Общая высота 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота головы 11,5 см, высота лица 9 см.Инв. №№ BR 28 / 3254.Париж, Лувр
Портрет Августа. Тип «Лувр Ma 1280».
Общая высота 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота головы 11,5 см, высота лица 9 см.
Париж, Лувр.
62. Портрет Августа.
Тип «Лувр Ma I 280».Илл. 50.
Париж, Лувр, инв. № 3254 (Br 28).
Бюст.
Бронза; глаза из стеклянной пасты.
Найден в Нёйи-ле-Реаль, Мулен (Алье), одновременно с бюстом Ливии (кат. № 63).
Размеры: высота с основанием — 21,5 см, высота бюста 18,5 см, высота головы 11,5 см, высота лица 9 см.
Реставрации: левый глаз; спайка между бюстом и основанием современная.
Библиография: Goethert F. W. Zur Kunst der römischen Republik, Berlin, 1931. S. 41 sqq; Paribeni R. Il ritratto nell’arte antica, Milano, 1934. P. 21, ill. 23; Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 72—
Сохранность: бюст практически нетронут: выщерблен только кончик носа, а также основание подставки. Левый глаз реставрирован.
Описание: бюст установлен на круглом основании, на котором вырезана следующая надпись:
Caesari Augusto Atespatus Crixi fil(ius) u(otum) s(oluit) l(ibens) m(erito)[1]203.
Нижнее ребро бюста многоугольное; голова слегка повёрнута вправо. Лицо очень выразительное, длинное и худощавое; лоб особенно широк и пересечён морщинами, глаза обведены кругами, носогубные складки очень глубокие, брови отвислые. Слева чёлка зачёсана вправо, а её правая половина состоит из более длинных прядей, серповидные кончики которых обращены влево. В задней части головы пряди изображены тщательно, но скорее в декоративном, чем реалистическом стиле: на затылке пряди скручиваются с. 271 наподобие «морской звезды»; далее они уложены параллельными рядами, зачёсанными то в одну, то в другую сторону.
Комментарий: Мало какой портрет вызывал столько противоречивых комментариев. Многие элементы этого произведения действительно необычны: прежде всего размер, ибо миниатюрные императорские портреты встречаются сравнительно редко; далее, прекрасная сохранность — на лице сохранился даже глаз из белой эмали и чёрного камня; наконец, то обстоятельство, что бюст обнаружен одновременно с бюстом Ливии, причём до нас дошли надписи — редчайший, увы, случай в императорской иконографии. Ввиду всего перечисленного, два этих бюста рассматриваются то как самые надёжные точки отсчёта для датировки воспроизведённых типов (в частности, так их рассматривал
Лицо изображённого несколько озадачивает, но это, несомненно, Август: несомненно, этот портрет выглядит странным ввиду очевидных признаков старости императора: морщины на лбу и у внешних уголков глаз, круги под глазами, узкий рот, переходящий в складки.
Расположение прядей на голове, а также левая часть чёлки, зачёсанная вправо, в общих чертах напоминают тип «Ла Алькудия» (ранее называвшийся типом «Акций»), который на самом деле соответствует пятому типу иконографии Августа, который Д. Бошунг назвал типом «Лувр Ma 1280», по номеру главного экземпляра серии208. Поэтому я не могу согласиться с мнением К. де Керсозон, которая, признавая сходство с типом «Акций», но отмечая, что черты лица принадлежат пожилому человеку, делает отсюда вывод, что художник, видимо, не был знаком с последними иконографическими типами императора и «в качестве модели имел лишь молодого Августа, которому, выразительно играя морщинами, придал возраст, соответствующий подлинному возрасту Августа»209; вместе с тем, на основании размера бюста она делает вывод, что он хранился в ларарии и, таким образом, датирует его после 7 г. до н. э., когда был восстановлен культ Ларов. Однако наш портрет хорошо вписывается в серию реплик типа «Лувр Ma 1280», и не представляет собой ни компиляцию (Klitterung), ни более или менее произвольную адаптацию предшествующего типа; следовательно, его нельзя датировать на основании с. 272 простых предположений. Кроме того, даже если бюст был заказан и выставлялся частным образом, что действительно очень вероятно, это всё же не позволяет сделать вывод, что художник не следовал официальной модели.
К сожалению, как раз датировка типа «Лувр Ma 1280» представляет самую большую проблему: в сущности, он представлен в двух вариантах, которые отличаются друг от друга степенью влияния того или иного типа иконографии Августа; то есть, главный экземпляр (Leitstück), бюст из Лувра, инв. № Ma 1280, прямо происходит от типа «Ла Алькудия», тогда как вариант «Штутгарт»210, к которому принадлежит портрет из Нёйи, заимствует мотивы типа «Прима Порта»211, такие, как подчёркнутая центральная «клешня», особенно чётко видная здесь. Самой близкой параллелью, несомненно, является другой портрет из Лувра212 и реплика из Террачины, как уже отметил Д. Бошунг213.
Поэтому представляется, что этот тип был создан раньше типа «Прима Порта»; Д. Бошунг предлагает датировать его вскоре после битвы при Акции, то есть около 30 г. до н. э. Так что речь идёт о старом типе, который был восстановлен и воспроизведён позднее, как доказывает вариант «Штутгарт», к которому относится портрет с Алтаря Мира, что свидетельствует о восстановлении этого типа по меньшей мере до 9 г. до н. э. Надпись на бюсте из Нёйи-ле-Реаль, где император имеет титул Август, тоже это подтверждает214 и сама даёт пределы датировки бюста: 27 г. до н. э. и 14 г. н. э., поскольку Август не назван Божественным (divus). Таким образом, датировка остаётся очень неточной, ибо можно лишь установить, что портрет был изготовлен в правление Августа, но при нынешнем состоянии вопроса мы не можем указать более точную дату215.
ПРИМЕЧАНИЯ:
203CIL. XIII, 1366; на бюсте: p(ondo?) l. 204Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 86: «Zweifellos müssen die Büstchen aus Neuilly-le-Real als Erzeugnisse der Empire unserem Antikenvorrat abgesprochen werden»[2]. 205Ibid. S. 85. 206Если говорить об Августе, то можно назвать два маленьких бюста в музее Неаполя (Археологический музей Неаполя, инв. № 5472 и 5473) и ещё один бюст, хранящийся в Копенгагене (Новая Карлсбергская глиптотека, инв. № 745 = Poulsen F. Catalogue of Ancient Sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1951. № 612), вырез которых очень похож на вырез бюста из Нёйи-ле-Реаль); общий вид см.: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, 1—ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:
[1]Цезарю Августу — Атеспат, сын Крикса, исполнил обет охотно, по заслугам.
[2]Несомненно, бюсты из Нёйи-ле-Реаль не должны причисляться к античному наследию как произведения эпохи Империи.
[3]Бюсты несомненно античные. Этот результат дали ещё не опубликованные естественнонаучные анализы, см., напр., Hurtel L. P, Robbiola L., Formigli E., Lahusen G. Two bronze roman half portraits of Augusta and Livia from the Louvre. Museum: historical and technical studies // Archeometallurgia. Ricerche e prospettive. Atti del colloquio internazionale di archeometallurgia. Bologna, 1988 (1992). P. 579.
[4]Бронзовый портрет из Нёйи, подписанный как Август, также следует этому изображению, так что его интерпретация не вызывает сомнений.
[5]Надпись даёт веские основания датировать бюст правлением Августа.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.