Герма философа Карнеада.
Равенна, Национальный музей.
Гермы философов из Нациионального музея в Равенне были обнаружены в ходе раскопок античного дома и виллы на Целийском холме и в других местах Рима. Они вошли в коллекцию кардинала Ипполито д’Эсте, который в 1573 г. передал их своему племяннику, Альфонсо II д’Эсте, герцогу феррарскому. Однако гермы не попали в Феррару, поскольку корабль, на котором их переправляли, потерпел крушение в Адриатическом море у берега Равенны напротив Порто Корсини. В 1936-1940 гг. они были обнаружены рыбаками и подняты на поверхность.
Герма Карнеада, извлеченная из моря у побережья в районе Порто-Корсини
Ночью 4 октября несколько лет назад рыбацкая барка из Белларии, принадлежавшая Примо Гори, занимавшаяся тралением напротив Порто-Корсини, подняла сетью со дна античную мраморную герму, изображавшую персонаж с бородой (илл. 1—
Передняя поверхность гермы была инкрустирована толстым слоем отложений; на тыльной части, по-видимому, погруженной в донный грунт, отложения отсутствовали. Голова, изготовленная в античности, соединялась с бюстом железным штифтом, который искривился, вероятно, при ударе о морское дно, в результате чего голова слегка сдвинулась вверх. Образовавшаяся при этом трещина заполнилась морскими конкрементами.
Бюст, выполненный из мелкозернистого мрамора, предположительно, греческого, сильно и неравномерно потемнел от длительного контакта с морским илом. Полная высота его 53 см, ширина основания 29 см, в глубину 22,5 см.
На левом надбровье и прилегающей части лба имеется скол, который был реставрирован в античные времена. Кончик носа сколот.
Изображенный персонаж представляет собой мужчину старше 50 лет, с лысеющим лбом, с усами и бородой. Лоб изборожден глубокими морщинами (три волнистые непрерывные борозды и четвертая намечается, глубокие дугообразные морщины над бровями). Нос с горбинкой и заметной седловитостью в области корня. Глаза без изображенных слезных мешочков сидят глубоко в глазницах, верхние веки довольно массивные, линия нижних век отграничена мешками, которые подчеркивают пожилой возраст мужчины.
Выражены очертания проступающего контура мышцы, поднимающей губу. Нижняя губа короткая и искривленная. Борода нормальной длины представлена мелкими прядями пересекающимися в разных направлениях. Подобным же образом изображена прическа, которая утоньшена в области шеи и темени и имеет наибольший объем на висках.
По чертам лица, описанным нами выше, можно судить о персонаже как о человеке, привыкшем к сосредоточенным размышлениям в атмосфере духовности, с характером одновременно дружелюбным и твердым.
По признакам, изложенным ниже, я уверенно распознаю в этом портрете черты философа Карнеада из Кирены, родившегося ок. 214 г. и умершего в 129 г. до н. э., основателя новой Академии, блестящего оратора и диалектика, возглавившего афинское посольство в Рим в 156 г. по случаю санкций, наложенных на город за разрушение Оропа. Известно, что это посольство оказало сильное влияние на интеллектуальную среду Рима, способствуя распространению в ней греческого образа мыслей и греческой философии. В результате консерваторы, объединившиеся вокруг цензора Катона, сделали все для того, чтобы удалить из Рима опасных посланцев.
В Афинах в стое Аттала находилась статуя Карнеада, поставленная Атталом II Пергамским и Ариаратом V Каппадокийским своему учителю. Сохранилась демотическая надпись с цоколя этой статуи, из которой следует, что Карнеад получил афинское гражданство1. Видимо, именно эта статуя послужила образцом для бюста из собрания Фарнезе, который был известен в Риме до конца
Еще один портрет — это медальон в коллекции Холкэм-Холла в Англии6 (илл. 6). Он весьма напоминает предыдущий, но несет следы реставрации (грудь и нижняя часть шеи, часть головы, лоб, ухо и кончик носа; кроме того, шевелюра избыточно пышная). Архитектор Бреттингэм приобрел ее в 1752 г. за 25 крон у Кавачеппи, который хорошо знал бюст Карнеада Фарнезе. Имя, однако, было добавлено в современную эпоху и потому атрибутация считается спорной.
Медальон из Холкэм-Холла, в свою очередь, напоминает герму из Неаполя7, однако последний персонаж обладает более длинными волосами и мясистым лицом, хотя можно предположить, что это обусловлено копированием с другого оригинала.
Свободной копией портрета является голова с надписанным именем из Каза-дель-Лабрадор в Аранхуэсе8, которая, по словам Бернулли, показалась ему весьма похожей на Карнеада.
Портретом Карнеада также считается — на мой взгляд, ошибочно — герма из Неаполя (6131)9, похожая на флорентийскую герму (267)10 и голову из Кьярамонти (598). Последние две подписаны именем Карнеада, однако являются изображениями совершенно другого человека11.
Наша герма обнаруживает высокое сходство с бюстом из Копенгагена. Они лишь незначительно различаются по высоте лица и расположению нескольких прядей бороды; в прочих же отношениях, таких как техника исполнения и общая композиция, они идентичны.
За первой находкой в море последовали еще четыре: 23 июня 1936 г., 3 июля 1936 г., 3 августа 1938 г. и, наконец, в последнее воскресенье октября 1940 г. Они распознаны как герма Мильтиада, герма Диониса, изображение некоего бородатого грека, и четвертая — как портрет Эпикура. Все находки переданы в Национальный музей Равенны.
Мы присоединяемся к мнению о том, что все эти экземпляры мраморной скульптуры были утрачены в результате кораблекрушения (или выброшены в море с тонущего судна); мы также считаем весьма обоснованным предположение о том, что перед нами части римской коллекции кардинала Ипполито д’Эсте, отправленной им в Феррару12.
Табл. LVII
1IG. II 1406; ср. Köhler, in Athenische Mitteilungen, V, 1880, p. 284; Dittenberger, Sylloge inscriptionum graecarum3, 666; Nachmanson, Historische attische Inschriften, p. 58, № 60. Надпись гласит:Ἄτταλος καὶ Ἀριαράθης Σνπαλήττι[οι
ἀνέθηκαν
Возможно, именно этот портрет имел в виду Цицерон (De fin., V, 2): «Eum videre videor, est enim nota imago; a sedeque ipsa, tanta ingenii magnitudine orbata, desiderari illam vocem puto» — «мне кажется, что я вижу Карнеада (его изображение хорошо известно), а осиротевшая скамья как будто бы оплакивает сей великий ум и жаждет вновь услышать его голос». — Пер.
Д-р Г. Фурман сообщил мне о наличии гипсового слепка бюста Карнеада в гипсотеке Академии художеств Равенны. Драпированный бюст очень похож на копенгагенский. Проводится исследование для выяснения вопроса, происходит ли этот бюст из той же матрицы. Однако он не имеет надписи, следы которой видны на бюсте из датской коллекции.
6Poulsen, op. cit., p. 46, fig. 20. 7Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Tav. 94 a. 8Hübner, Die antiken Bildwerke in Madrid, № 166, гипсовый слепок на вилле Медичи в Риме. 9Gerh. 358, Inv. 6131. 10Dütschke, Bildwerke in Oberitalien, III, 497. 11Другие портреты Карнеада, которые, по мнению Бернулли, не тождественны портрету Фарнезе:2) Бюст в Галерее канделябров № 139 (реплика бюста из Мюнхенской резиденции, ср. Arndt-Amelung, Einzelaufnahmen, IV, 970).
3) Бюст в Зале философов Капитолийских музеев, № 8.
4) Герма в Музее Торлония № 63 (напоминает портрет из Копенгагена, но более молодой).
5) Голова в Лувре из коллекции Кампана, Зал кариатид, ныне № 72 (ср. Arndt-Bruckmann, № 139) с надписью Καρνεάδης на современной герме.
6) Голова в Британском музее с именем, написанным на современной герме, реплике одной из четырех бронзовых голов, найденных в Ливорно, ныне в Археологическом музее Флоренции (ср. Amelung, Führer, p. 276, n. 271).
Информация: музейная аннотация.
© 1943 г. Описание: Giulio Iacopi. Un’erma di Carneade recuperata dal mare al largo di Porto Corsini. Le Arti. 1943, XXI, III (Febbraio—Marzo), p. 139—141.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин и С. И. Сосновский.