Надпись Марка Випсания Агриппы
Suppl. It. III (Genua). P. 236 № 2.
Белый мрамор. 18—12 гг. до н. э. Копия.
Высота 126 см, ширина 105 см, толщина 6—8 см, высота букв 7—10 см.
Инв. № MCR 280.Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова

Надпись Марка Випсания Агриппы.

Suppl. It. III (Genua). P. 236 № 2.
Белый мрамор. 18—12 гг. до н. э. Копия.
Высота 126 см, ширина 105 см, толщина 6—8 см, высота букв 7—10 см.
Инв. № MCR 280.

Рим, Музей Римской культуры.

Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден в Генуе в 1902 г. воз­ле «Ста­ро­го Мола» на пло­ща­ди Кавур; хра­нит­ся в Город­ском музее лигу­рий­ской архео­ло­гии Генуи — Пельи.

Описание:
Suppl. It. III (Genua). P. 236 № 2.

M(arco) Agripp[ae L(uci) f(ilio) co(n)s(uli) III]
tr(ibunicia) potest(ate) [- - - patrono ?]

Мар­ку Агрип­пе, [сыну Луция, три­жды кон­су­лу], наде­лён­но­му три­бун­ской вла­стью, [… пат­ро­ну?]

с. 46 II. ГЕНУЯ — Фраг­мент над­пи­си, най­ден­ный в горо­де.

В ходе рас­ко­пок на пло­ща­ди Кавур, а имен­но под домом Обще­ства коче­га­ров, обна­ру­же­ны остат­ки зда­ния рим­ско­го вре­ме­ни, а в зем­ле най­ден фраг­мент боль­шой мра­мор­ной пли­ты высотой 1,26 м, шири­ной 1,05 м, тол­щи­ной 14 см.

На ней выре­за­на над­пись, круп­ны­ми и кра­си­вы­ми бук­ва­ми, высота кото­рых в пер­вой стро­ке 10 см, во вто­рой 7 см.:

В том же месте, над рим­ски­ми руи­на­ми, обна­ру­же­ны остат­ки стро­е­ний, дати­ру­е­мых эпо­хой Сред­не­ве­ко­вья, воз­мож­но XII в.

Фраг­мент над­пи­си, о кото­ром гово­рит­ся выше, хра­нит­ся сего­дня в Город­ском музее.

Дж. Кам­по­ра

p.111 AE 1987, 400—403 Генуя. Новые или пере­смот­рен­ные над­пи­си, опуб­ли­ко­ван­ные Дж. Менел­лой: Supplementa Italica. n.s. 3. 1987. P. 236; фото­гра­фии.

401) P. 236—237, 2; фото­гра­фия. Пли­та из бело­го мра­мо­ра, рас­ко­лотая в верх­ней части, сле­ва и спра­ва, най­ден­ная в 1903 г на пло­ща­ди Кавур: 120 x 105 x 8 см. Высота букв 8—11 см.

M(arco) Agripp[ae - - -] | tr(ibunicia) potest(ate) [- - -].

Над­пись свя­зы­ва­ет­ся с обще­ст­вен­ным мону­мен­том, посвя­щён­ным Мар­ку Вип­са­нию Агрип­пе после 18 г., когда он впер­вые полу­чил три­бун­скую власть: воз­мож­но, это был Цеза­ре­ум?

А. Шаста­ньоль

с. 147 ПОСВЯЩЕНИЕ АГРИППЕ ИЗ ГЕНУИ

На стене про­ход­ной ком­на­ты на пер­вом эта­же Город­ско­го архео­ло­ги­че­ско­го музея Генуи — Пельи при­креп­ле­на сте­ла из бело­го мра­мо­ра из двух частей, смы­каю­щих­ся и пло­хо соеди­нён­ных гип­со­вой залив­кой при рестав­ра­ции, раз­ме­ром 126 х 105 х 6—8 см, с бук­ва­ми высотой 7—10 см (рис. 1). Она най­де­на в Генуе в 1902 г., в ходе слу­чай­ных рас­ко­пок воз­ле «Ста­ро­го Мола» и содер­жит памят­ную над­пись об Агрип­пе, кото­рая оста­лась почти неиз­вест­на иссле­до­ва­те­лям, посколь­ку эта новость пуб­ли­ко­ва­лась толь­ко в мест­ных газе­тах; един­ст­вен­ное сооб­ще­ние для спе­ци­а­ли­стов, крат­кое и неточ­ное, появи­лось год спу­стя в «Notizie degli Scavi»1, где текст при­во­дит­ся так:

Вре­мен­ная пере­ста­нов­ка в ком­на­те, выпол­нен­ная недав­но в пред­две­рии пла­но­вой систе­ма­ти­за­ции город­ских архео­ло­ги­че­ских кол­лек­ций с. 148 и слов­но слу­чай­но сов­пав­шая с про­веде­ни­ем в Генуе кон­фе­рен­ции, посвя­щён­ной зятю Авгу­ста, поз­во­ли­ла более тща­тель­но иссле­до­вать этот кусок мра­мо­ра и уточ­нить как дан­ное чте­ние, так и то, кото­рое автор этой ста­тьи пред­ло­жил ранее, по резуль­та­там осмот­ра, про­из­ведён­но­го в чрез­вы­чай­ных обсто­я­тель­ствах2.

Дей­ст­ви­тель­но, внеш­ний осмотр опо­ры необ­хо­дим для уста­нов­ле­ния при­бли­зи­тель­ной мак­си­маль­ной дли­ны памят­ни­ка, от кото­ро­го цели­ком сох­ра­нил­ся левый край и ниж­няя гра­ни­ца, а так­же часть верх­ней. Раз­мер утра­чен­ной пра­вой части, види­мо, не под­да­ёт­ся коли­че­ст­вен­ной оцен­ке, но сле­ду­ет пола­гать, что она была доволь­но вели­ка, учи­ты­вая, что при­мер­но на три чет­вер­ти высоты, соот­вет­ст­ву­ю­щие почти всей сво­бод­ной поверх­но­сти, сте­ла не отпо­ли­ро­ва­на и утол­ще­на: энта­зис, замет­ный так­же на фото­гра­фии, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что необ­ра­ботан­ная часть была вко­па­на в зем­лю для под­держ­ки устой­чи­во­го и стро­го пер­пен­ди­ку­ляр­но­го поверх­но­сти памят­ни­ка и что таким обра­зом была уста­нов­ле­на опо­ра, име­ю­щая боль­шую гори­зон­таль­ную про­тя­жён­ность3.

Эта гипо­те­за под­твер­жда­ет­ся рекон­струк­ци­ей тек­ста на осно­ва­нии титу­ла­ту­ры Агрип­пы, извест­ной из над­пи­сей. Их иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что, за иск­лю­че­ни­ем одно­го слу­чая, после име­ни отца сле­ду­ет упо­ми­на­ние кон­суль­ства, все­гда пред­ше­ст­ву­ю­щее три­бун­ской вла­сти, вопре­ки обы­чаю исполь­зо­вать в титу­ла­ту­ре обрат­ную после­до­ва­тель­ность4. При этом в гену­эз­ской над­пи­си в кон­це пер­вой стро­ки долж­но упо­ми­нать­ся третье кон­суль­ство, кото­рое Агрип­па в послед­ний раз занял в 27 г. до н. э., за девять лет до пер­во­го полу­че­ния три­бун­ской вла­сти5. Затем до с. 149 самой смер­ти он полу­чал три­бун­скую власть каж­дые пять лет, но невоз­мож­но уточ­нить, к како­му году три­бун­ской вла­сти отно­сит­ся гену­эз­ская над­пись, и поэто­му её нель­зя дати­ро­вать с точ­но­стью до года и мож­но лишь ука­зать terminus post quem — око­ло 18 г. до н. э. Кро­ме того, в тек­сте и его гра­фи­че­ской рекон­струк­ции вид­но, что пер­вая стро­ка шире вто­рой, кото­рая цен­три­ро­ва­на при помо­щи поля отсту­па.

Рис. 1. Сте­ла Агрип­пы (Музей Генуи-Пельи).

Нако­нец, типо­ло­гия с. 150 опо­ры наво­дит на мысль, что Агрип­па в этой над­пи­си высту­пал как адре­сат посвя­ще­ния и поэто­му его имя сто­я­ло в датель­ном паде­же: дей­ст­ви­тель­но, мало­ве­ро­ят­но, чтобы обще­ст­вен­ное зда­ние было снаб­же­но сте­лой вме­сто обыч­ной над­пи­си (titulus), раз­ме­щён­ной пря­мо на стро­е­нии. Поэто­му после упо­ми­на­ния три­бун­ской вла­сти мож­но пред­по­ло­жить лаку­ну из ещё вось­ми или девя­ти букв, содер­жа­ние кото­рой, одна­ко, оста­ёт­ся пред­по­ло­жи­тель­ным: ори­ен­ти­ро­воч­но и чисто спе­ку­ля­тив­но мож­но пред­по­ло­жить, что после конеч­ной циф­ры упо­ми­нал­ся город­ской пат­ро­нат — почесть, пре­до­став­лен­ная Агрип­пе раз­ны­ми горо­да­ми импе­рии; её вполне мог­ла даро­вать ему и Генуя6. В каче­стве аль­тер­на­ти­вы мож­но так­же рас­смат­ри­вать кол­лек­тив­ное опре­де­ле­ние Genuenses («жите­ли Генуи»), кото­рое мог­ло быть выре­за­но в сок­ра­щён­ной фор­ме, но несо­мнен­но не про­дол­жа­лось в третьей стро­ке: ведь от неё не оста­лось ника­ких сле­дов на сох­ра­нив­шей­ся части сте­лы, но, учи­ты­вая цен­три­ри­ро­ва­ние с отсту­пом, она вряд ли мог­ла бы содер­жать боль­ше одной или двух букв.

Что каса­ет­ся тек­ста, доступ­но­го для чте­ния, то на камне раз­ли­чи­мы так­же ниж­ний конец послед­ней чер­ты в бук­ве M, обо­зна­чаю­щей пре­но­мен, перед зна­ком пунк­ту­а­ции (кото­рый, как и в дру­гом месте, дол­жен быть тре­уголь­ным), и остат­ки вер­ти­каль­ной чер­ты послед­ней бук­вы T в стро­ке 2. Таким обра­зом, посвя­ще­ние, состав­лен­ное в крат­кой и сухой фор­ме, харак­тер­ной для почёт­ных над­пи­сей Ран­ней импе­рии, долж­но теперь читать­ся так (рис. 2):


M(arco) Agripp[ae L(uci) f(ilio) co(n)s(uli) III]
tr(ibunicia) potest(ate) [---patrono (?)].

Учи­ты­вая, что памят­ник под­ни­мал­ся из зем­ли и был виден над ней на высоту все­го 60 см, оче­вид­но, что он не мог рас­по­ла­гать­ся на уровне пеше­ход­ной зоны, но раз­ме­щал­ся в под­зем­ной кон­струк­ции, рас­по­ло­жен­ной на уровне глаз или чуть выше, с. 151 чтобы лег­че было читать над­пись. Не иск­лю­че­но, что пер­во­на­чаль­но он нахо­дил­ся внут­ри огра­ды свя­ти­ли­ща, сто­яв­ше­го под откры­тым небом и соору­жён­но­го общи­ной Генуи в честь рода Юли­ев по при­ме­ру сход­ных ини­ци­а­тив, пред­при­ня­тых дру­ги­ми ита­лий­ски­ми общи­на­ми7.

Рис. 2. Гипо­те­ти­че­ская рекон­струк­ция тек­ста.
Рис. 3. Фраг­мент пли­ты с посвя­ще­ни­ем Воз­вра­щаю­щей Фор­туне (Авгу­сто­вой?).

Воз­мож­но, сте­ла нахо­ди­лась рядом с с. 151 ана­ло­гич­ны­ми осно­ва­ни­я­ми с посвя­ще­ни­я­ми в том же самом ком­плек­се, и не иск­лю­че­но, что в их чис­ле была боль­шая пли­та, фраг­мен­ты кото­рой най­де­ны в ходе рас­ко­пок, про­ведён­ных в 1975 г. на пло­ща­ди Мат­теот­ти и уже вос­ста­нов­ле­ны в преж­нем виде; на ней уве­ко­ве­че­на Воз­вра­щаю­щая Фор­ту­на (Fortuna Redux) прин­цеп­са, кото­ро­го мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать с самим Авгу­стом (рис. 3)8: это ещё одно свиде­тель­ство и зна­чи­мый при­мер того, как общи­на Генуи (civitas Genuensium) с само­го нача­ла в пол­ной мере сле­до­ва­ла ори­ен­та­ци­ям и ука­за­ни­ям ново­го поли­ти­че­ско­го кур­са.

Дж. Мен­нел­ла

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Campora G. Genova. Frammento epigrafico scoperto nella città // Notizie degli Scavi di Antichità. 1903. P. 46, где пер­во­на­чаль­ная тол­щи­на памят­ни­ка ука­за­на как 14 см. Замет­ки в мест­ной хро­ни­ке см.: Poggi G. // Il Caffaro. 11—12.12.1902. P. 2—3; Castagna D. // Corriere Mercantile. 16.03.1933. P. 4; Miscosi G. // ibid. 1934. P. 4. Недав­но на этом памят­ни­ке крат­ко оста­но­ви­лась Г. Кон­ти: Conti G. // Marmi antichi di Genova: la decorazione architettonica // Rivista di archeologia. Vol. 4. 1980. P. 41, fig. 27, кото­рая, одна­ко, пере­пу­та­ла сте­лу Агрип­пы с фраг­мен­том CIL. V. 7753, отно­ся­щим­ся к архит­ра­ву хра­ма Анто­ни­нов с над­пи­сью Пила­да, победи­те­ля на свя­щен­ных играх (hieronicae).

2Mennella G. Genua — Ora a Luna ad Genuam // Supplementa Italica. n.s. Vol. 3. 1987. P. 236—237, nr. 2, со сле­дую­щей тран­скрип­ци­ей тек­ста: M. Agripp[ae - - - ?] / tr(ibunicia) potest(ate) [-].

3Отвер­стие диа­мет­ром 5,5 см ниже поля над­пи­си не явля­ет­ся сквоз­ным и поэто­му не мог­ло исполь­зо­вать­ся для встав­ки урав­но­ве­ши­ваю­щей сваи, как я пред­по­ла­гал вна­ча­ле (Mennella G. Op. cit. P. 236), но было про­де­ла­но при повтор­ном исполь­зо­ва­нии пли­ты.

4По это­му пово­ду см.: CIL. II. 474 (Эме­ри­та); AE 1911, 3 (Эме­ри­та); CIL. III. 494 (Спар­та); AE 1904, 98 ср. 1924, 68 (Эфес); 1919, 2 (Коринф); AE 1980, 447 (Рузел­лы); 1920, 43 (Немауз); CIL. XIV. 2230 (Аль­бан­ская гора). Три­бун­ская власть пред­ше­ст­ву­ет кон­суль­ству в над­пи­си CIL IX 3913 (Аль­ба Фуцин­ская).

5Ср. Reinhold M. Marcus Agrippa. A Biography. New York, 1933, осо­бен­но P. 21 f., 73 f., вме­сте с более новой работой: Roddaz J.-M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 91 f., 339 f., 357 f., авто­ру кото­рой я при­зна­те­лен за пло­до­твор­ный обмен иде­я­ми на гену­эз­ском кон­грес­се отно­си­тель­но это­го кам­ня и титу­ла­ту­ры Агрип­пы. Полез­ные сведе­ния содер­жат­ся так­же в соот­вет­ст­ву­ю­щих ста­тьях сло­ва­рей: Vaglieri D. Agrippa // Dizionario epigrafico di antichità romane. Vol. I. 1895.P. 368—369; Vitucci G. Agrippa // Enciclopedia Virgiliana. Vol. I. 1984. P. 68—70.

6Сло­во patronus сто­ит после титу­ла­ту­ры в над­пи­сях CIL. II. 1527 (Улия), IX. 262 (Гна­ция), IX. 4677 (Реа­те), X. 4616 (Кубуль­те­рия), X. 4831 (Руф­ры), XI. 6814 (Кла­тер­ны), XIV. 2230 (Аль­бан­ская гора), AE 1919, 2 (Коринф), 1979, 366 (Новый Кар­фа­ген). О зна­че­нии этой поче­сти, а так­же о пат­ро­на­те Агрип­пы в отно­ше­нии Гаде­са и Кор­ки­ры см., преж­де все­го: Reinhold M. Op. cit. P. 60, 94 f., 103 f.

7Вся доку­мен­та­ция по это­му пово­ду собра­на в пуб­ли­ка­ции: Gasperini L. L’augusteo di Firmo Piceno in un’epigrafe da rileggere // Annali della Facoltà di Lettere e Filosofia dell’Università di Macerata. Vol. X. 1979. P. 59 f.; её мож­но допол­нить сооб­ра­же­ни­я­ми отно­си­тель­но пред­по­ла­гае­мо­го зда­ния, обна­ру­жен­но­го в Пизав­ре: Cresci Marrone G., Mennella G. Pisaurum I. Le iscrizioni della colonia. Pisa, 1984. P. 184—185, nr. 30.

8Текст чита­ет­ся: [Fortunae] Reduci / [--- C]aesaris / ---- (?). См. Mennella G. Op. cit. P. 236 nr. 1, там же см. наблюде­ния отно­си­тель­но ана­ло­гии, свя­зы­ваю­щей этот фраг­мент с фраг­мен­том Агрип­пы, а так­же пред­ше­ст­ву­ю­щую биб­лио­гра­фию.

Литература:
Campora G. Genova. Frammento epigrafico scoperto nella città // Notizie degli Scavi di Antichità. 1903. P. 46.
Supplementa Italica. Vol. 3; Genua. Roma, 1987. P. 236 № 2 (G. Mennella)
AE 1987, 401 (A. Chastagnol)
Mennella G. Una dedica genuense ad Agrippa // Il bimillenario di Agrippa. Atti dell’incontro di studio. Genova, 1989. P. 147—152
AE 1989, 316 (A. Chastagnol)

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст надписи: Eagle. Electronic Archive of Greek and Roman Epigraphy.
© Комментарий: Campora G. Genova. Frammento epigrafico scoperto nella città // NSA. 1903. P. 46.
© Комментарий: AE 1987, 401.
© Комментарий: Mennella G. Una dedica genuense ad Agrippa // Il bimillenario di Agrippa. Atti dell’incontro di studio. Genova, 1989. P. 147—152 .
© 2017 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia marco agrippae luci filio consuli iii tribunicia potestate марк випсаний агриппа marcus vipsanius agrippa g138 консул трибунская власть генуя посвятительная мрамор suppl it 236 2 mcr 280 инв №