Марк Випсаний Агриппа
Белый мрамор. Начало эпохи Августа.Вибо-Валентия, Государственный археологический музей

Марк Випсаний Агриппа.

Белый мрамор. Начало эпохи Августа.

Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.

Происхождение:
Вибо-Вален­тия, ул. С. Алоэ.

Описание:
с. 177 Доволь­но непло­хая сохран­ность, утра­че­ны лишь часть носа и лево­го уха. На поверх­но­сти лица и бюста име­ет­ся мно­же­ство ско­лов и силь­ный тём­ный налёт, кото­рый, воз­мож­но, явля­ет­ся остат­ком цве­та.

Вме­сте с голо­вой, най­ден­ной на Бычьем Фору­ме в Риме (R2), копия из Вибо Вален­тии явля­ет­ся луч­шим образ­цом само­го древ­не­го типа порт­ре­та Мар­ка Вип­са­ния Агрип­пы, кото­рый до нас дошёл. Этот бюст весь­ма при­ме­ча­те­лен сво­им хоро­шим каче­ст­вом; голо­ва обра­ще­на вле­во, чер­ты лица юно­ше­ские и иде­а­ли­зи­ро­ван­ные: сос­ре­дото­чен­ное выра­же­ние пере­да­ёт­ся при помо­щи неболь­ших скла­док на лбу и глу­бо­ко поса­жен­ных глаз, кото­рые отте­ня­ют­ся слег­ка ско­шен­ны­ми бро­вя­ми. Пол­нота щёк не скры­ва­ет стро­е­ния чере­па; рот мяг­кий и плот­но закрыт. Пово­рот шеи под­чёрк­нут взду­ти­ем мыш­цы, кото­рое хоро­шо вид­но с левой сто­ро­ны, а в про­филь мож­но заме­тить начи­наю­щий­ся двой­ной под­бо­ро­док.

Точ­ность в реа­ли­стич­ном изо­бра­же­нии волос на этом бюсте поз­во­ля­ет дать подроб­ное опи­са­ние, кото­рое будет важ­ным и для дру­гих, более акку­рат­ных копий бюстов это­го типа. Воло­сы лежат с. 178 отдель­ны­ми круп­ны­ми прядя­ми, кото­рые в ито­ге рас­кры­ва­ют­ся широ­кой круп­ной «клеш­ней» у лево­го вис­ка. Чёл­ка надо лбом раз­гра­ни­че­на над левым гла­зом малень­кой пря­дью, зак­ру­чен­ной нару­жу, за кото­рой сле­ду­ют три локо­на, зак­ру­чен­ных внутрь; над пра­вым гла­зом чёл­ка завер­ша­ет­ся малень­кой раз­дво­ен­ной пря­дью, а залы­си­на отме­ча­ет пере­ход к вис­кам. На левой сто­роне друг за дру­гом идут две широ­кие рас­тя­ну­тые «клеш­ни»: одна рас­по­ло­же­на так же, как и выше­упо­мя­ну­тая над соот­вет­ст­ву­ю­щим вис­ком, вто­рая — ниже, перед ухом; с пра­вой сто­ро­ны, напро­тив, при­чёс­ка намно­го про­ще, глав­ным обра­зом она отли­ча­ет­ся глу­бо­кой залы­си­ной и дву­мя прядя­ми в виде запя­той над ухом. Сза­ди воло­сы спус­ка­ют­ся от макуш­ки к затыл­ку, рас­па­да­ясь на завит­ки.

В плане обще­го цве­то­во­го ансам­бля дета­ли это­го бюста доста­точ­но ясные и точ­ные, и вку­пе с под­чёрк­ну­той пла­стич­но­стью при­чёс­ки ука­зы­ва­ют на то, что он дати­ру­ет­ся ещё ран­ней авгу­стов­ской эпо­хой. То есть, бюст из Вибо Вален­тии явля­ет­ся самым древним образ­цом пер­во­го бюста Мар­ка Агрип­пы и срав­не­ние его с совре­мен­ным ему бюстом из Капи­то­лий­ских музеев (R2) под­ска­зы­ва­ет, что он был изготов­лен в город­ской мастер­ской; неяс­но, в какой обста­нов­ке он нахо­дил­ся — пуб­лич­ной или част­ной938.

938О свя­зях семьи Агрип­пы с Вибо Вален­ти­ей, см. выше, стр. 101.

Литература:
Fabbrini L. Marco Vipsanio Agrippa: concordanze e discordanze iconografiche. Nuovi contributi // Eikones. Studien zum griechischen und ròmischen Bildnis H. Juckergewidmet, Antike Kunst, 19. Beih., 1980. P. 100. N. 28.
Faedo L. Aspetti della cultura figurativa in età romana, in Storia della Calabria antica. Età italica e romana, Reggio Calabria 1994 p. 599. Fig. 4.
Faedo L. in Camposanto monumentale di Pisa. Le Antichità, a cura di S.Settis, vol. II , Modena 1984. N. 69. P. 138.
Foti G. Attività della Soprintendenza alle Antichità della Calabria nel 1973 // Klearchos. Vol. 15-16. 1973-1974. P. 125. Fig. 6—7.
Roddaz J.-M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 619—620. Fig. 15.

Источники:
© 1998 г. Фото, текст: Romeo I. Ingenuus leo: l’immagine di Agrippa. Roma, 1998. P. 177—178. R1.
© 2017 г. Перевод с итал.: Таривердиева С. Э.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa портрет портреты портретный портретная голова бюст белый мрамор мужской вибо валентия vibo valentia