Общая высота 21 см, высота головы 10 см.Инв. № Br 29 (N 3253).Париж, Лувр
Портрет Ливии. «Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копенгаген 616».
Общая высота 21 см, высота головы 10 см.
Париж, Лувр.
63. Портрет Ливии.
«Тип с косой» (Zopftypus), или тип «Копенгаген 616»
Илл. 51.
Париж, Лувр, инв. № Br 28[1] (N 3253).
Бюст с подставкой.
Бронза, глаза из эмали и чёрного камня.
Найден в 1868 г.[2] в Нёйи-ле-Реаль (Алье).
Размеры: общая высота 21 см, высота головы 10 см.
Библиография:
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Bd. 2: die Bildnisse der römischen Kaiser. Abt. 1. Berlin, 1886. S. 89—
de Ridder A. Bronzes antiques du musée du Louvre. Paris, 1913. Vol. 1. № 28—
West R. Römische Porträt-Plastik. München, 1933. Bd. 1. Fig. 127 pl. 31 (Ливия);
Espérandieu E. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. Paris, 1925. Vol. 9. P. 7040;
Goethert F. W.: Zum Bildnis der Livia // Festschrift A. Rumpf. Krefeld, 1952. S. 98 ff. Ill. 20—
Bieber M. Rev. on: Festschrift Andreas Rumpf // AJA. Vol. 57. 1953. P. 134 col. 1, № 22;
Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAI (R). Bd. 62. 1955. S. 164 ff.;
Furnée Van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman Empire // BABesch. Bd. 31. 1956. S. 13 ff. Ill. 10;
Jucker H. Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform. Fribourg, 1961. S. 51, 12;
Charbonneaux J. «Quelques portraits romains de l’époque julio-claudienne // BSAF. 1957. P. 22—
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 85—
Toynbee J. M. C. Art in Roman Britain. Oxford, 1964;
Drerup H. Augustusköpfe in Spanien // MDAI (M). Bd. 12. 1971. S. 141—
Jucker H. Die Prinzen auf dem Augustus-Relief in Ravenna // Mélanges Paul Collart. Lausanne, 1976. P. 266;
Schneider B. Studien zu den kleinformatigen Kaiserportäts von den Anfängen der Kaiserzeit bis ins dritte Jahrhundert. München, 1976. S. 11 (Ливия, после 14 г. н. э.);
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Mainz, 1983. S. 94—
de Kersauson K. Les portraits romains: Musée du Louvre. Paris, 1984. № 42, p. 94;
Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 47 № 39 (Ливия, тип Копенгаген 616);
Lahusen G., с. 273 Formigli E. Der Augustus von Meroë und die Augen der römische Bronzebildnisse // AA. Bd. 108. 1993. S. 663—
Borromeo G. E. Roman small-scale portrait busts. Ann Arbor, 1995. № 9, P. 19—
Winkes R. Livia, Octavia, Iulia. Portäts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, Providence, 1995. P. 37—
Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 114 P. 194—
Wood S. Imperial Women. A study in Public Images, 40
Lahusen G., Formigli E. Römische Bildnisse aus Bronze. Kunst und Technik. München, 2001. № 26 S. 73, Ill. S. 72 (Ливия, античный);
Dahmen K. Untersuchungen zu Form und Funktion kleinformatiger Porträts der römischen Kaiserzeit. Münster, 2001. № 33 S. 155—
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 49. 2 S. 133, Ill. 78—
Van Andringa W. La religion en Gaule romaine. Piété et politique (Ier—
Сохранность: Бюст неповреждён.
Описание: Бюст установлен на круглой подставке, такой же, как и подставка к портрету Августа. На нём имеется надпись «Ливии Августе» (Liviae Augustae)216.
Голова немного повёрнута влево; причёска состоит из внушительного нодуса, двух повязок, гибко прикреплённых за ушами (верхняя часть которых закрыта) и сплетённого пучка. Две длинные и волнистые пряди спадают из пучка на плечи. Две пряди, отходящие от нодуса, образуют на лбу широкую арку.
Этот бюст, как и предыдущий, имеет многоугольный вырез; изображённая женщина облачена в столу со складками и большим вырезом.
Нос длинный и крепкий, лицо исхудавшее: сильно выделяются круги под глазами и носогубные складки. Глаза очень большие и подчёркнуты очень вытянутыми надбровными дугами.
Комментарий: Я не стану возвращаться к дискуссиям об аутентичности этого бюста. Несмотря на анализы, подтвердившие античное происхождение материала, портрет из Нёйи-ле-Реаль не перестаёт приводить исследователей в замешательство; так, в недавно опубликованном исследовании иконографии Ливии, которое призвано обновить работу
С этой иконографической «диковинкой» связана другая, на сей раз касающаяся формулировки надписи. Действительно, Ливия названа здесь Ливией Августой, и это имя не встречается больше ни в одном посвящении: её звали Юлия Друзилла, а титул Августа она приняла после смерти Августа в 14 г.
В отсутствие по-настоящему убедительных параллелей трудно вынести суждение об этом портрете. Однако маленький бронзовый женский бюст конца правления Юлиев-Клавдиев свидетельствует, что типология бюста и форма подставки портрета из Нёйи-ле-Реаль не уникальны: речь идёт о портрете (несомненно, погребальном), который хранится в Нью-Йорке222: он изображает довольно пожилую женщину и резкими чертами лица (как и у Ливии), а бюст с узким вырезом как бы вырастает из листа аканфа. Сходство этих работ очевидно, и возникает вопрос: возможно, скульпторы, отлившие эти два бюста, больше привыкли создавать частные надгробные бюсты, чем императорские портреты, что побудило их придать изображённым черты преклонного возраста — возможно, ради большего реализма.
216CIL. XIII. 1366. 217Winkes R. Livia: Porträt and Propaganda // I, Claudia, II: women in Roman art and society. Actes du colloque de Yale University Art Gallery, novembre 1996 / Ed. KleinerПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:
[1]Ошибка. Согласно музейному каталогу, инв. № BR 29.
[2]Ошибка. Согласно музейному каталогу, найден в 1816 г., приобретён в 1868 г.
[3]Изначально супругу Августа звали Ливия Друзилла; по завещанию Август удочерил её, а после его смерти ей был дарован титул Августы; таким образом, после 14 г. н. э. она стала зваться Юлия Августа.
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.