Выс. 22,5 см, шир. 14 см.Инв. № R. 2001-5-142.Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер
Портрет Августа. Часть рельефа. Тип «Прима Порта».
Выс. 22,5 см, шир. 14 см.
Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер.
84. Портрет Августа
Тип «Прима Порта»; 6—Рис. 65.
Вьен, музей-лапидарий Сен-Пьер.
Инв. № R. 2001-5-142.
Голова являлась частью рельефа.
Белый мелкозернистый мрамор.
Обнаружена во Вьене, на северном склоне холма Пипе, где была повторно использована в стене расположенной рядом с кладбищем.
Размеры: высота 22,5 см, ширина 14 см.
Библиография:
Espérandieu E. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 3. P., 1910. P. 2615 (Август);
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 52, № 126 p. 93;
Benoît F. Le sanctuaire d’Auguste et les cryptoportiques d’Arles // RA. T. 39. 1952. P. 37, 43, fig. 7 (Август);
Will E. La sculpture romaine au musée lapidaire de Vienne. Paris, 1952. № 57 p. 34, pl. 12-4 (27—
Schoppa H. Die Kunst der Römerzeit in Gallien, Germanien und Brittanien. München, 1957. S. 49, Ill. 18;
Bonanno A. Portraits and Other Heads on Roman Historical Relief up to the Age of Septimius Severus. Oxford, 1976. P. 25, fig. 54;
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12—
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. P. 9;
Pelletier A. Vienne antique, de la conquête romaine aux invasions alamanniques (IIe siècle av. — IIIe siècle ap.
Salviat F., Terrer D. Portraits d’Auguste à Vienne, de Tibère au musée de Lyon: un relief dynastique’ en Gaule? // RAN. T. 16. 1983. P. 135—
Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum. Bd. III. Kunst und Bildersprache / Hsg. G. Binder. Darmstadt, 1991. S. 154 Anm. 14;
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, 1—
Salviat F., Terrer D. // Nouvel Espérandieu, I. Vienne, Paris, 2003. № 142 P. 71—
Robert R. Le monument au cygnes’ de Vienne (France) // Théorie et pratique de l’architecture romaine. Etudes offertes à P. Gros. Aix-en-Provence, 2005. P. 250—
с. 295 Сохранность: голова, повёрнутая вправо, была отделена от рельефа, о чём свидетельствуют следы извлечения, заметные на макушке. Нос отсутствует, подбородок повреждён; фрагменты венка отсутствуют. Подбородок и мочка правого уха имеют сколы.
Комментарий: если идентификация этого портрета с Августом не представляет трудностей, то по вопросу о его типе и, соответственно, датировке, единого мнения не существует. Однако чёлка в этом отношении очень характерна: на портрете точно воспроизведены мотивы типа «Прима Порта». Можно отметить только небольшое смещение вправо последовательности «вилка — клешня» по сравнению с самыми характерными экземплярами этой серии; однако эта деталь, вероятно, объясняется тем, что это рельеф: левая сторона лица на нём была не видна, и скульптор перенёс главные черты на правую сторону, чтобы добиться большей ясности и облегчить идентификацию.
На основании стилистических особенностей Бошунг датирует эту реплику концом правления Августа: действительно, пряди изображены очень чётко, графически, что характерно для портретного искусства эпохи Тиберия, а черты лица выглядят идеализированными. Исследование головы Тиберия позволяет немного уточнить эту датировку (ср. ниже, № 85).
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.