Герма философа Карнеада
Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.Инв. № 349.Равенна, Национальный музей Фото: И. А. Шурыгин

Герма философа Карнеада.

Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.
Инв. № 349.

Равенна, Национальный музей.

Частная коллекция, Д’Эсте.
Происхождение:
Из Рима.
Гер­мы фило­со­фов из Наци­ио­наль­но­го музея в Равен­не были обна­ру­же­ны в ходе рас­ко­пок антич­но­го дома и вил­лы на Целий­ском хол­ме и в дру­гих местах Рима. Они вошли в кол­лек­цию кар­ди­на­ла Иппо­ли­то д’Эсте, кото­рый в 1573 г. пере­дал их сво­е­му пле­мян­ни­ку, Аль­фон­со II д’Эсте, гер­цо­гу феррар­ско­му. Одна­ко гер­мы не попа­ли в Фер­ра­ру, посколь­ку корабль, на кото­ром их пере­прав­ля­ли, потер­пел кру­ше­ние в Адри­а­ти­че­ском море у бере­га Равен­ны напро­тив Пор­то Кор­си­ни. В 1936-1940 гг. они были обна­ру­же­ны рыба­ка­ми и под­ня­ты на поверх­ность.

Описание:

Гер­ма Кар­не­ада, извле­чен­ная из моря у побе­ре­жья в рай­оне Пор­то-Кор­си­ни

Ночью 4 октяб­ря несколь­ко лет назад рыбац­кая бар­ка из Бел­ла­рии, при­над­ле­жав­шая При­мо Гори, зани­мав­ша­я­ся тра­ле­ни­ем напро­тив Пор­то-Кор­си­ни, под­ня­ла сетью со дна антич­ную мра­мор­ную гер­му, изо­бра­жав­шую пер­со­наж с боро­дой (илл. 1—3). Место наход­ки было ука­за­но рыба­ка­ми: в 4 милях от бере­га, на 2 км южнее Тор­ре-ди-При­ма­ро в направ­ле­нии Казал-Бор­сет­ти, глу­би­на по лоту 9 м.

Пере­д­няя поверх­ность гер­мы была инк­ру­сти­ро­ва­на тол­стым сло­ем отло­же­ний; на тыль­ной части, по-види­мо­му, погру­жен­ной в дон­ный грунт, отло­же­ния отсут­ст­во­ва­ли. Голо­ва, изготов­лен­ная в антич­но­сти, соеди­ня­лась с бюстом желез­ным штиф­том, кото­рый искри­вил­ся, веро­ят­но, при уда­ре о мор­ское дно, в резуль­та­те чего голо­ва слег­ка сдви­ну­лась вверх. Обра­зо­вав­ша­я­ся при этом тре­щи­на запол­ни­лась мор­ски­ми кон­кре­мен­та­ми.

Бюст, выпол­нен­ный из мел­ко­зер­ни­сто­го мра­мо­ра, пред­по­ло­жи­тель­но, гре­че­ско­го, силь­но и нерав­но­мер­но потем­нел от дли­тель­но­го кон­так­та с мор­ским илом. Пол­ная высота его 53 см, шири­на осно­ва­ния 29 см, в глу­би­ну 22,5 см.

На левом над­бро­вье и при­ле­гаю­щей части лба име­ет­ся скол, кото­рый был реста­ври­ро­ван в антич­ные вре­ме­на. Кон­чик носа ско­лот.

Изо­бра­жен­ный пер­со­наж пред­став­ля­ет собой муж­чи­ну стар­ше 50 лет, с лысе­ю­щим лбом, с уса­ми и боро­дой. Лоб избо­рож­ден глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми (три вол­ни­стые непре­рыв­ные борозды и чет­вер­тая наме­ча­ет­ся, глу­бо­кие дуго­об­раз­ные мор­щи­ны над бро­вя­ми). Нос с гор­бин­кой и замет­ной сед­ло­ви­то­стью в обла­сти кор­ня. Гла­за без изо­бра­жен­ных слез­ных мешоч­ков сидят глу­бо­ко в глаз­ни­цах, верх­ние веки доволь­но мас­сив­ные, линия ниж­них век отг­ра­ни­че­на меш­ка­ми, кото­рые под­чер­ки­ва­ют пожи­лой воз­раст муж­чи­ны.

Выра­же­ны очер­та­ния про­сту­паю­ще­го кон­ту­ра мыш­цы, под­ни­маю­щей губу. Ниж­няя губа корот­кая и искрив­лен­ная. Боро­да нор­маль­ной дли­ны пред­став­ле­на мел­ки­ми прядя­ми пере­се­каю­щи­ми­ся в раз­ных направ­ле­ни­ях. Подоб­ным же обра­зом изо­бра­же­на при­чес­ка, кото­рая утонь­ше­на в обла­сти шеи и теме­ни и име­ет наи­боль­ший объ­ем на вис­ках.

По чер­там лица, опи­сан­ным нами выше, мож­но судить о пер­со­на­же как о чело­ве­ке, при­вык­шем к сос­ре­дото­чен­ным раз­мыш­ле­ни­ям в атмо­сфе­ре духов­но­сти, с харак­те­ром одно­вре­мен­но дру­же­люб­ным и твер­дым.

По при­зна­кам, изло­жен­ным ниже, я уве­рен­но рас­по­знаю в этом порт­ре­те чер­ты фило­со­фа Кар­не­ада из Кире­ны, родив­ше­го­ся ок. 214 г. и умер­ше­го в 129 г. до н. э., осно­ва­те­ля новой Ака­де­мии, бле­стя­ще­го ора­то­ра и диа­лек­ти­ка, воз­гла­вив­ше­го афин­ское посоль­ство в Рим в 156 г. по слу­чаю санк­ций, нало­жен­ных на город за раз­ру­ше­ние Оро­па. Извест­но, что это посоль­ство ока­за­ло силь­ное вли­я­ние на интел­лек­ту­аль­ную среду Рима, спо­соб­ст­вуя рас­про­стра­не­нию в ней гре­че­ско­го обра­за мыс­лей и гре­че­ской фило­со­фии. В резуль­та­те кон­сер­ва­то­ры, объ­еди­нив­ши­е­ся вокруг цен­зо­ра Като­на, сде­ла­ли все для того, чтобы уда­лить из Рима опас­ных послан­цев.

В Афи­нах в стое Атта­ла нахо­ди­лась ста­туя Кар­не­ада, постав­лен­ная Атта­лом II Пер­гам­ским и Ари­а­ра­том V Кап­па­до­кий­ским сво­е­му учи­те­лю. Сох­ра­ни­лась демо­ти­че­ская над­пись с цоко­ля этой ста­туи, из кото­рой сле­ду­ет, что Кар­не­ад полу­чил афин­ское граж­дан­ство1. Види­мо, имен­но эта ста­туя послу­жи­ла образ­цом для бюста из собра­ния Фар­не­зе, кото­рый был изве­стен в Риме до кон­ца 1700-х годов2. Затем он был пере­ве­зен в Неа­поль, где исчез меж­ду 1805 и 1808 года­ми3. К сча­стью, оста­лась гип­со­вая копия это­го бюста, кото­рая ныне нахо­дит­ся в Карлс­берг­ской глип­то­те­ке Копен­га­ге­на4 (илл. 4—5). Бюст был иден­ти­фи­ци­ро­ван по антич­ной над­пи­си на боко­вой части дра­пи­ров­ки, воз­мож­но, сде­лан­ной при созда­нии порт­ре­та5, кото­рая оста­ет­ся един­ст­вен­ным надеж­ным доку­мен­таль­ным осно­ва­ни­ем для атри­бу­та­ции. Не сох­ра­ни­лось ника­ких опи­са­ний внеш­но­сти Кар­не­ада, за иск­лю­че­ни­ем отрыв­ка у Дио­ге­на (IV, 9, 3), где тот опи­сы­ва­ет фило­со­фа как чело­ве­ка с мощ­ным голо­сом, кото­рый про­би­рал слу­ша­те­лей от макуш­ки до кон­чи­ков паль­цев.

Еще один порт­рет — это меда­льон в кол­лек­ции Хол­к­эм-Хол­ла в Англии6 (илл. 6). Он весь­ма напо­ми­на­ет преды­ду­щий, но несет следы рестав­ра­ции (грудь и ниж­няя часть шеи, часть голо­вы, лоб, ухо и кон­чик носа; кро­ме того, шеве­лю­ра избы­точ­но пыш­ная). Архи­тек­тор Брет­тинг­эм при­об­рел ее в 1752 г. за 25 крон у Кава­чеп­пи, кото­рый хоро­шо знал бюст Кар­не­ада Фар­не­зе. Имя, одна­ко, было добав­ле­но в совре­мен­ную эпо­ху и пото­му атри­бу­та­ция счи­та­ет­ся спор­ной.

Меда­льон из Хол­к­эм-Хол­ла, в свою оче­редь, напо­ми­на­ет гер­му из Неа­по­ля7, одна­ко послед­ний пер­со­наж обла­да­ет более длин­ны­ми воло­са­ми и мяси­стым лицом, хотя мож­но пред­по­ло­жить, что это обу­слов­ле­но копи­ро­ва­ни­ем с дру­го­го ори­ги­на­ла.

Сво­бод­ной копи­ей порт­ре­та явля­ет­ся голо­ва с над­пи­сан­ным име­нем из Каза-дель-Лаб­ра­дор в Аран­ху­э­се8, кото­рая, по сло­вам Бер­нул­ли, пока­за­лась ему весь­ма похо­жей на Кар­не­ада.

Порт­ре­том Кар­не­ада так­же счи­та­ет­ся — на мой взгляд, оши­боч­но — гер­ма из Неа­по­ля (6131)9, похо­жая на фло­рен­тий­скую гер­му (267)10 и голо­ву из Кья­ра­мон­ти (598). Послед­ние две под­пи­са­ны име­нем Кар­не­ада, одна­ко явля­ют­ся изо­бра­же­ни­я­ми совер­шен­но дру­го­го чело­ве­ка11.

Наша гер­ма обна­ру­жи­ва­ет высо­кое сход­ство с бюстом из Копен­га­ге­на. Они лишь незна­чи­тель­но раз­ли­ча­ют­ся по высо­те лица и рас­по­ло­же­нию несколь­ких прядей боро­ды; в про­чих же отно­ше­ни­ях, таких как тех­ни­ка испол­не­ния и общая ком­по­зи­ция, они иден­тич­ны.

За пер­вой наход­кой в море после­до­ва­ли еще четы­ре: 23 июня 1936 г., 3 июля 1936 г., 3 авгу­ста 1938 г. и, нако­нец, в послед­нее вос­кре­се­нье октяб­ря 1940 г. Они рас­по­зна­ны как гер­ма Миль­ти­а­да, гер­ма Дио­ни­са, изо­бра­же­ние неко­е­го боро­да­то­го гре­ка, и чет­вер­тая — как порт­рет Эпи­ку­ра. Все наход­ки пере­да­ны в Нацио­наль­ный музей Равен­ны.

Мы при­со­еди­ня­ем­ся к мне­нию о том, что все эти экзем­пля­ры мра­мор­ной скульп­ту­ры были утра­че­ны в резуль­та­те кораб­ле­кру­ше­ния (или выб­ро­ше­ны в море с тону­ще­го суд­на); мы так­же счи­та­ем весь­ма обос­но­ван­ным пред­по­ло­же­ние о том, что перед нами части рим­ской кол­лек­ции кар­ди­на­ла Иппо­ли­то д’Эсте, отправ­лен­ной им в Фер­ра­ру12.

Джу­лио Яко­пи

Табл. LVII

Илл. 1. Мра­мор­ная гер­ма Кар­не­ада, извле­чен­ная из моря у побе­ре­жья в рай­оне Пор­то-Кор­си­ни.
Илл. 2. Мра­мор­ная гер­ма Кар­не­ада, извле­чен­ная из моря у побе­ре­жья в рай­оне Пор­то-Кор­си­ни (после очист­ки).
Илл. 3. Мра­мор­ная гер­ма Кар­не­ада, извле­чен­ная из моря у побе­ре­жья в рай­оне Пор­то-Кор­си­ни.
Илл. 4. Бюст Кар­не­ада. Сле­пок с утра­чен­но­го ори­ги­на­ла, хра­ня­щий­ся в Копен­га­гене.
Илл. 5. Бюст Кар­не­ада. Сле­пок с утра­чен­но­го ори­ги­на­ла, хра­ня­щий­ся в Копен­га­гене.
Илл. 6. Меда­льон Кар­не­ада в кол­лек­ции Хол­к­эм-Хол­ла.
1IG. II 1406; ср. Köhler, in Athenische Mitteilungen, V, 1880, p. 284; Dittenberger, Sylloge inscriptionum graecarum3, 666; Nachmanson, Historische attische Inschriften, p. 58, № 60. Над­пись гла­сит:

Καρνεάδην Ἀζηνιέα
Ἄτταλος καὶ Ἀριαράθης Σνπαλήττι[οι
ἀνέθηκαν

Воз­мож­но, имен­но этот порт­рет имел в виду Цице­рон (De fin., V, 2): «Eum videre videor, est enim nota imago; a sedeque ipsa, tanta ingenii magnitudine orbata, desiderari illam vocem puto» — «мне кажет­ся, что я вижу Кар­не­ада (его изо­бра­же­ние хоро­шо извест­но), а оси­ро­тев­шая ска­мья как буд­то бы опла­ки­ва­ет сей вели­кий ум и жаж­дет вновь услы­шать его голос». — Пер. Н. А. Федо­ро­ва.

2Неяс­но, где он нахо­дил­ся — в палац­цо Фар­не­зи­на в Тра­сте­ве­ре, или в дру­гом палац­цет­то это­го семей­ства близ Кан­чел­ле­рии (Visconti, Museo Pio Clem., VI, p. 172: «nel piccolo Farnese»).

3Он все еще фигу­ри­ру­ет в инвен­та­ри­за­ци­он­ных опи­сях 1796 и 1805 годов (ср. Studniczka ad Arndt-Bruckmann, Griech. u. röm. Portr., №№ 505—506). Когда Вис­кон­ти пуб­ли­ко­вал свою Iconografia greca (1808—1811), ему при­шлось доволь­ст­во­вать­ся слеп­ком.

4Arndt-Bruckmann, op. cit., №№ 505—506; Bernoulli, Griechische Ikonographie, II, p. 181 и Tav. XXIV; Laurenzi, Ritratti greci, № 84; Sievering, Porträtdarstellungen aus der griech. Literaturgeschichte, in Christ, Gesch. der griechischen Literatur, 44; Poulsen, Gr. and röm. portr. in English country houses, p. 46, fig. 20.

5Сего­дня мож­но раз­ли­чить бук­вы ΚΑΡΝΕ…Η, но в преж­ние вре­ме­на имя чита­лось пол­но­стью.

Д-р Г. Фур­ман сооб­щил мне о нали­чии гип­со­во­го слеп­ка бюста Кар­не­ада в гип­со­те­ке Ака­де­мии худо­жеств Равен­ны. Дра­пи­ро­ван­ный бюст очень похож на копен­га­ген­ский. Про­во­дит­ся иссле­до­ва­ние для выяс­не­ния вопро­са, про­ис­хо­дит ли этот бюст из той же мат­ри­цы. Одна­ко он не име­ет над­пи­си, следы кото­рой вид­ны на бюсте из дат­ской кол­лек­ции.

6Poulsen, op. cit., p. 46, fig. 20.

7Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Tav. 94 a.

8Hübner, Die antiken Bildwerke in Madrid, № 166, гип­со­вый сле­пок на вил­ле Меди­чи в Риме.

9Gerh. 358, Inv. 6131.

10Dütschke, Bildwerke in Oberitalien, III, 497.

11Дру­гие порт­ре­ты Кар­не­ада, кото­рые, по мне­нию Бер­нул­ли, не тож­де­ст­вен­ны порт­ре­ту Фар­не­зе:

1) Голо­ва из музея Кья­ра­мон­ти № 719.

2) Бюст в Гале­рее кан­де­лябров № 139 (реп­ли­ка бюста из Мюн­хен­ской рези­ден­ции, ср. Arndt-Amelung, Einzelaufnahmen, IV, 970).

3) Бюст в Зале фило­со­фов Капи­то­лий­ских музеев, № 8.

4) Гер­ма в Музее Тор­ло­ния № 63 (напо­ми­на­ет порт­рет из Копен­га­ге­на, но более моло­дой).

5) Голо­ва в Лув­ре из кол­лек­ции Кам­па­на, Зал кари­а­тид, ныне № 72 (ср. Arndt-Bruckmann, № 139) с над­пи­сью Καρνεάδης на совре­мен­ной гер­ме.

6) Голо­ва в Бри­тан­ском музее с име­нем, напи­сан­ным на совре­мен­ной гер­ме, реп­ли­ке одной из четы­рех брон­зо­вых голов, най­ден­ных в Ливор­но, ныне в Архео­ло­ги­че­ском музее Фло­рен­ции (ср. Amelung, Führer, p. 276, n. 271).

12Ср. Hübner, Le statue di Roma (Römische Forschungen, hrsgg. von der Bibl. Hertziana, II), Band I, Quellen und Sammlungen, p. 90 ff.

Литература:
http://www.restituzioni.com/opere/gruppo-di-cinque-erme-erma-di-divinit-maschile-barbata-dioniso-platone-erma-di-milziade-erma-di-personaggio-maschile-barbato-milziade-erma-del-filosofo-carneade-erma-del-filosofo-epic/

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1943 г. Описание: Giulio Iacopi. Un’erma di Carneade recuperata dal mare al largo di Porto Corsini. Le Arti. 1943, XXI, III (Febbraio—Marzo), p. 139—141.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин и С. И. Сосновский.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная греческий деятель грек греки скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия голова пентелийский мрамор мужской герма борода мужчина философ карнеад коллекция д’эсте инв № 349