­ность его обли­ка под­чёр­ки­ва­ют густые, силь­но рас­трё­пан­ные воло­сы, тогда как лицо и пово­рот голо­вы долж­ны выра­жать высо­кое досто­ин­ство.

Пред­по­ла­гае­мая дати­ров­ка: прав­ле­ние Кали­гу­лы. Для вытя­ну­той, одна­ко упру­гой и мяси­стой ниж­ней части лица, как и для прядей перед левым ухом, наи­луч­шие парал­ле­ли даёт порт­рет Кали­гу­лы (ср. Boschung D. Op. cit. Taf. 2—4).


Литература:
Horn R. Archäologische Funde in Italien, Tripolitanien der Kyrenaika und Albanien von oktober 1935 bis oktober 1936: Italien // AA. 1936. S. 486f. (Август).
Mustilli D. Fondi. Sculture scoperte nell’abitato // NSA. Vol. 6. Ser. 13. 1937. P. 61. № 1. Ill. 5.
Horn R. Archäologische Funde in Italien, Tripolitanien der Kyrenaika und Albanien von oktober 1936 bis oktober 1937: Italien // AA. 1937. S. 408ff. Abb. 22, 23.
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 46, 90. № 61.
Poulsen F. Römische Privatporträts und Prinzenbildnisse (Det. Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. archaeologisk-kunsthistoriske Middelelser, ii, 5). Københvan, 1939. S. 27 (иден­ти­фи­ка­ция с Авгу­стом спор­на; част­ный порт­рет Клав­дия?).
Curtius L. Zum Bronzekopf von Azaila und zu den Porträts des jugendlichen Augustus // MDAI(R). Bd. 55. 1940. S. 63f.
Mustilli D. Il busto di Augusto scoperta a Fondi e i problemi dell’iconografia Augustea // Memorie Napoli. Vol. 6. 1942. P. 281ff. Ill. 1.2.
Stuart M. A Faënce Head of Augustus // AJA. Vol. 48. 1944. P. 174.
Kähler H. Rom und seine Welt. München, 1958. S.131. Taf. 84 сле­ва (до 27 г. до н. э., соот­вет­ст­ву­ет изо­бра­же­ни­ям, изготов­лен­ным после Акция).
von Heintze H. // Propyläen Kunstgeschichte. Bd. 2. Das römische Weltreich / H. Kraus, B. Andreae (Hsg.). S. 253. Nr. 287. Abb. 287 (3-я чет­верть I в. до н. э.).
Buschor E. Das hellenistische Bildnis. Aufl. 2. München, 1971. S. 51, 54, 88. Nr. 226. Abb. 75 (40—30 гг. до н. э.).
Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts. 1, Der Actium-Typus. Göttingen, 1973. S. 29ff. Nr. 18 Taf. 22—24 (поме­ща­ет после типов «Акций» и «При­ма Пор­та»; конец прав­ле­ния Тибе­рия — нача­ло прав­ле­ния Клав­дия).
Jucker H. Archäologische Berichte // Museum Helveticum. Bd. 31. 1974. S. 188 (из-за узко­го бюста дати­ру­ет­ся рань­ше, чем у Цан­ке­ра, пред­ло­жен тип «Акций»).
Hornbostel W. Studien zu den Augustus-Porträts // RBPh. T. 54. 1976. S. 132.
Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. München, 1979. S. 70. Nr. 6.4 (40 г. н. э.).
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträts // ANRW. II. 12,2. 1981. S. 568f. Taf. 20. Abb. 40 (гре­че­ская работа, прав­ле­ние Кали­гу­лы. «Пред­вест­ник типа “При­ма Пор­та”»).
Jucker H. Julisch-claudische Kaiser- und Prinzenbildnisse als Palimpseste // JDAI. Bd. 96. 1981. S. 292. Anm. 146 (после прав­ле­ния Тибе­рия).
Hertel E. D. Untersuchungen zu Stil und Chronologie der Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius. Bonn, 1982. S. 63f. 265f. Nr. 116 (прав­ле­ние Кали­гу­лы — нача­ло прав­ле­ния Клав­дия).
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom I. Kaiser und Prinzenbildnisse. Mainz am Rhein, 1985. S. 5 Anm. 1 (Z.); S. 28f., Anm. 10 (F.).
Zanker P. Augustus und die Macht der Bilder. München, 1987. S. 159 f., 162. Pl. 23, 2.
Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. Vol. I 2. La scultura greco-romana, le sculture antiche della collezione Farnese, le collezioni monetali, le oreficerie, la
collezione glittica
. Napoli, 1989) (вклей­ка). P. 114f. № 88 Abb.
Bergemann J. Römische Reiterstatuen. Porträtplastik im öffentlichen Bereich.
(Beiträge zur Erschließung hellenistischer und kaiserzeitlicher Skulptur und
Architektur 11). Mainz, 1990. S. 58.
Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum / Hrsg. G. Binder. Bd. III. Darmstadt, 1991. S. 159f. Anm. 52, 53; 162. Taf. 23,2.
Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Berlin, 1992. S. 166 f. Cat. no. III 20.
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993, S. 115. Cat. no. 16. Pl. 26, 226, 4.

Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993, S. 115. Cat. no. 16. Pl. 26.
© 2017 г. Перевод с нем.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова бюст мрамор мужской тип алькудия alcudia фунды фонди инв № 149974