50—30 гг. до н. э.Анкона, Национальный археологический музей Марке
Группа из Карточето-ди-Пергола.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
Циспаданское происхождение бронзовых статуй из Карточето
На протяжении более полувека после обнаружения позолоченных бронзовых статуй из Карточето ди Пергола они по-прежнему вызывают споры об идентификации изображённых персонажей, о своём изначальном местонахождении, о времени захоронения. Даже датировка их создания, которое в конце концов на основании фигуративной схемы и женской причёски, а также типологии мужского портрета, стали относить к более раннему времени — к первым годам Принципата или даже к эпохе Цезаря, до сих пор является спорной1. Если, как считал С. Стукки, это представители династии Юлиев-Клавдиев, то их разрушение и захоронение может являться следствием проклятия памяти (damnatio memoriae). Но такое событие трудно согласовать с присутствием в группе Ливии, с которой идентифицирована матрона с сохранившейся головой, а эта идентификация, со своей стороны, является стержнем теории Стукки. Не говоря уже о трудностях, с которыми он встречается, обосновывая, почему некоторые лица здесь блистают своим отсутствием. Но бронзовые статуи из Карточето — сегодня мы в этом уверены — не изображают членов императорской семьи. Физиономические характеристики соответствуют тем, что свойственны портретам, почётным или частным, испытавшим влияние публичного портрета императорского времени. Не свидетельствует в пользу некогда сформулированной гипотезы и использование позолоченной бронзы, прекрасно засвидетельствованное для изображений выдающихся лиц2. С другой стороны, как и в случае с надгробными портретами, физиономические или иконографические особенности, восходящие в конечном счёте к иконографии и моде предшествующей эпохи, не могут служить весомыми аргументами для датировки, особенно в провинциальном контексте, тем более — если изображены пожилые люди.
Эта группа может изображать семью, проживавшую в одном из соседних центров — в Суасе, скажем, откуда происходит бронзовая конская голова, в Сентине, где были найдены остатки литейной мастерской, или в соседнем Форуме Семпрония3, но можно вполне обоснованно предложить и многие другие селения. В конце концов, указанием может послужить конская сбруя, богато украшенная рельефом с морскими сюжетами. Не будем забывать о сословии куриалов, состоявшем из ветеранов Августа, часть из которых — например, Гай Бебий, увековеченный на надгробном памятнике из Форли4, — побывала офицерами на флоте. С другой стороны, не следует и переоценивать это свидетельство: в конце концов речь идёт об эллинистических темах, превратившихся в типовые мотивы. Однако уже на основании дошедших до нас сообщений об обнаружении статуй стоит исключить версию об их погребении (repositio) после устранения с публичной сцены изображённых персонажей: подобное событие привело бы скорее к повторному использованию столь ценных статуй, чем к их разрушению. Действительно, перед нами классический клад, состоящий из качественного сплава, пользовавшегося высоким спросом в условиях кризиса наличности, ценная добыча, награбленная, несомненно, где-то поблизости, спрятанное сокровище, за которым собирались вернуться.
Особенно часто захоронение кладов наблюдается в связи с институциональным кризисом III в. и нашествием на Италию авангарда варваров. В середине столетия Альпы перешли алеманны, следом за ними явились ютунги, маркоманны, вандалы, и лишь на время Галлиену удалось остановить их под Миланом. В главных центрах Эмильи тяжёлое внутреннее положение привело к упадку и заброшенности обширных участков периферии5. В Римини огнём и мечом был уничтожен целый прибрежный квартал6: в «Доме хирурга», сгоревшем и покинутом, на земле остались следы сражения7. В эту эпоху повсюду часто встречаются горсти монет, ювелирные изделия, военные кассы, спрятанные в спешке и так и не востребованные. В 270 г. имперская армия будет разбита под Пьяченцей.
С другой стороны, добыча из Перголы могла быть захвачена и захоронена во время разорения Италии, подвергавшейся постоянным нашествиям, например, в V в., когда, вероятно, были спрятаны блюда из Чезены8 и был разграблен сам Рим, или позднее, во время греко-готской войны. Но именно варварские нашествия III в. были прежде всего нацелены на добычу: в гробницах конца III — начала IV вв. в Германии найдено огромное множество материала италийского происхождения9. И, с другой стороны, именно в окрестностях Фано зимой 270 г. Аврелиан остановил варваров. Вероятно, с этими событиями и следует связывать захоронение статуй из Карточето.
Представим себе ценную, но громоздкую добычу — девять центнеров, груз для повозки10, — которую притащили сюда вниз вдоль Адриатического побережья, по Фламиниевой дороге, а когда начался подъём в гору — оставили, предварительно закопав в уединённом и безопасном месте, с намерением забрать её отсюда. Но если бронзовые статуи из Карточето стали добычей варваров, вторгшихся на полуостров, то искать место, откуда они были взяты, а возможно, и мастерскую, следует вдоль северной части Фламиниевой дороги или даже непосредственно в Эмилье. И если, каковы бы ни были идентификация и происхождение этих статуй, мы считаем, что изначально они были расположены на виду в публичном месте, чтобы служить пропагандой, то центр, в котором они господствовали над общественным пространством, не может быть второстепенным: это должен быть город, имеющий достаточно крупные постройки и обширные площади, форум, арки, курию, базилику, сооружения для зрелищ и прежде всего — зрителей.
Вернёмся к вопросу о хронологии этой группы, изготовление которой датируется между 50 и 30 гг. I в. до н. э.11
Для этого времени на территории Романьи — а если расширить перспективу, то и всей Циспаданы, — обнаружено крайне мало портретных голов и статуй. Голова мужчины из истрийского камня, относящаяся к надгробному памятнику из Пьяченцы, восходит к республиканскому типу, но относится уже к началу императорской эпохи12. А большой фрагмент из Пьяченцы, подписанный афинянином Клеоменом13 и изготовленный по высокому заказу, вероятно, был доставлен из Рима, как и другая республиканская скульптура — изображение Мария, посвящённое, вероятно, Цезарем на форуме Равенны14. Во всех случаях в эту эпоху при помощи скудных провинциальных средств — лепки из глины, — продолжает создаваться местная продукция, хорошо задокументированная для предыдущего периода между Романьей и Марке и, как свидетельствуют фрагменты глиняных статуй из печей Чезенатико15, неизбежно испытывавшая влияние господствующего эклектического городского классицизма.
После расселений, произведённых триумвирами и Августом, на всём полуострове установился другой климат. Говоря о Цизальпине, достаточно вспомнить поразительную непосредственность мужского портрета из Каппеллы Пиченарди16, простой натурализм портрета молодой женщины из Велеи, лица местных аристократов, истоки которых следует искать среди терракоты Центральной Италии, в землях, откуда происходила новая волна италийцев, захлестнувшая долину Пада, среди соответствующих изображений, предназначенных для вотивных ларчиков, среди продукции, несущей на себе эллинистический отпечаток, который здесь обновляется и приобретает оригинальные особенности17. Уже затихающее эхо этой эпохи, счастливой для портретного искусства, ещё улавливается в откровенном натурализме мраморного мужского бюста из Брешелло18.
Однако именно в Римини, прежде всего в результате официальных заказов, но также и вследствие более прямого контакта этого города со столичными образцами, лучше улавливается эволюция изобразительного искусства в последние десятилетия I в. до н. э. В щитах арки, установленной в конце отремонтированной Фламиниевой дороги, явно ощущается отсылка к неоаттическим скульпторам, к Зевсу работы Эвклида, к скульптурам Дамофона из Мессены. А голова Аполлона на одном из щитов восходит к какому-то знаменитому прототипу, вероятно, к Аполлону работы Тимархида. Пожалуй, только голова Ромы, для которой ещё не сложилась официальная иконография, не имеет точного образца. Но вполне очевидна, прежде всего в мотивах кессонов — стилизованных символических и натуралистических мотивах, ранее уже заимствованных из дорийских фризов позднеэллинистической архитектуры для почётных и надгробных памятников центральной Италии, — рука исполнителя италийского происхождения. Также и протома, изображающая быка, на замковом камне находит точные соответствия в итало-эллинистическом изобразительном репертуаре: муниципальное искусство торжествует в одном из наиболее престижных и политически значимых памятников августовской Италии19.
Однако на публичной сцене в Римини сохраняла сильные позиции также и изысканная продукция, порой, вероятно, импортированная, как прекрасная копия поликлетовского Дорифора (к сожалению, изношенная от воздействия воды)20; порой же заново истолкованная местной художественной школой, как голова Аполлона, относящаяся к акролиту из Ковиньяно21, вдохновлённая головой Аполлона, «держащего кифару» (qui tenet citharam) работы неоаттического скульптора Тимархида. Пожалуй, немного позже до сердца Романьи добрались хорошие реплики работ греческих учителей, как свидетельствует голова акролита из Форли, восходящая к голове Эйрены работы Кефисодота (кат. № 1)22. Местным плодом распространения подобных моделей стал «Гений» из дома (domus) монастыря Сан-Франческо в Римини (кат. № 17) — выполненная в строгом соответствии с традицией идеализированная голова, принадлежащая к целой фигуре, которую, пожалуй, следует считать мужской, хотя её изысканная причёска, имеющая необычные особенности, является женской. Также и в этом случае несомненна отсылка к неоаттическим моделям, хотя физиономическая неоднозначность имеет прецеденты в вотивных головах этрусско-италийских святилищ. Вероятно, с этой головой связано изображение амура, выполненное из такого же мрамора и найденное в том же контексте21.
Если бы сохранность позволила, интересно было бы попытаться выявить, в какой мере патетическая интонация, которая ощущается в голове Августа (кат. № 13), относящейся к группе портретов типа «Прима Порта» и найденной в 1984 г. на стрелке реки Мареккья, восходит к эклектизму провинциальной продукции24. В любом случае это свидетельство является изолированным: в целом лояльность побуждала периферийных мастеров строго следовать прототипам, созданным в неоаттических мастерских. С этого времени и позднее в Восьмом районе (regio octava) бурно развиваются почести, оказываемые как принцепсу, так и членам императорской семьи и воплотившиеся в целых группах статуй, среди которых группа из Велеи, посвящённая в период между правлениями Тиберия и Нервы25, — лишь лучше всего сохранившийся экземпляр, но следы таких групп обнаруживаются почти повсюду в циспаданских муниципиях и колониях, от Болоньи26 до Сарсины (кат. № 18)27, от Реджо28 до Пармы29, а крупнейшая из них была поставлена при Клавдии в Равенне, где знаменитые плиты с обожествлением и процессией виктимариев, возможно, те же самые, что и на «тронах»30, служили, вероятно, карнизом для группы статуй, от которой сохранилась по меньшей мере покрытая голова (caput velatum) мужчины, замурованная на внешней стене городской башни31, а возможно, и статуя женщины (кат. № 20), использованная как материал для строительства торгового квартала Классе32. Голова лишена (быть может, намеренно в античности) стилистических признаков, как и физиономических характеристик, из-за долгого износа, но вполне очевидно, что статуя изготовлена в одно время с указанными рельефами, учитывая, кроме того, что в Равенне состоялось торжественное прибытие (adventus) императора, возвратившегося после британских побед, самое значимое событие за весь период до переноса в этот город столицы Запада.
Посмертный портрет Цезаря из Велеи, напротив, был изготовлен в столице33.
В правление Юлиев-Клавдиев наравне с династическими императорскими группами статуй, воздвигавшимися всё чаще, в римском мире стали появляться и муниципальные почётные группы статуй в мраморе и бронзе, часто состоявшие из конных статуй мужчин в сопровождении статуй стоящих женщин, как не полностью сохранившаяся группа из Помпей или группа Нониев Бальбов из Геркуланума34, к которым весьма близки бронзовые статуи из Карточето, в том числе и по своему иконографическому профилю.
Возможно, почётные группы имелись и в Эмилье, на что может указывать пара круглых мраморных голов из Новеллары (Реджо Эмилья)35, которые даже за счёт самого материала выделяются среди современных им надгробных портретов и отличаются явной близостью к официальным портретам Юлиев-Клавдиев. К этим скульптурам восходит, в том числе и стилистически, но в плебейском духе, надгробный портрет на болонской «классицистической» стеле Корнелиев36.
Такие группы статуй находились, вероятно, и в Римини: вспомним о конской голове (кат. № 28), которая попала в частную коллекцию уже в паре с другой конской головой, скрывающей её небрежно обработанную правую щёку, хорошо вписывается в классицистическую выразительность эпохи Августа и Юлиев-Клавдиев и не лишена созвучия (пусть и не подтверждённого атрибутами роскоши) с конскими головами группы из Перголы37; вспомним также о мраморной ноге из городских коллекций, столь же далёкой от скульптурного стиля Арки, сколь и близкой — ввиду своего придворного духа — к равеннским рельефам38.
Этим фрагментам не могут предшествовать бронзовые статуи из Карточето — ремесленные работы, имеющие серийный вид и физиономические характеристики, типичные для аристократических портретов этой эпохи, вдохновлённых императорскими портретами; прежде всего фигуры женщин, но также и помпезные кони демонстрируют манерность, стандартизацию, характерную для мастерских, где техника, опыт, материальная пышность заняли место творческой жилки начала правления Августа.
В циспаданском регионе сохранилось немало следов литейных мастерских. Из центров, покинутых в конце эпохи античности, таких, как Велея или Луцерия (Сан-Поло д’Энца) происходят плиты с надписями, архитектурная облицовка, маленькие изображения, элементы мебели, а также портреты бесспорно цизальпийского происхождения39. В Велее сохранились также остатки позолоченной бронзовой статуи40. Но именно в Римини отходы производства и матрицы для маленьких бронзовых статуэток, предназначенных, вероятно, для ларариев, позволяют локализовать ателье художественной бронзы, производственный центр, несомненно работавший на всём протяжении I и II вв. н. э.41 Вероятно, не случайно в соседней Сарсине в правление Флавиев находились бронзовые изображения божеств, посвящённые Гаем Цезием Сабином42. В любом случае именно Римини выступает, в том числе и по итогам опубликованных находок, как один из самых активных движущих центров в панораме художественного производства Верхней Адриатики в первые века Империи. В Римини было немало семей, члены которых достигли в начале Империи высших государственных должностей, как благодаря своим крупным состояниям, так и по итогам блестящих военных карьер43, что послужило бы достаточным основанием для установки одной из самых ярких разновидностей почётных статуй. Пожалуй, с одной из этих семей и следует связывать роскошные почётные статуи, которые волею драматических обстоятельств оказались под Карточето.
© 2002 г. Описание: Mirella Marini Calvani. Un’ origine cispadana per i Bronzi di Cartoceto, in: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002, pp. 57—60.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.