Римская работа II в.Инв. №№ ГР-11304 / А. 985.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Падение Фаэтона.
Римская работа II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
19. Передняя панель саркофага: Фаэтон (илл. 44—47)
Инв. № А. 985.
Размеры: выс. 0,98 м; дл. 1,83 м.
Материал: мелкозернистый белый мрамор.
Происхождение: Поступила в Эрмитаж в 1929 г. из управления Петергофского дворца-музея. В 1857 г. находилась у антиквара Деполетти в Риме. Позднее была приобретена герцогиней
Состояние: Отсутствует правая часть передней стенки, отсутствующие фигуры которой были восстановлены во время реставрации. Линия присоединения восстановленной части проходит через грудь Авроры, а также Эридана. Кроме того, у античной части дополнены правый верхний угол и отдельно от него голова Авроры. Отбиты: голова дочери Гелиоса рядом с сидящим Фаэтоном, правая рука Авроры, кисть левой руки Фаэтона и ноги коней. Лица Фаэтона, Кикна и дочерей Гелиоса повреждены. Восстановлены головы Феба, Дисис, Диоскуров, руки Кикна и ноги Фаэтона; многочисленные новые заплатки находятся на телах Феба, Дисис, Диоскуров и коней. Некоторые части дополнены. Вероятно, реставрация была проведена, когда рельеф находился у Деполетти.
Литература:
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 3. Einzelmythen: Niobiden — Triptolemos, Ungedeutet, Berlin 1919. S. 427 Nr. 344, Taf. 113 Abb. 344.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 24 Anm. 1.
Сохранившийся фрагмент принадлежал левой части фронтальной стенки саркофага. Восстановленный в новое время через всю вертикаль рельефа большой кусок правой части не восстанавливает композицию в целом, а только реконструирует частично отбитые фигуры. К. Роберт описал сцену и отсутствующую часть, сравнивая их с хранящимся в Вероне фрагментом1, где справа изображена просьба Фаэтона.
На первый взгляд, композиция кажется хаотичной и беспорядочной, настолько велико количество выдержанных в разном масштабе фигур. Но выделение отдельных групп дает возможность охватить фигуры в их совокупности. Середину занимает бездыханная фигура падающего Фаэтона. Над ним находятся обломки колесницы и испуганные кони, которых Диоскуры пытаются усмирить, а также Аврора и персонифицированные ветры, почти не возвышающиеся над плоскостью фона. Слева появляются две большие фигуры: Дисис и Феб. Внизу изображены скорбящие фигуры дочерей Гелиоса и Кикна с лебедем, а также аллегория реки Эридан в образе бородатого старца. Женские фигуры справа — Горы, олицетворяющие времена года или времена суток.
Значительно выделяется группа дочерей Гелиоса и Кикна. Их застывшие скорбные жесты эффектно контрастируют с динамикой окружающих их фигур. Даже способ исполнения этой группы персонажей в нижнем ряду несколько другой: мелкие складки одеяний, неестественно вытянутые пропорции тела и с. 46 эмоциональное настроение отличают их от холодных, традиционно выполненных образов Феба, Диоскуров и Гор. Эти стилевые особенности еще близки позднеантониновским памятникам2.
Характерные особенности рельефа — различия фигур по величине, ступенчатое строение композиции и различная высота рельефа, начиная от объемных фигур, приближающихся к круглой скульптуре, и до фигур, почти не возвышающихся над плоскостью фона. Частое применение сверла подчеркивает выраженную игру света и тени.
Римская работа. 190—
Текст: музейная информация (2006 г.).
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 45—46, Kat. Nr. 19, Taf. 44—47.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.