Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
28. Большой саркофаг (табл. 6)
Выс. 1,07 м, дл. ок. 2,65 м, глуб. ок. 1,20 м. Крупнокристаллический светло-серый мрамор.
Дополнен весь верхний край с передней стороны и большие его фрагменты по бокам, почти полностью львиные головы (левая в нескольких фрагментах) за исключением частей гривы и ушей на плоскости фона; у сатира в середине правое предплечье, большой палец и кончик среднего пальца правой руки (кончик одного пальца отсутствует), все отделенные от плоскости фона части тирса, за исключением фрагмента, прилегающего к руке, некоторые изгибы и правая петля ленты на тирсе, большой палец левой руки (одна ручка сосуда отсутствует), правая нога со ступней, нижняя свисающая лапа и хвост шкуры; у менады там же голова, шея, левое плечо с частью спины, часть левой груди, левая рука, левая голень, почти вся левая ступня, фрагменты складок (некоторые отсутствуют); у пантеры между ними передняя часть тела с головой, правая нога и голова животного под левой лапой; у Эрота с пантерой под левой львиной головой отсутствуют передний край сосуда, конец правой ступни и хвост животного (все было дополнено; имеются отверстия с бронзовыми штифтами; начало хвоста у одеяния первой менады слева), наконец некоторые заплатки на задних лапах; у Эрота с пантерой под правой львиной головой восстановлена почти вся голова Эрота с шеей, часть правого предплечья и левой голени (левая ступня и часть ручки сосуда у левой руки отсутствуют), часть правой задней лапы с фрагментом фона (часть левой задней лапы и левой передней лапы с правой ступней Эрота были сломаны); вставлена заплатка справа над правой львиной головой; у первого сатира справа восстановлен фрагмент под левым коленом и внизу на правой голени, почти весь тирс за исключением части с. 77 над и под рукой, почти вся лента на тирсе (была сломана передняя часть правой руки, обе ноги в коленях, хвост и две свисающие лапы шкуры, правая нога внизу, правая ступня дважды, левая над пальцами); у следующей менады восстановлена верхняя часть левой ступни с мизинцем, часть плаща и апоптигмы под левым локтем, фрагменты развевающихся складок под правой рукой и справа внизу (одна складка отломана; была восстановлена, сохранился бронзовый штифт); у следующего сатира восстановлена передняя часть правой ступни, правое предплечье с кистью, за исключением трех пальцев, нижний конец тирса с частью фона (один разлом проходит через голову, вдоль левой руки и через левую кисть, другой — через левую ступню); у пантеры почти полностью восстановлены обе задние лапы, две длинные полосы на фоне под пантерой: у последней менады справа внизу различные разломы.
Над левой львиной головой и слева внизу под ней дополнена полоса на фоне; у первой менады слева верхняя левая половина головы с половиной лба, часть глаза и щеки, часть шеи и косы рядом, фрагменты обоих бедер, бо́льшая часть развевающихся складок слева, пальцы левой ноги, часть правого указательного пальца, наконечник тирса, петли и изгибы лент ближе к тирсу (некоторые повреждения; левый указательный палец был восстановлен; имеется бронзовый штифт); у алтаря восстановлены три фрагмента над и под ступней следующего сатира, левая часть гирлянды; лежащая внизу маска, с полосой в плоскости фона над ней, полностью современная; у следующего сатира восстановлен кончик левого большого пальца, правая голень, два пальца правой ноги, почти вся левая ступня (отломан кончик левого указательного пальца, большого пальца правой ноги и верхняя часть пастушьего посоха (pedum); она была восстановлена; имеются бронзовые штифты на сохранившейся части и на месте присоединения на плаще следующей менады); у следующей менады восстановлен фрагмент края верхней тарелки кимвала, части развевающихся складок справа и особенно внизу между ступнями и рядом со ступней предыдущего сатира (правый указательный палец был восстановлен, сохранился бронзовый штифт); вставлены две большие заплатки над и под флейтами; у последнего сатира восстановлен нос, середина туловища и часть левого бедра; вставлена большая заплатка на фоне слева.
И, наконец, были восстановлены многие части нижнего края. Очень много разломов.
Саркофаг имеет форму овального чана-давильни для винограда (ληνός), у которого заимствованы и обе львиные головы (см. Altmann, Architektur und Ornamentik d. ant. Sarkophage S. 46 ff.; по истории этой формы ср. также «микенские» ларнаки [λάρναξ, погребальная урна в форме ящика. — Прим. пер.] на Крите: Monum. dei Lincei 1895 S. 201 ff. Taf. 2 = Perrot-Chipiez, Histoire de l’art VI S. 456 Fig. 171; Ephem. arch. 1904 S. 1 ff. Fig. 9). В соответствии с этой первоначальной формой и в то же время с указанием на вечные блаженства загробного мира на рельефах изображены с. 78 дионисийские танцы. В центре передней стороны саркофага между львиными головами танцуют молодой сатир (слева) и менада; на сатире венок из ветвей пинии (corona pinea); он приподнялся на цыпочки и выставил вперед правую ногу;
в вытянутой назад правой руке он держит тирс (здесь, как и на всех других тирсах рельефа, имеется бант с развевающимися лентами и на обоих концах навершие в виде шишки пинии, из которого выступает ребристый заостренный конец; здесь, как у большинства тирсов, оно правильно восстановлено по нескольким сохранившимся); в вытянутой вперед опущенной левой руке он держит кубок; через левую руку переброшена развевающаяся шкура пантеры. Менада напротив него также приподняла пятки и отставила назад левую ногу; на ней надет подпоясанный пеплос, который настолько распахнулся, что прикрыта только часть спины; правильно восстановленная голова с виноградным венком в волосах запрокинута назад;
в вытянутой вперед и вверх левой руке она держит тимпан с розеткой в центре, в вытянутой назад и вниз правой руке — тирс. Между танцующими на земле идущая направо пантера, которая кладет переднюю левую лапу на голову барана и поворачивает свою голову вверх, глядя на сосуд сатира; ее тело обвито виноградной лозой. Под обеими львиными головами с каждой стороны обращенная к середине пантера, оборачивающаяся на Эрота, который сидит боком у нее на спине и держит в выставленной наружу руке большой кубок.
Справа от правой львиной головы еще две пары; сначала сатир в сосновом венке (corona pinea), обращенный вправо, также приподнявшийся на носках, с отставленной назад правой ногой; отведенной назад поднятой правой рукой он поднимает конец шкуры пантеры, которая другим концом перекинута через опущенную спереди левую руку; левая рука держит тирс; на земле пастуший посох. Напротив него менада в пеплосе, высоко опоясанном поверх апоптигмы; она танцует на цыпочках, выставив вперед левую ногу; опущенной вперед левой рукой она держит конец хламиды, другой конец которой переброшен через протянутую назад левую руку; на ладони находится плетеная корзина (λίκνον) с с. 79 обернутым фаллосом (см. Pringsheim, Archäologische Beiträge zur Geschichte des eleusin. Kultus S. 32 Anm. 1); волосы слегка наклоненной головы схвачены двумя тонкими лентами; на затылке развевающийся пучок распущенных локонов (прическа Афродиты Книдской). Затем снова сатир в сосновом венке, который, танцуя, приподнимается на левой ноге, запрокинув назад правую поднятую ногу; левая рука с тирсом опущена назад, вытянутая вперед правая рука держит за ленточку тимпан; за левой ногой прыгающая вправо пантера, поднимающая голову к сатиру; здесь изображение завершается фигурой спокойно стоящей анфас менады в пеплосе, опоясанном поверх апоптигмы; она поворачивает слегка наклоненную увенчанную голову налево к сатиру; правая рука с кубком опущена, поднятая левая рука поддерживает тирс. Слева от левой львиной головы танцует, приподнявшись на цыпочки, обращенная влево менада в пеплосе, опоясанном поверх апоптигмы; слегка выставив вперед левую ногу, она поворачивает назад голову с венком из виноградных листьев, склоняя ее к левому плечу; левая рука вытянута вперед и вверх и держит один край хламиды, которая свободно лежит вокруг левого плеча, а другой ее конец, развеваясь, спадает за спиной; вытянутая вперед опущенная правая рука придерживает лежащий на плече тирс; напротив нее скорее прыгающий, чем танцующий сатир в сосновом венке с высоко поднятой правой ногой, левая рука вскинута вверх хватательным движением, в опущенной правой — лежащий на плече пастуший посох; между обоими алтарь с гирляндой, а на нем маска Силена, увенчанная венком из плюща; на земле между ногами сатира маска сатира с виноградным венком; обе маски полностью выдолблены; далее слева менада, поднявшаяся на цыпочки, слегка отставив назад левую ногу; пеплос, опоясанный поверх апоптигмы, оставляет открытым левое плечо и левую ногу; развевающаяся хламида обвивается вокруг обеих рук; волосы собраны как у Венеры Книдской и перевязаны двумя лентами; обе руки с литаврами вытянуты далеко вперед; завершает сцену танцующий сатир в сосновом венке, обращенный к менаде спиной с. 80 (правая нога поднята назад), в то время как его голова повернута назад к менаде; в ту же сторону опущена левая рука с двумя флейтами, правая рука вскинута в сторону открытым жестом, словно в изумлении. Наверху саркофаг обрамлен ионическим киматием с валиком; под нижней планкой венок из вертикальных акантовых листьев; оба орнамента находятся только там, где есть рельеф; обратная сторона оставлена необработанной, так же как и внутренняя поверхность.
Исполнение декоративно эффектно, но без внутренней жизни. Некоторые из использованных здесь типов снова присутствуют на других монументах: так, например, сатир из центральной группы на рельефе в Лувре (Hauser, в указ. ниже месте, S. 90 Nr. 8), диск в Неаполе (там же Nr. 9); похож на диск в Броудлэндсе (Nr. 10; Nr. 11 ваза в Палаццо Корсини во Флоренции, на которой также появляется этот сатир, вероятно современная); менада с ликноном на фрагменте рельефа в Стокгольме (Phot. Lagrelius Nr. 197); сатир последней группы справа на путеале [каменная ограда вокруг колодца. — Прим. пер.] королевы Кристины (Hauser, S. 93 Nr. 13 c; см. Galleria de’ candelabri Nr. 134 A); чаще всего встречается менада из центральной группы: на рельефе в Инс-Бланделл-Холле (Hauser, S. 87 Nr. 3), на саркофаге из гробницы Лициния Красса на виа Салариа (Hauser, S. 92), на рельефе на Вилле Альбани (там же, Nr. 13 a), на путеале в палаццо Дориа в Риме (Matz-Duhn, Antike Bildwerke in Rom III Nr. 3672, IV) и в группе из Гитиона в Пелопоннесе, ныне в Афинах (Pervanoglu, Annali d. I. 1866 S. 272 tav. P 2; S. Reinach, Répertoire de la statuaire II 1 S. 147 Nr. 2); в слегка измененном виде на канделябре в Лувре (Salle de la Pallas de Velletri Nr. 500; Clarac 137/138; вокруг правой руки обвита змея) и на гемме из стеклянной пасты (Furtwängler, Antike Gemmen Taf. XXXVI 37). Все эти изображения, очевидно, происходят от более древнего, которое дошло до нас лишь в виде очень небольшой, к сожалению, сильно фрагментированной копии, которую Трой считает менадой Скопаса; тимпану соответствовала бы козочка, тирсу — нож (см. Treu, Mélanges Perrot S. 317 ff. и в указ. ниже месте).
с. 81 Саркофаг был найден в середине октября 1777 года при раскопках фундамента сегодняшней ризницы Св. Петра, внутри были обнаружены два скелета; судя по найденной тогда же надписи, это, вероятно, скелеты двух христиан — Иоанна и Тициана. Кости были захоронены на кладбище, где хоронили немцев, саркофаг сразу же поступил в Ватиканский музей.
Visconti Museo Pio-Clementino IV Taf. XXIX, * XXIX;
Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 22 Nr. 3;
Zoega bei Welcker Zeitschrift S. 391;
Fea Nuova descrizione S. 97;
Pistolesi IV Taf. LXXXVIII;
Millin Galérie mythologique Pl. LXIII 268;
Guigniaut Réligions de l’antiquité Pl. CXX 482;
Zoega De origine et usu obeliscorum S. 333 Anm. 45;
idem bei Welcker Zeitschrift S. 391 ff.;
Gerhard-Platner S. 133 ff. Nr. 37;
Braun Ruinen u. Museen Roms S. 296 Nr. 47;
Hauser Neu-attische Reliefs S. 89 ff.;
Helbig Nr. 140;
v. Sybel Weltgeschichte d. Kunst 2 S. 442;
Treu Dresdner Jahrbuch 1905 S. 12 Abb. 10.
Фотографии: Alinari 6655 (3); Anderson 1442 (3); Moscioni 384.
2016. Текст: музейная информация.
© 1908 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Band II. S. 76—81. Kat. Nr. 28.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.