Умирающий галл
Мрамор.
Римская копия II в. греческого оригинала пергамской работы ок. 200 г. до н. э.
Выс. 57 см, дл. 107 см.
Инв. № 6015.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: С. И. Сосновский

Умирающий галл.

Мрамор.
Римская копия II в. греческого оригинала пергамской работы ок. 200 г. до н. э.
Выс. 57 см, дл. 107 см.
Инв. № 6015.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Най­де­на в Риме в 1514 г., в 1514—1540-х в кол­лек­ции Орси­ни-Меди­чи, затем у Мар­га­ри­ты Австрий­ской, с 1587 по 1790 год — у семьи Фар­не­зе в Риме, с 1790 в Неа­по­ле, в музее Бур­бо­нов (совр. Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей).

Описание:
Вос­хо­дит к скульп­тур­ной груп­пе, уста­нов­лен­ной Атта­лом I в честь победы над гал­ла­ми в кон­це III в. до н. э. на афин­ском Акро­по­ле (т. н. Малые посвя­ще­ния Атта­ла).

На выстав­ке пред­став­ле­ны четы­ре скульп­ту­ры, вос­хо­дя­щие к Посвя­ще­ни­ям Атта­ла — леген­дар­но­му памят­ни­ку элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Мно­го­фи­гур­ная груп­па была воз­двиг­ну­та на афин­ском акро­по­ле око­ло 200 года до н. э. царем Пер­га­ма Атта­лом I в честь победы над гал­ла­ми. Скульп­тур­ные ком­по­зи­ции, изо­бра­жаю­щие бит­вы, были уста­нов­ле­ны в раз­ных цен­трах гре­че­ско­го мира — Пер­га­ме, Афи­нах, Дель­фах, на ост­ро­ве Делос. Серии отча­сти повто­ря­ли друг дру­га, раз­ли­ча­ясь раз­ме­ром фигур и набо­ром пер­со­на­жей. Афин­ский памят­ник был назван исто­ри­ка­ми Малы­ми посвя­ще­ни­я­ми, посколь­ку вклю­чал скульп­ту­ры в три чет­вер­ти чело­ве­че­ско­го роста, в отли­чие от Боль­ших посвя­ще­ний, где были ста­туи «геро­и­че­ских» раз­ме­ров. Из всех про­из­веде­ний цик­ла наи­боль­шую извест­ность полу­чи­ли Галл, уби­ваю­щий себя и свою жену (Музей Терм) и Уми­раю­щий галл (Капи­то­лий­ский музей), кото­рых почи­та­ли наравне с Лао­ко­оном, Фав­ном Бар­бе­ри­ни и дру­ги­ми куль­то­вы­ми анти­ка­ми. Осталь­ные скульп­ту­ры при­вле­ка­ли мень­ше вни­ма­ния, одна­ко недав­ние наход­ки архео­ло­гов и откры­тия рисун­ков XVI—XVII веков помог­ли оце­нить мас­штаб и худо­же­ст­вен­ное зна­че­ние этих групп.

Исто­ри­че­ские обсто­я­тель­ства, послу­жив­шие пово­дом к воз­дви­же­нию скульп­тур, были свя­за­ны с воен­ны­ми кам­па­ни­я­ми Атта­лидов. Их победы над гал­ла­ми име­ли зна­че­ние не толь­ко для Пер­га­ма, но и для мно­гих государств. В IV веке до н. э. вар­вар­ские кельт­ские пле­ме­на (гал­лы — рим­ское наз­ва­ние кель­тов; лат. galli, так­же galatoi), насе­ляв­шие терри­то­рии Цен­траль­ной Евро­пы, нача­ли свою экс­пан­сию. Они напа­ли на Ита­лию и Рим, вторг­лись в Гре­цию и Македо­нию, про­дол­жа­ли набе­ги на государ­ства Малой Азии на про­тя­же­нии II века до н. э. Отли­ча­ясь без­рас­суд­ст­вом и осо­бой жесто­ко­стью в бит­ве, гал­лы наво­ди­ли ужас на про­тив­ни­ка, по еди­но­душ­но­му мне­нию антич­ных исто­ри­ков, победить их было очень труд­но. В 237 году до н. э. пер­гам­ское вой­ско всту­пи­ло в сра­же­ние с гал­ла­ми у реки Каик. Вар­ва­ры были изгна­ны вглубь мате­ри­ка, Аттал про­воз­гла­сил себя Спа­си­те­лем. Победы над гал­ла­ми име­ли след­ст­ви­ем поли­ти­че­ское воз­вы­ше­ние Пер­га­ма. По при­ме­ру Афин здесь было раз­вер­ну­то боль­шое стро­и­тель­ство; в кон­це III—II веке до н. э. Пер­гам пре­вра­тил­ся в центр искус­ства и куль­ту­ры, в мону­мен­таль­ных про­из­веде­ни­ях кото­ро­го был создан новый стиль — элли­ни­сти­че­ское барок­ко. Тему победы над гал­ла­ми вопло­ща­ли извест­ные скуль­п­то­ры, по всей веро­ят­но­сти, работа­ми по созда­нию скульп­тур­ных серий руко­во­дил Эпи­гон. Его имя сох­ра­ни­лось на мно­же­стве поста­мен­тов в Пер­га­ме и Афи­нах, а Пли­ний упо­ми­на­ет скуль­п­то­ра в свя­зи с дву­мя зна­ме­ни­ты­ми про­из­веде­ни­я­ми из пер­гам­ских групп: «У Эпи­го­на, вос­про­из­во­див­ше­го почти все ука­зан­ное выше, пре­вос­ход­ны Тру­бач и мла­де­нец, жалост­но лас­каю­щий­ся к уби­той мате­ри» (Plin., XXXIV, 88).

В музе­ях мира сох­ра­ни­лись рим­ские мра­мор­ные копии скульп­тур — в общей слож­но­сти, сей­час их насчи­ты­ва­ют око­ло пяти­де­ся­ти. Груп­па Малых посвя­ще­ний была опре­де­ле­на на осно­ве сооб­ще­ния Пав­са­ния; антич­ный исто­рик опи­сал сюже­ты ком­по­зи­ций и упо­мя­нул о необыч­ном раз­ме­ре фигур (Paus. I, 25, 2): «У южной сте­ны акро­по­ля Аттал соорудил памят­ни­ки, каж­дый при­бли­зи­тель­но в два лок­тя, изо­бра­жаю­щие так назы­вае­мую вой­ну с гиган­та­ми, кото­рые неко­гда жили на пере­шей­ке Пал­ле­ны во Фра­кии, бит­ву афи­нян с ама­зон­ка­ми, слав­ное дело их на Мара­фоне про­тив мидян и пора­же­ние гала­тов в Мис­сии».

Четы­ре скульп­ту­ры из архео­ло­ги­че­ско­го музея Неа­по­ля — клю­че­вые для все­го про­из­веде­ния фигу­ры: каж­дая соот­вет­ст­ву­ет одно­му из сюже­тов «битв». Недав­ние наход­ки и иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что ансамбль афин­ско­го памят­ни­ка состо­ял из четы­рех ком­по­зи­ций, каж­дая груп­па нахо­ди­лась на отдель­ном поста­мен­те. Дли­на всей плат­фор­мы дости­га­ла 124 м, общее коли­че­ство брон­зо­вых фигур — око­ло 120. После­до­ва­тель­ность сюже­тов была хро­но­ло­ги­че­ской: начи­ная с самой ран­ней бит­вы гиган­тов и богов, далее сле­до­ва­ло сра­же­ние гре­ков с ама­зон­ка­ми, затем изо­бра­жа­лось сра­же­ние гре­ков и пер­сов. Куль­ми­на­ци­ей была послед­няя груп­па — она пред­став­ля­ла бит­ву с гал­ла­ми у реки Каик. Таким обра­зом, победа Пер­га­ма при­рав­ни­ва­лись к победам в гре­ко-пер­сид­ской войне, зна­че­ние сра­же­ний с гал­ла­ми под­ни­ма­лось на уро­вень геро­и­че­ско­го мифа. Пер­гам, наслед­ник Афин, пред­ста­вал защит­ни­ком циви­ли­зо­ван­но­го мира от вар­вар­ской агрес­сии. В отли­чие от пред­ше­ст­ву­ю­щей тра­ди­ции «побед­ных» посвя­ще­ний, сей­час в фоку­се вни­ма­ния скуль­п­то­ров нахо­ди­лись повер­жен­ные вра­ги.

Трое пер­со­на­жей из неа­поль­ской груп­пы рас­про­стер­ты на зем­ле, один из них пыта­ет­ся под­нять­ся. Поверх­ность тел пок­ры­та глу­бо­ки­ми рана­ми — отвер­стия, изли­ваю­щие пото­ки кро­ви, изо­бра­жа­ют­ся пла­сти­че­ски, кровь, ско­рее все­го, пере­да­ва­лась еще и крас­ной крас­кой. Фигу­ра Уми­раю­ще­го гал­ла из музея Неа­по­ля почти пол­но­стью повто­ря­ет зна­ме­ни­то­го Гал­ла из Капи­то­лий­ско­го музея, лишь отсут­ст­ву­ют ошей­ник и рог. Зри­тель­ный акцент на ранах соот­вет­ст­ву­ет опи­са­нию гал­лов у антич­ных авто­ров. «Гал­лы идут в бой наги­ми, но в иных слу­ча­ях нико­гда не обна­жа­ют­ся, и отто­го на их блед­ных дюжих телах вид­на была любая рана» (Liv. XXXVIII, 21).

Одна из самых выра­зи­тель­ных — ста­туя мерт­вой жен­щи­ны, цари­цы ама­зо­нок, Антио­пы, с полу­об­на­жен­ной гру­дью и пре­крас­ным лицом. Как пока­за­ли рисун­ки ста­туи, сде­лан­ные в XVI веке, изна­чаль­но на груди ее изо­бра­жал­ся мла­де­нец. Образ юной мате­ри, погиб­шей в бит­ве, был заве­до­мо рас­счи­тан на скорбь и сочув­ст­вие зри­те­ля. Фигу­ра Пер­са иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся по тон­ким шаро­ва­рам и восточ­но­му голов­но­му убо­ру. Вар­вар лежит нич­ком, полу­за­крыв­шись, он уже убит. Мерт­вый гигант — пра­ви­тель, посколь­ку лен­та, лежа­щая рядом с телом, озна­ча­ет, что побеж­ден­ный был царем. Лицом он напо­ми­на­ет кен­тав­ра, голо­ва запро­ки­ну­та, рот широ­ко рас­крыт, пряди волос похо­жи на змей. Изо­бра­же­ние мож­но посчи­тать гро­теск­ным, при этом созер­ца­ние его непо­движ­но­го тела вызы­ва­ет не тор­же­ство, а тра­ги­че­ское чув­ство.

Уже дав­но заме­че­но, что из всей ком­по­зи­ции сох­ра­ни­лись толь­ко скульп­ту­ры повер­жен­ных, нет ни одной фигу­ры в ата­ку­ю­щей позе. В худо­же­ст­вен­ных обра­зах цик­ла вопло­ща­лись раз­ные ста­дии стра­да­ния и смер­ти — ране­ные, уми­раю­щие, уби­ваю­щие себя и близ­ких и уже погиб­шие. Хотя нака­за­ние и гибель в гре­че­ском искус­стве были тра­ди­ци­он­ны­ми сюже­та­ми, преж­де нико­гда чело­век не пред­став­лял­ся столь бес­по­мощ­ным. Стра­да­ние ста­но­вит­ся одним из глав­ных лейт­мо­ти­вов в эпо­ху элли­низ­ма.

В пер­гам­ских «бит­вах» ужас смер­ти ста­но­вит­ся не толь­ко глав­ным, но и един­ст­вен­ным посы­лом — столь ради­каль­ная трак­тов­ка, по мне­нию ряда уче­ных, была при­вне­се­на в эпо­ху импе­ра­тор­ско­го Рима. Заказ­чи­ком копий скульп­тур из Посвя­ще­ний был, воз­мож­но, импе­ра­тор Тра­ян, кото­рый вел мно­го­чис­лен­ные вой­ны с дака­ми. Мане­ра испол­не­ния копий ука­зы­ва­ет на ту же дати­ров­ку, фигу­ры изва­я­ны из ази­ат­ско­го мра­мо­ра и близ­ки по сти­лю. Анти­ки были най­де­ны в Риме летом 1514 года, на месте мона­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го на антич­ных руи­нах. Пред­по­ла­га­ют, что скульп­ту­ры пер­гам­ских вар­ва­ров укра­ша­ли бани Агрип­пы.

Сра­зу же после наход­ки в XVI веке Галл, Гигант, Ама­зон­ка и Перс име­но­ва­лись не вар­ва­ра­ми, а «Гора­ци­я­ми и Кури­а­ци­я­ми», геро­я­ми рим­ской исто­рии вре­ме­ни Рес­пуб­ли­ки. Так их назы­ва­ли в инвен­тар­ных кни­гах кол­лек­ции Аль­фон­си­ны Орси­ни-Меди­чи, пер­вой вла­де­ли­цы ста­туй. В 1530—1540-е годы, во вре­мя пре­бы­ва­ния в рим­ском Палац­цо Мада­ма-Меди­чи, их часто рисо­ва­ли извест­ные худож­ни­ки — Андреа Ман­те­нья, Маар­тен Хеем­скерк, Франц Фло­рис. После смер­ти Аль­фон­си­ны анти­ки ока­за­лись у Мар­га­ри­ты Австрий­ской, с 1587 по 1790 год — у семьи Фар­не­зе; в кон­це XVIII века они были реста­ври­ро­ва­ны в мастер­ских Джо­ван­ни Бат­ти­ста де Бьян­ки и Кар­ло Аль­ба­чи­ни. Вме­сте с собра­ни­ем Фар­не­зе скульп­ту­ры пере­ме­сти­ли из Рима в Неа­поль, в музей Бур­бо­нов, ныне Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей.

Моти­вы, вопло­щен­ные в скульп­ту­рах Малых посвя­ще­ний, име­ли дол­гую жизнь в антич­ном и евро­пей­ском искус­стве. Сход­ные позы и фигу­ры мож­но увидеть в изо­бра­же­ни­ях плен­ных и уби­тых вар­ва­ров на рим­ских три­ум­фаль­ных соору­же­ни­ях и сар­ко­фа­гах, этрус­ских урнах и све­тиль­ни­ках. Экс­прес­сив­ные позы и лица пер­гам­ских скульп­тур вдох­нов­ля­ли худож­ни­ков эпо­хи Воз­рож­де­ния — Рафа­э­ля, Микел­ан­дже­ло, Веро­не­зе, Тин­то­рет­то, Кара­ва­д­жо и мно­гих дру­гих. В их твор­че­стве «повер­жен­ные вар­ва­ры» транс­фор­ми­ру­ют­ся в обра­зы хри­сти­ан­ских муче­ни­ков и свя­тых. В XVII—XVIII веках, в пери­од клас­си­циз­ма и барок­ко, антич­ные моти­вы про­дол­жа­ют вол­но­вать вооб­ра­же­ние худож­ни­ков. Но даже и тогда, когда антич­ный миф и стиль ухо­дят в про­шлое, обра­зы искус­ства элли­низ­ма ста­но­вят­ся источ­ни­ком вдох­но­ве­ния и ново­го смыс­ла. При­су­щее древним тра­ги­че­ское пере­жи­ва­ние исто­рии и убеж­де­ние в неот­вра­ти­мо­сти судь­бы воз­рож­да­ет­ся в обра­зах рево­лю­ций и все­мир­ных ката­клиз­мов.

выста­воч­ный стенд

Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж (7 дек. 2017 — 10 марта 2018 г.).
Текст: музейная табличка и выставочный стенд.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия скульптурная группа статуя статуи statua statuae мрамор шлем cassis кровь коллекция медичи фарнезе нащечник нащечники раненый раненный рана обнаженный мужчина умирающий галл умирающего галла орсини малые посвящения маргарита австрийская инв № 6015