Группа Диониса и сатира.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 3.
Группа с Дионисом и сатиром (табл. 75)
Выс. 2,20 м. Крупнозернистый желтоватый мрамор.
с. 705 Реставрированы у Диониса: часть кончика носа, кончики трех передних пальцев на правой руке, длинная полоса на задней стороне левого плеча, нижняя часть левого запястья, левый указательный и большой пальцы, кончик левого среднего пальца, верхняя часть кубка, внутренняя часть левой щиколотки, кончик большого пальца на левой ноге, фрагмент выше правого, кончик второго и часть четвертого пальца правой ноги; у сатира: нос, губы, подбородок, левая щека, кончики венка, заплатки на спине и правой руке, левое плечо, фрагмент в верхней части и на конце пастушьего посоха (pedum), левый указательный палец, заплатки на левом бедре, нижняя часть левой ноги со ступней; на стволе дерева рядом с сатиром: нижняя часть с частью сиринги; на стволе рядом с Дионисом: большая полоса на задней стороне; у пантеры: кончик морды, уши, заплатки на правой передней лапе; на базе: части под левой ступней сатира и стволом рядом, все края. Разломы: наискосок через верхнюю часть тела Диониса и сатира, выше левого локтя Диониса, на его левом запястье, через его колени и ствол рядом, его левый голеностопный сустав и пальцы правой ноги; у сатира была сломана отстоящая часть правой руки, левая рука в локте и запястье, пастуший посох в трех местах; дальнейшие разломы через его бедра, правое колено, правую голень, правый голеностопный сустав и опору между ногами; у пантеры — через правую заднюю лапу, между правой передней лапой и головой ягненка. Многочисленные трещины. На правом стволе верхняя часть переработана; там находилась опора для левой руки сатира. Скульптура сильно зачищена.
Дионис стоит вертикально на манер Аполлона Ликейского; голова увенчана плющом и гроздьями винограда; локоны спадают на плечи; рядом с правой ногой снаружи обвитый виноградной лозой ствол дерева; рядом с ним снаружи вперед сидящая мордой к зрителю пантера, которая поднимает голову к богу и кладет левую переднюю лапу на голову ягненка; левая рука Диониса с кубком покоится на левом плече маленького сатира с волосатым лобком, который стоит рядом с ним, опираясь на левую ногу, отставив назад правую ногу с приподнятой пяткой, он кладет правую руку за спину бога и поднимает к нему голову с венком из пинии; опущенная левая рука держит посох; рядом с левой ногой с наружной стороны ствол дерева, на котором висит сиринга. Худое телосложение сатира представляет собой полную противоположность полным, мягким формам бога. У обоих вырезаны зрачки глаз.
Грубо сработанная группа, очевидно, является не копией греческого оригинала, а неуклюжей римской композицией разнородных элементов, изготовленной для декоративных целей; группирование стоящей и шагающей фигур производит очень плохое впечатление. Такой же оценки с. 706 заслуживают все родственные группы, из которых лучшая находится во Флоренции (Amelung Führer Nr. 140; там идущий Дионис сгруппирован со стоящим сатиром). Уже поэтому было совершенно неверно предполагать в любой из этих групп копию произведения Праксителя, хотя отдельные элементы композиции зачастую были заимствованы из произведений эпохи Праксителя (Milani, Museo italiano di antich. dass. III S. 786 ff. Contra: Amelung, op. cit.; E. Sellers, Pliny’s chapters on the hist. of art S. 55; Helbig, см. ниже).
Найдена во время Пия VI вблизи Фраскати в принадлежащем графу Жиро (Giraud) поместье Тенута-ди-Морена под руинами здания, в котором предполагали виллу Лициниев, от прозвища которых (Мурена) поместье получило свое название. Была сразу приобретена для Ватикана (надпись на основании спереди), сначала установлена на месте Мелеагра, затем в Ротонде (Gerhard-Platner, в указ. ниже месте).
P. Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 19 Nr. 9;
Pistolesi V Taf. CXI;
Clarac 694, 1633;
Ernst Platner, Carl Bunsen, Eduard Gerhard, Wilhelm Röstell. Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart, 1834. S. 230 Nr. 21;
von Sybel Röm. Mitth. 1891 S. 242 Anm.;
Helbig Nr. 112.
Фотографии: Alinari 6518 (2); Anderson 1325 (2); Moscioni 2270; 1466 (cab.); Rocca 785 B; 399 D (cab.).
Текст: музейная информация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 704—706. Kat. Nr. 588.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.