Римская копия II в. греческого оригинала пергамской работы ок. 200 г. до н. э.
Выс. 57 см, дл. 107 см.Инв. № 6015.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: С. И. Сосновский
Умирающий галл.
Римская копия II в. греческого оригинала пергамской работы ок. 200 г. до н. э.
Выс. 57 см, дл. 107 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
На выставке представлены четыре скульптуры, восходящие к Посвящениям Аттала — легендарному памятнику эллинистической эпохи. Многофигурная группа была воздвигнута на афинском акрополе около 200 года до н. э. царем Пергама Атталом I в честь победы над галлами. Скульптурные композиции, изображающие битвы, были установлены в разных центрах греческого мира — Пергаме, Афинах, Дельфах, на острове Делос. Серии отчасти повторяли друг друга, различаясь размером фигур и набором персонажей. Афинский памятник был назван историками Малыми посвящениями, поскольку включал скульптуры в три четверти человеческого роста, в отличие от Больших посвящений, где были статуи «героических» размеров. Из всех произведений цикла наибольшую известность получили Галл, убивающий себя и свою жену (Музей Терм) и Умирающий галл (Капитолийский музей), которых почитали наравне с Лаокооном, Фавном Барберини и другими культовыми антиками. Остальные скульптуры привлекали меньше внимания, однако недавние находки археологов и открытия рисунков XVI—
Исторические обстоятельства, послужившие поводом к воздвижению скульптур, были связаны с военными кампаниями Атталидов. Их победы над галлами имели значение не только для Пергама, но и для многих государств. В IV веке до н. э. варварские кельтские племена (галлы — римское название кельтов; лат. galli, также galatoi), населявшие территории Центральной Европы, начали свою экспансию. Они напали на Италию и Рим, вторглись в Грецию и Македонию, продолжали набеги на государства Малой Азии на протяжении II века до н. э. Отличаясь безрассудством и особой жестокостью в битве, галлы наводили ужас на противника, по единодушному мнению античных историков, победить их было очень трудно. В 237 году до н. э. пергамское войско вступило в сражение с галлами у реки Каик. Варвары были изгнаны вглубь материка, Аттал провозгласил себя Спасителем. Победы над галлами имели следствием политическое возвышение Пергама. По примеру Афин здесь было развернуто большое строительство; в конце III—
В музеях мира сохранились римские мраморные копии скульптур — в общей сложности, сейчас их насчитывают около пятидесяти. Группа Малых посвящений была определена на основе сообщения Павсания; античный историк описал сюжеты композиций и упомянул о необычном размере фигур (Paus. I, 25, 2): «У южной стены акрополя Аттал соорудил памятники, каждый приблизительно в два локтя, изображающие так называемую войну с гигантами, которые некогда жили на перешейке Паллены во Фракии, битву афинян с амазонками, славное дело их на Марафоне против мидян и поражение галатов в Миссии».
Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя — ключевые для всего произведения фигуры: каждая соответствует одному из сюжетов «битв». Недавние находки и исследования показывают, что ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы достигала 124 м, общее количество бронзовых фигур — около 120. Последовательность сюжетов была хронологической: начиная с самой ранней битвы гигантов и богов, далее следовало сражение греков с амазонками, затем изображалось сражение греков и персов. Кульминацией была последняя группа — она представляла битву с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивались к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. В отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, сейчас в фокусе внимания скульпторов находились поверженные враги.
Трое персонажей из неапольской группы распростерты на земле, один из них пытается подняться. Поверхность тел покрыта глубокими ранами — отверстия, изливающие потоки крови, изображаются пластически, кровь, скорее всего, передавалась еще и красной краской. Фигура Умирающего галла из музея Неаполя почти полностью повторяет знаменитого Галла из Капитолийского музея, лишь отсутствуют ошейник и рог. Зрительный акцент на ранах соответствует описанию галлов у античных авторов. «Галлы идут в бой нагими, но в иных случаях никогда не обнажаются, и оттого на их бледных дюжих телах видна была любая рана» (Liv. XXXVIII, 21).
Одна из самых выразительных — статуя мертвой женщины, царицы амазонок, Антиопы, с полуобнаженной грудью и прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально на груди ее изображался младенец. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя. Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Варвар лежит ничком, полузакрывшись, он уже убит. Мертвый гигант — правитель, поскольку лента, лежащая рядом с телом, означает, что побежденный был царем. Лицом он напоминает кентавра, голова запрокинута, рот широко раскрыт, пряди волос похожи на змей. Изображение можно посчитать гротескным, при этом созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство.
Уже давно замечено, что из всей композиции сохранились только скульптуры поверженных, нет ни одной фигуры в атакующей позе. В художественных образах цикла воплощались разные стадии страдания и смерти — раненые, умирающие, убивающие себя и близких и уже погибшие. Хотя наказание и гибель в греческом искусстве были традиционными сюжетами, прежде никогда человек не представлялся столь беспомощным. Страдание становится одним из главных лейтмотивов в эпоху эллинизма.
В пергамских «битвах» ужас смерти становится не только главным, но и единственным посылом — столь радикальная трактовка, по мнению ряда ученых, была привнесена в эпоху императорского Рима. Заказчиком копий скульптур из Посвящений был, возможно, император Траян, который вел многочисленные войны с даками. Манера исполнения копий указывает на ту же датировку, фигуры изваяны из азиатского мрамора и близки по стилю. Антики были найдены в Риме летом 1514 года, на месте монастыря, расположенного на античных руинах. Предполагают, что скульптуры пергамских варваров украшали бани Агриппы.
Сразу же после находки в XVI веке Галл, Гигант, Амазонка и Перс именовались не варварами, а «Горациями и Куриациями», героями римской истории времени Республики. Так их называли в инвентарных книгах коллекции Альфонсины Орсини-Медичи, первой владелицы статуй. В 1530—
Мотивы, воплощенные в скульптурах Малых посвящений, имели долгую жизнь в античном и европейском искусстве. Сходные позы и фигуры можно увидеть в изображениях пленных и убитых варваров на римских триумфальных сооружениях и саркофагах, этрусских урнах и светильниках. Экспрессивные позы и лица пергамских скульптур вдохновляли художников эпохи Возрождения — Рафаэля, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и многих других. В их творчестве «поверженные варвары» трансформируются в образы христианских мучеников и святых. В XVII—
Выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж (7 дек. 2017 — 10 марта 2018 г.).
Текст: музейная табличка и выставочный стенд.