Марк Випсаний Агриппа.
Вибо-Валентия, Государственный археологический музей.
Вместе с головой, найденной на Бычьем Форуме в Риме (R2), копия из Вибо Валентии является лучшим образцом самого древнего типа портрета Марка Випсания Агриппы, который до нас дошёл. Этот бюст весьма примечателен своим хорошим качеством; голова обращена влево, черты лица юношеские и идеализированные: сосредоточенное выражение передаётся при помощи небольших складок на лбу и глубоко посаженных глаз, которые оттеняются слегка скошенными бровями. Полнота щёк не скрывает строения черепа; рот мягкий и плотно закрыт. Поворот шеи подчёркнут вздутием мышцы, которое хорошо видно с левой стороны, а в профиль можно заметить начинающийся двойной подбородок.
Точность в реалистичном изображении волос на этом бюсте позволяет дать подробное описание, которое будет важным и для других, более аккуратных копий бюстов этого типа. Волосы лежат с. 178 отдельными крупными прядями, которые в итоге раскрываются широкой крупной «клешней» у левого виска. Чёлка надо лбом разграничена над левым глазом маленькой прядью, закрученной наружу, за которой следуют три локона, закрученных внутрь; над правым глазом чёлка завершается маленькой раздвоенной прядью, а залысина отмечает переход к вискам. На левой стороне друг за другом идут две широкие растянутые «клешни»: одна расположена так же, как и вышеупомянутая над соответствующим виском, вторая — ниже, перед ухом; с правой стороны, напротив, причёска намного проще, главным образом она отличается глубокой залысиной и двумя прядями в виде запятой над ухом. Сзади волосы спускаются от макушки к затылку, распадаясь на завитки.
В плане общего цветового ансамбля детали этого бюста достаточно ясные и точные, и вкупе с подчёркнутой пластичностью причёски указывают на то, что он датируется ещё ранней августовской эпохой. То есть, бюст из Вибо Валентии является самым древним образцом первого бюста Марка Агриппы и сравнение его с современным ему бюстом из Капитолийских музеев (R2) подсказывает, что он был изготовлен в городской мастерской; неясно, в какой обстановке он находился — публичной или частной938.
938О связях семьи Агриппы с Вибо Валентией, см. выше, стр. 101.Faedo L. Aspetti della cultura figurativa in età romana, in Storia della Calabria antica. Età italica e romana, Reggio Calabria 1994 p. 599. Fig. 4.
Faedo L. in Camposanto monumentale di Pisa. Le Antichità, a cura di S.Settis, vol. II , Modena 1984. N. 69. P. 138.
Foti G. Attività della Soprintendenza alle Antichità della Calabria nel 1973 // Klearchos. Vol. 15-16. 1973-1974. P. 125. Fig. 6—
Roddaz J.-M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 619—
© 2017 г. Перевод с итал.: Таривердиева С. Э.