Работа по античным образцам 1-й пол. II в.Инв. №№ ГР-4949 / А 445.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Бюст юноши.
Работа по античным образцам 1-й пол. II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
228. Молодой римлянин.
Работа I века по Р. Х. Зрачки обозначены.
Каррарский мрамор. — Выс. 0,58 м, выс. без постамента 0,505 м.
213 (228). Бюст римлянина.
Реставрированный нос. В. 0,58 м.
Работа начала III в. по Р. Хр.
213. Бюст римлянина.
Нос новый. Работа начала III в. по Р. Хр.
В. 0,57. Зал XV (римских портретов).
88. «Бюст принца из дома Антонинов»
Инв. № А 445. Происхождение неизвестно; поступил до 1850 г. Мрамор белый (каррарский). Общая высота 57 см. Реставрация: нос. Поверхность хорошей сохранности.
Изображен хрупкий юноша. Его худощавое лицо, узкие губы, большие печальные глаза, мешки под глазами — все подчеркивает почти старческую утомленность.
Бюст определялся Вальдгауером как образец римской портретной скульптуры времени Антонинов1. Однако при тщательном изучении памятника нельзя не заметить, что в решении портрета много противоречивого. Тип и выражение лица характерны для портретов второй половины II века, эпохи Антонинов, форма же бюста типична для скульптуры первой половины этого столетия; трактовка волос близка скульптуре III века, а моделировка лица гладкими плоскостями свойственна портретам времени Августа. Необычна пластика обнаженных груди и плеч — юношески хрупких, болезненных. Подобная индивидуализация фигуры не характерна для римской портретной скульптуры. Сохранность бюста, изготовленного вместе с подставкой из одного блока, и нетронутая временем, гладкая, чистая поверхность самого мрамора также усугубляют сомнение в подлинности памятника.
Все это позволяет предполагать, что портрет был исполнен мастером нового времени на основе античных образцов. Близкий по характеру римский портрет первой половины II века, послуживший, быть может, «прототипом» нашего бюста, хранится с. 203 в Пергамском музее, в Берлине2. Высокое качество «подражания» выдает руку незаурядного скульптора и большого знатока римской портретной пластики. По всей вероятности, это был Б. Кавачеппи (1716—
ЛИТЕРАТУРА:
Кизерицкий Г. Е. Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры. Спб., 1901, № 228;
Вальдгауер О. Ф. Государственный Эрмитаж. Античная скульптура. Пг., 1923, № 213;
Вальдгауер О. Античная скульптура в императорском Эрмитаже. — «Аполлон», 1913, № 3, с. 5—
Вальдгауер. Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Пг., 1923, с. 66—
Текст: музейная табличка.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 109, кат. № 228.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 109, кат. № 213 (228).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 103, кат. № 213.
(4) Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. Изд-во «Аврора», 1974, с. 202—203, кат. № 88.