Падение Фаэтона
Мрамор.
Римская работа II в.
Инв. №№ ГР-11304 / А. 985.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Падение Фаэтона.

Мрамор.
Римская работа II в.
Инв. №№ ГР-11304 / А. 985.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил из управ­ле­ния Петер­гоф­ско­го двор­ца-музея. 1929 г.

Описание:

19. Пере­д­няя панель сар­ко­фа­га: Фаэ­тон (илл. 44—47)

Инв. № А. 985.

Раз­ме­ры: выс. 0,98 м; дл. 1,83 м.

Мате­ри­ал: мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор.

Про­ис­хож­де­ние: Посту­пи­ла в Эрми­таж в 1929 г. из управ­ле­ния Петер­гоф­ско­го двор­ца-музея. В 1857 г. нахо­ди­лась у анти­ква­ра Депо­лет­ти в Риме. Позд­нее была при­об­ре­те­на гер­цо­ги­ней М. Н. Лейх­тен­берг­ской и до 1929 г. нахо­ди­лась в Петер­го­фе во двор­це гер­цо­га Лейх­тен­берг­ско­го.

Состо­я­ние: Отсут­ст­ву­ет пра­вая часть пере­д­ней стен­ки, отсут­ст­ву­ю­щие фигу­ры кото­рой были вос­ста­нов­ле­ны во вре­мя рестав­ра­ции. Линия при­со­еди­не­ния вос­ста­нов­лен­ной части про­хо­дит через грудь Авро­ры, а так­же Эрида­на. Кро­ме того, у антич­ной части допол­не­ны пра­вый верх­ний угол и отдель­но от него голо­ва Авро­ры. Отби­ты: голо­ва доче­ри Гелиоса рядом с сидя­щим Фаэ­то­ном, пра­вая рука Авро­ры, кисть левой руки Фаэ­то­на и ноги коней. Лица Фаэ­то­на, Кик­на и доче­рей Гелиоса повреж­де­ны. Вос­ста­нов­ле­ны голо­вы Феба, Дисис, Дио­с­ку­ров, руки Кик­на и ноги Фаэ­то­на; мно­го­чис­лен­ные новые заплат­ки нахо­дят­ся на телах Феба, Дисис, Дио­с­ку­ров и коней. Неко­то­рые части допол­не­ны. Веро­ят­но, рестав­ра­ция была про­веде­на, когда рельеф нахо­дил­ся у Депо­лет­ти.

Лите­ра­ту­ра:
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 3. Einzelmythen: Niobiden — Triptolemos, Ungedeutet, Berlin 1919. S. 427 Nr. 344, Taf. 113 Abb. 344.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 24 Anm. 1.

Сох­ра­нив­ший­ся фраг­мент при­над­ле­жал левой части фрон­таль­ной стен­ки сар­ко­фа­га. Вос­ста­нов­лен­ный в новое вре­мя через всю вер­ти­каль релье­фа боль­шой кусок пра­вой части не вос­ста­нав­ли­ва­ет ком­по­зи­цию в целом, а толь­ко рекон­стру­и­ру­ет частич­но отби­тые фигу­ры. К. Роберт опи­сал сце­ну и отсут­ст­ву­ю­щую часть, срав­ни­вая их с хра­ня­щим­ся в Вероне фраг­мен­том1, где спра­ва изо­бра­же­на прось­ба Фаэ­то­на.

На пер­вый взгляд, ком­по­зи­ция кажет­ся хао­тич­ной и бес­по­рядоч­ной, настоль­ко вели­ко коли­че­ство выдер­жан­ных в раз­ном мас­шта­бе фигур. Но выде­ле­ние отдель­ных групп дает воз­мож­ность охва­тить фигу­ры в их сово­куп­но­сти. Середи­ну зани­ма­ет без­ды­хан­ная фигу­ра падаю­ще­го Фаэ­то­на. Над ним нахо­дят­ся облом­ки колес­ни­цы и испу­ган­ные кони, кото­рых Дио­с­ку­ры пыта­ют­ся усми­рить, а так­же Авро­ра и пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные вет­ры, почти не воз­вы­шаю­щи­е­ся над плос­ко­стью фона. Сле­ва появ­ля­ют­ся две боль­шие фигу­ры: Дисис и Феб. Вни­зу изо­бра­же­ны скор­бя­щие фигу­ры доче­рей Гелиоса и Кик­на с лебедем, а так­же алле­го­рия реки Эридан в обра­зе боро­да­то­го стар­ца. Жен­ские фигу­ры спра­ва — Горы, оли­це­тво­ря­ю­щие вре­ме­на года или вре­ме­на суток.

Зна­чи­тель­но выде­ля­ет­ся груп­па доче­рей Гелиоса и Кик­на. Их застыв­шие скорб­ные жесты эффект­но кон­тра­сти­ру­ют с дина­ми­кой окру­жаю­щих их фигур. Даже спо­соб испол­не­ния этой груп­пы пер­со­на­жей в ниж­нем ряду несколь­ко дру­гой: мел­кие склад­ки оде­я­ний, неесте­ствен­но вытя­ну­тые про­пор­ции тела и с. 46 эмо­цио­наль­ное наст­ро­е­ние отли­ча­ют их от холод­ных, тра­ди­ци­он­но выпол­нен­ных обра­зов Феба, Дио­с­ку­ров и Гор. Эти сти­ле­вые осо­бен­но­сти еще близ­ки позд­не­ан­то­ни­нов­ским памят­ни­кам2.

Харак­тер­ные осо­бен­но­сти релье­фа — раз­ли­чия фигур по вели­чине, сту­пен­ча­тое стро­е­ние ком­по­зи­ции и раз­лич­ная высота релье­фа, начи­ная от объ­ем­ных фигур, при­бли­жаю­щих­ся к круг­лой скульп­ту­ре, и до фигур, почти не воз­вы­шаю­щих­ся над плос­ко­стью фона. Частое при­ме­не­ние свер­ла под­чер­ки­ва­ет выра­жен­ную игру све­та и тени.

Рим­ская работа. 190—235.

И. И. Савер­ки­на
1C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs, III, 3. Einzelmythen: Niobiden — Triptolemos, Ungedeutet, Berlin 1919. S. 427—428 Nr. 345, Taf. 113 Abb. 345.

2Ср., напри­мер, релье­фы сар­ко­фа­га с мифом о Медее в Базе­ле: M. Schmidt, Der Basler Medeasarkophag (= Monumenta artis antiquae 3), Tübingen o. J., Taf. 10, 16.

Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная информация (2006 г.).
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 45—46, Kat. Nr. 19, Taf. 44—47.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca диоскуры кастор и полидевк поллукс gemini dioscuri castor et pollux фаэтон фаэтона phaethon саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о стенка саркофага мрамор работа падение крылья колесница конь кони лошадь лошади всадник всадники река эридан по гелиада гелиады феба гелия этерия лампетия кикн лебедь инв № гр-11304 а. 985