Портрет Августа. Часть рельефа. Тип «Прима Порта».
Белый мелкозернистый мрамор. 6—14 гг. н. э.?
Выс. 22,5 см, шир. 14 см.
Инв. № R. 2001-5-142.Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер

Портрет Августа. Часть рельефа. Тип «Прима Порта».

Белый мелкозернистый мрамор. 6—14 гг. н. э.?
Выс. 22,5 см, шир. 14 см.
Инв. № R. 2001-5-142.

Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер.

Происхождение:
Най­ден во Вьене.

Описание:

84. Порт­рет Авгу­ста

Тип «При­ма Пор­та»; 6—14 гг. н. э.?
Рис. 65.

Вьен, музей-лапида­рий Сен-Пьер.
Инв. № R. 2001-5-142.
Голо­ва явля­лась частью релье­фа.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Обна­ру­же­на во Вьене, на север­ном склоне хол­ма Пипе, где была повтор­но исполь­зо­ва­на в стене рас­по­ло­жен­ной рядом с клад­би­щем.

Раз­ме­ры: высота 22,5 см, шири­на 14 см.

Биб­лио­гра­фия:
Espérandieu E. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 3. P., 1910. P. 2615 (Август);
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 52, № 126 p. 93;
Benoît F. Le sanctuaire d’Auguste et les cryptoportiques d’Arles // RA. T. 39. 1952. P. 37, 43, fig. 7 (Август);
Will E. La sculpture romaine au musée lapidaire de Vienne. Paris, 1952. № 57 p. 34, pl. 12-4 (27—17 гг. до н. э.); 12, 4;
Schoppa H. Die Kunst der Römerzeit in Gallien, Germanien und Brittanien. München, 1957. S. 49, Ill. 18;
Bonanno A. Portraits and Other Heads on Roman Historical Relief up to the Age of Septimius Severus. Oxford, 1976. P. 25, fig. 54;
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12—2. Berlin; New York, 1981. S. 583 Anm. 261 («нача­ло прав­ле­ния Клав­дия»);
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. P. 9;
Pelletier A. Vienne antique, de la conquête romaine aux invasions alamanniques (IIe siècle av. — IIIe siècle ap. J.-C.), Roanne, 1982. P. 452—453, fig.;
Salviat F., Terrer D. Portraits d’Auguste à Vienne, de Tibère au musée de Lyon: un relief dynastique’ en Gaule? // RAN. T. 16. 1983. P. 135—144, fig. 1—2;
Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // Saeculum Augustum. Bd. III. Kunst und Bildersprache / Hsg. G. Binder. Darmstadt, 1991. S. 154 Anm. 14;
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, 1—2). Berlin, 1993. № 204 S. 192, S. 62, 72, 86 Anm. 62, 133, 138, 142, 144;
Salviat F., Terrer D. // Nouvel Espérandieu, I. Vienne, Paris, 2003. № 142 P. 71—72, pl. 138—140 (27—17 гг. до н. э.);
Robert R. Le monument au cygnes’ de Vienne (France) // Théorie et pratique de l’architecture romaine. Etudes offertes à P. Gros. Aix-en-Provence, 2005. P. 250—251.

с. 295 Сохран­ность: голо­ва, повёр­ну­тая впра­во, была отде­ле­на от релье­фа, о чём свиде­тель­ст­ву­ют следы извле­че­ния, замет­ные на макуш­ке. Нос отсут­ст­ву­ет, под­бо­ро­док повреж­дён; фраг­мен­ты вен­ка отсут­ст­ву­ют. Под­бо­ро­док и моч­ка пра­во­го уха име­ют ско­лы.

Ком­мен­та­рий: если иден­ти­фи­ка­ция это­го порт­ре­та с Авгу­стом не пред­став­ля­ет труд­но­стей, то по вопро­су о его типе и, соот­вет­ст­вен­но, дати­ров­ке, еди­но­го мне­ния не суще­ст­ву­ет. Одна­ко чёл­ка в этом отно­ше­нии очень харак­тер­на: на порт­ре­те точ­но вос­про­из­веде­ны моти­вы типа «При­ма Пор­та». Мож­но отме­тить толь­ко неболь­шое сме­ще­ние впра­во после­до­ва­тель­но­сти «вил­ка — клеш­ня» по срав­не­нию с самы­ми харак­тер­ны­ми экзем­пля­ра­ми этой серии; одна­ко эта деталь, веро­ят­но, объ­яс­ня­ет­ся тем, что это рельеф: левая сто­ро­на лица на нём была не вид­на, и скуль­п­тор пере­нёс глав­ные чер­ты на пра­вую сто­ро­ну, чтобы добить­ся боль­шей ясно­сти и облег­чить иден­ти­фи­ка­цию.

На осно­ва­нии сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей Бошунг дати­ру­ет эту реп­ли­ку кон­цом прав­ле­ния Авгу­ста: дей­ст­ви­тель­но, пряди изо­бра­же­ны очень чёт­ко, гра­фи­че­ски, что харак­тер­но для порт­рет­но­го искус­ства эпо­хи Тибе­рия, а чер­ты лица выглядят иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми. Иссле­до­ва­ние голо­вы Тибе­рия поз­во­ля­ет немно­го уточ­нить эту дати­ров­ку (ср. ниже, № 85).


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 294—295, кат. № 84, илл. 65.
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина белый мрамор мелкозернистый дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья corona civica querquensis quercea тип прима-порта prima porta инв № r. 2001-5-142