Копия эпохи Клавдия (середина I в. н. э.) оригинала, сохранившего художественную патетику, получившую распространение после 60 г. до н. э.
Высота 37 см.Инв. № 62.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Помпей Великий.
Копия эпохи Клавдия (середина I в. н. э.) оригинала, сохранившего художественную патетику, получившую распространение после 60 г. до н. э.
Высота 37 см.
Венеция, Национальный археологический музей.
Портрет Помпея (инв. № 62).
Греческий крупнозернистый мрамор (островной?).
Высота общая 0,37 м, от подбородка до верха головы 0,25 м.
Реставрированы: нос, кончик подбородка, участки губ, ушных раковин и надбровных дуг, две пряди волос над левым ухом, левая поверхность шеи. На щеках и шевелюре имеются поверхностные царапины. Шея углублена в цоколь, а ранее, вероятно, была смонтирована в статуе.
Поступила в дар по завещанию Гримани в 1586 г. Выставлена в IX зале музея.
Пышная шевелюра представлена беспорядочно уложенными длинными серповидными локонами, покрывающими виски и образующими круговой завиток в середине лба. Лоб трапецоидальной формы, с горизонтальными, слегка волнистыми бороздами. Рот небольшой, подбородок маленький, выдающийся. Патетический взгляд из-под массивных надбровных дуг, рельеф мышц по бокам носа и носогубных складок составляют характерные детали иконографии Помпея, известные из литературных источников1 и изображений на монетах, особенно сицилийской чеканки 38 г. до н. э.2
Швейцер (Schweitzer) и Бушор (Buschor) полагают, что портрет, выполненный в эпоху Клавдия, является копией оригинала, созданного около 60—
Сравнение с надежно идентифицированными мраморами обнаруживает существование разных стилистических интерпретаций данного персонажа. Портреты Помпея из Новой Карлсбергской глиптотеки Копенгагена3, коллекции Брауна4 и из Римского национального музея5 выполнены в италийском стиле с элементами эллинистического влияния, тогда как портреты из Венеции и Флоренции6 относятся к чистому эллинизму. Однако довольно трудно классифицировать Помпея из музея Остии7, работы посредственной и невыразительной.
Бушор, стилистически определяя головы из Флоренции и Венеции, как созданные в эллинистической среде, обнаруживал влияние на них образов Александра Великого из Пергама8 и Кулачного бойца из Римского национального музея9, а также их сходство с портретом аттического стиля из Смирны I в. до н. э.10 Однако венецианский портрет, будучи весьма схож с флорентийским по «художественно-патетическому» характеру архетипа, дает, как недавно заметил Поулсен (Poulsen), собственное представление образа.
с. 28 Прическа несколько напоминает укладку локонов на изображениях Александра, хотя и несколько видоизмененную в сторону формальных портретов Менандра11. Плотное прилегание локонов к поверхности головы может трактоваться как попытка скульптора уменьшить объем прически с целью гармонизировать портрет и придать ему более концентрированную содержательность, что характерно для незиотико-малоазийского направления позднего эллинизма, в котором выражения аттического классицизма, встретившись с пергамо-азийской традицией, отказались от самых благородных ценностей «барокко» и создали тот эклектический «пластико-художественный» язык, который, выйдя за пределы островов и Малой Азии, достиг также и Рима, где с I в. до н. э. получил широкое признание и лег в основу значительной части позднереспубликанской портретистики12.
ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА
[1]В указанном месте у Аппиана идет речь о конной статуе Суллы. У Диона Кассия (42, 18, 2; 43, 49, 1) и у Светония (Iul. 75), там, где говорится о статуе Помпея, нет указания на то, была ли это именно конная статуя, но это следует из слов Веллея Патеркула: почести в виде установки конной статуи непосредственно на рострах на Римском форуме, кроме Октавиана Августа, за 300 лет удостоились только три человека — Сулла, Помпей Великий и Юлий Цезарь (Vell. Pat. II, 61, 3).
Dio Cass. 42, 18, 2: ὡς δ᾽ οὖν ἐπίστευσάν ποτε, τὰς μὲν εἰκόνας τοῦ τε Πομπηίου καὶ τοῦ Σύλλου τὰς ἐπὶ τῷ βήματι ἑστώσας ἀνεῖλον, ἄλλο δὲ οὐδὲν τότε ἔπραξαν. — «Когда же они наконец поверили, то изображения Помпея и Суллы, установленные на рострах, удалили, но больше ничего не сделали» (пер. О. В. Любимовой).
Dio Cass. 43, 49, 1: καὶ τὸ βῆμα ἐν μέσῳ που πρότερον τῆς ἀγορᾶς ὂν ἐς τὸν νῦν τόπον ἀνεχωρίσθη, καὶ αὐτῷ ἡ τοῦ Σύλλου τοῦ τε Πομπηίου εἰκὼν ἀπεδόθη. — «И ростры, прежде находившиеся где-то посреди форума, были отодвинуты на нынешнее место, и на них изображения Суллы и Помпея восстановлены» (пер. О. В. Любимовой).
Suet. Iul. 75, 4: sed et statuas Luci Sullae atque Pompei a plebe disiectas reposuit — «но он и восстановил статуи Луция Суллы и Помпея, сброшенные плебсом» (пер. О. В. Любимовой).
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I, Stuttgart 1882, pp. 116, 126;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig 1882, p. 136, n. 357;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, Venezia—
Photographische Einzelaufnahmen antiken Skulpturen, 2637—
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma 1930, p. 112, n. 4;
F. Poulsen, Billeder af Pompejus og Caesar, København 1935, p. 9, figg. 7—
Idem, in Revue Archéologique, Paris, 1936, p. 22 ss., figg. 7—
B. Schweitzer, Die Bildniskunst der römischen Republik, Leipzig 1948, pp. 86, 88 s., 117, 131, 145, figg. 121—
O. Vessberg, Studien zur Kunstgeschichte der römischen Republik, Lund 1941, p. 136 s.;
E. Buschor, Bildnisstufen, München 1947, pp. 44 ss., 65;
B. Forlati Tamaro, Il Museo Archeologico del Palazzo Reale di Venezia, Roma 1953, p. 21, IX, n. 1, fig. a p. 63;
V. Poulsen, Glyptothèque Ny Carlsberg, Les portraits romains, I, Copenhague 1962, I, p. 40;
M. Borda, in Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, VI, Roma 1965, p. 368, fig. 398.
Fot.:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1191, 1675 A—
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 1930. 26—
Fotografia Alinari, Firenze, 12887.
© 2018 г. Данные: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. P. 27—28, cat. no. 10, ill. 10 a—c.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.