Римская копия начала II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Высота 131 см.Инв. № 108.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе Фото: И. А. Шурыгин
Афродита (тип Медичи с Эротом на дельфине).
Римская копия начала II в. н. э. греческого образца IV—III вв. до н. э.
Высота 131 см.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
Афродита (тип Медичи с Эротом на дельфине)
Торс и плечи Афродиты, а также Эрот на дельфине античной работы. По ним можно определить, что богиня стоит, перенеся вес на левую ногу; правая слегка согнута в колене. Ладонями она частично прикрывает грудь и лоно. Голова повернута влево и обращена к зрителю в профиль. Прическа, сходная с таковой у Афродиты Капитолийского типа (комната II, № 26a), современной работы, за исключением двух прядей, ниспадающих на плечи, и потому не может быть использована для идентификации типа. Признаками того, что частично реставрированные Эрот и дельфин принадлежат группе, являются античная часть хвоста дельфина, составляющая одно целое с левым бедром Афродиты, а также три пальца левой руки Эрота на дельфине. По этим элементам Иоганн Якоб Бернулли определил фигуру как копию Афродиты типа Медичи, тогда как Феллетти Мау по такому признаку, как локоны на спине, включил ее в число копий Капитолийского типа. Однако у копий типа Медичи в Санкт-Петербурге и в Мюнхене имеются подобные прически. Отличительным признаком типа Медичи является незначительный наклон торса вперед, в силу чего фигура смотрится стоящей почти прямо. Копия, давшая название данному типу, находится в Уффици; ее цоколь подписан копиистом Клеоменом, сыном Аполлодора Афинского. Этот Клеомен, вероятно, являлся отцом Клеомена, жившего в I в. до н. э., изваявшего статую Германика, выставленную в Лувре (видимо, имеется в виду посмертная статуя Марцелла в образе Гермеса-оратора, подписанная афинским скульптором Клеоменом, и считавшаяся ранее портретом Германика —
Относительно авторства и датировки прототипа Афродиты Медичи сохраняются разногласия. Она определенно была создана в подражание Афродите Книдской работы Праксителя, но предполагаемое время ее создания находится в пределах от IV/III до I вв. до н. э. Согласно одной гипотезе, ее автором являлся последователь Праксителя; согласно другой, ее создал скульптор сикионской школы, вдохновленный Лисиппом.
Сравнение данной копии с копией из Уффици (реставрация, частично ориентированная на капитолийский тип, разумеется, не принимается во внимание), важна для датирования копии Боргезе, которая относится к более позднему периоду, возможно, к эпохе Траяна, о чем свидетельствует сходство Эрота на дельфине с мотивом на фризе с форума Цезаря, созданном во времена Траяна. Подобная датировка подтверждается также объемной моделировкой, дающей богатый светотеневой рисунок, особенно на животе и груди, подчеркивающий натуралистическую манеру, характерную для работ Клеомена.
Данные: музейная аннотация.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 108.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин