Высота 33,5 см, длина 21,5 см, толщина 23 см.Инв. № M. L. 255.Отён, Музей Ролен
Портрет Германика. Тип «Безье».
Высота 33,5 см, длина 21,5 см, толщина 23 см.
Отён, Музей Ролен.
64. Портрет Германика.
Тип «Безье», 14—
рис. 52
Отён, музей Ролен, инв. №
Голова.
Мрамор.
Найдена в Отёне, время обнаружения неизвестно.
с. 275 Размеры: высота 33,5 см, длина 21,5 см, толщина 23 см.
Реставрации: портрет реставрирован в 1985 г.
Библиография:
Espérandieu E. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. Paris, 1908—
Balty J.-Ch. Notes d’iconographie julio-claudienne, I: le togatus d’Otricoli, Vatican, salle des candélabres, IV, 93 // MMAI. Vol. 53. 1963. P. 113;
Kiss Z. L’iconographie des princes julio-claudiens au temps d’Auguste et de Tibère, Varsovie, 1975. P. 39, fig. № 40—
Pinette M. La sculpture antique à Autun // Histoire et Archéologie. Vol. 53. 1981. P. 27;
Autun-Augustodunum: capitale des Eduens, catalogue d’exposition. Autun, 1985. № 660. P. 331—
Gros P. Nouveau paysage urbain et cultes dynastiques: remarques sur l’idéologie de la ville augustéenne à partir des centres monumentaux d’Athènes, Thasos, Arles et Nîmes // Les villes augustéennes en Gaule. Actes du colloque d’Autun (juin 1985). Autun, 1991. P. 140;
Rebourg A. Carte archéologique de la Gaule, 71/1: Autun. Paris, 1993. № 685 P. 176 (Гай Цезарь).
Сохранность: голова отбита у основания шеи, её верхняя часть полностью отколота, так что портрет очень сильно повреждён: отсутствует почти вся чёлка, часть черепной коробки и правый глаз; нос отбит. Кроме того, во многих местах повреждена поверхность, особенно в районе левого глазного яблока и левой щеки. Подбородок выщерблен.
Описание: голова чуть-чуть повёрнута вправо; она отколота в таком месте — на высоте шеи, — что вряд ли это могла предназначаться для вставки в статую.
Лицо молодое, широкоскулое; подбородок круглый, щёки полные, губы очень тонкие; глаза большие. Волосы изображены очень чётко, даже сзади; они вырезаны почти исключительно резцом; сверло использовалось только для придания дополнительной рельефности прядям чёлки. Напротив, слишком маленькие уши совсем не отделены от массы мрамора; кроме того, они слишком сдвинуты назад, что предполагает недостаток мастерства у скульптора.
Комментарий: Этот портрет уже многократно был идентифицирован как портрет представителя династии Юлиев-Клавдиев: Э. Эсперандьё с некоторыми колебаниями предложил связать его с иконографией Тиберия; позднее Ж. Киш, а вслед за ним и другие авторы усмотрели здесь изображение Гая Цезаря. Из-за повреждений портрета его идентификация затруднена; однако его всё же можно связать с одной серией реплик.
Сперва опишем то, что сохранилось от прядей чёлки, то есть в сущности левую сторону: за «вилкой» над левым глазом, направленной к его внутреннему уголку, сразу же следует прядь над внешним уголком глаза, конец которой загибается вправо, то есть в сторону лица; далее расположена ещё одна тройная прядь, зачесанная в ту же сторону; далее идут три височные пряди, направленные вперёд; сзади волосы спускаются довольно низко на затылок, а их кончики зачёсаны к основанию шеи.
с. 276 В этой части чёлки расположение пряжей соответствует типу «Безье» (ср. кат. № 125) иконографии Германика, где как раз присутствует вилка над внутренним углом левого глаза; черты лица — полные щёки, широкие скулы, узкие губы, круглый и выступающий подбородок — несомненно принадлежат приёмному сыну Тиберия. Если портрет из Отёна чем-то отличается от лучших экземпляров типа «Безье», то, пожалуй, техникой исполнения: пряди вырезаны не так тонко, детали волос выполнены менее аккуратно, так что в результате расположение прядей кажется более схематичным — они сильнее обособлены друг от друга и утолщены. Кроме того, последняя прядь чёлки кажется «раздвоенной», в отличие от портрета из Безье, однако в целом чёлка скопирована правильно: в этом отношении реплика из театра в Таррагоне, которую на основании уподобления (Angleichung) иногда считают портретом одного из сыновей Германика — Нерона или Друза223, — очень похожа на голову из Отёна. Эта манера изображения прядей отчасти напоминает исполнение, характерное для экземпляров, изображающих предыдущий иконографический тип Германика, созданный, несомненно, после его усыновления224; на этих портретах его волосы длиннее, но в левой части чёлки обнаруживается «вилка», за которой следует «клешня» в углу лба. Поэтому представляется, что перед нами реплика типа «Безье», испытавшая сильное влияние типа «Усыновление»: следовательно, она была изготовлена вскоре после создания нового официального портрета Германика, по случаю прихода к власти Тиберия, который закрепил за ним положение «соправителя».
223Таррагона, Национальный археологический музей, инв. №© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.