Бюст юноши
Мрамор.
Работа по античным образцам 1-й пол. II в.
Инв. №№ ГР-4949 / А 445.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Бюст юноши.

Мрамор.
Работа по античным образцам 1-й пол. II в.
Инв. №№ ГР-4949 / А 445.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил до 1850 г.

Описание:

228. Моло­дой рим­ля­нин.

Работа I века по Р. Х. Зрач­ки обо­зна­че­ны.

Нос реста­ври­ро­ван; левое ухо повреж­де­но.
Каррар­ский мра­мор. — Выс. 0,58 м, выс. без поста­мен­та 0,505 м.
Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 109, кат. № 228.

213 (228). Бюст рим­ля­ни­на.

Реста­ври­ро­ван­ный нос. В. 0,58 м.
Работа нача­ла III в. по Р. Хр.

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 109, кат. № 213 (228).

213. Бюст рим­ля­ни­на.

Нос новый. Работа нача­ла III в. по Р. Хр.
В. 0,57. Зал XV (рим­ских порт­ре­тов).

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 103, кат. № 213.

88. «Бюст прин­ца из дома Анто­ни­нов»

Инв. № А 445. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но; посту­пил до 1850 г. Мра­мор белый (каррар­ский). Общая высота 57 см. Рестав­ра­ция: нос. Поверх­ность хоро­шей сохран­но­сти.

Изо­бра­жен хруп­кий юно­ша. Его худо­ща­вое лицо, узкие губы, боль­шие печаль­ные гла­за, меш­ки под гла­за­ми — все под­чер­ки­ва­ет почти стар­че­скую утом­лен­ность.

Бюст опре­де­лял­ся Вальд­гау­е­ром как обра­зец рим­ской порт­рет­ной скульп­ту­ры вре­ме­ни Анто­ни­нов1. Одна­ко при тща­тель­ном изу­че­нии памят­ни­ка нель­зя не заме­тить, что в реше­нии порт­ре­та мно­го про­ти­во­ре­чи­во­го. Тип и выра­же­ние лица харак­тер­ны для порт­ре­тов вто­рой поло­ви­ны II века, эпо­хи Анто­ни­нов, фор­ма же бюста типич­на для скульп­ту­ры пер­вой поло­ви­ны это­го сто­ле­тия; трак­тов­ка волос близ­ка скульп­ту­ре III века, а моде­ли­ров­ка лица глад­ки­ми плос­ко­стя­ми свой­ст­вен­на порт­ре­там вре­ме­ни Авгу­ста. Необыч­на пла­сти­ка обна­жен­ных груди и плеч — юно­ше­ски хруп­ких, болез­нен­ных. Подоб­ная инди­виду­а­ли­за­ция фигу­ры не харак­тер­на для рим­ской порт­рет­ной скульп­ту­ры. Сохран­ность бюста, изготов­лен­но­го вме­сте с под­став­кой из одно­го бло­ка, и нетро­ну­тая вре­ме­нем, глад­кая, чистая поверх­ность само­го мра­мо­ра так­же усу­губ­ля­ют сомне­ние в под­лин­но­сти памят­ни­ка.

Все это поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что порт­рет был испол­нен масте­ром ново­го вре­ме­ни на осно­ве антич­ных образ­цов. Близ­кий по харак­те­ру рим­ский порт­рет пер­вой поло­ви­ны II века, послу­жив­ший, быть может, «прото­ти­пом» наше­го бюста, хра­нит­ся с. 203 в Пер­гам­ском музее, в Бер­лине2. Высо­кое каче­ство «под­ра­жа­ния» выда­ет руку неза­у­ряд­но­го скуль­п­то­ра и боль­шо­го зна­то­ка рим­ской порт­рет­ной пла­сти­ки. По всей веро­ят­но­сти, это был Б. Кава­чеп­пи (1716—1799), зна­ме­ни­тый рестав­ра­тор и анти­квар, работав­ший в Риме3.

1Кизе­риц­кий Г. Е. Импе­ра­тор­ский Эрми­таж. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Спб., 1901, № 228: «Работа I в. по Р. Х.»; Вальд­гау­ер О. Ф. Рим­ская порт­рет­ная скульп­ту­ра в Эрми­та­же. Пг., 1923, с. 67: «Бюст прин­ца из дома Анто­ни­нов».

2C. Blümel, Römische Bildnisse. Staatliche Museen zu Berlin. Katalog der Sammlung antiker Skulpturen, Bd. V, Berlin, 1933, R. 65, Taf. 40.

3A. Michaelis, Ancient Marbles in Great Britain, Cambridge, 1882, p. 89; M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit. Das römische Herrscherbild, Berlin, 1939, S. 8; E. Paul, Wörlitzer Antiken, eine Skulpturensammlung des Klassizismus, Wörlitz-Oranienbaum, 1963, S. 22—24; Howard, Boy on a Dolphin: Nollekens and Cavaceppi, «The Art Bulletin», XLVI, June 1964, p. 178—180.

ЛИТЕРАТУРА:

Кизе­риц­кий Г. Е. Импе­ра­тор­ский Эрми­таж. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Спб., 1901, № 228;
Вальд­гау­ер О. Ф. Государ­ст­вен­ный Эрми­таж. Антич­ная скульп­ту­ра. Пг., 1923, № 213;
Вальд­гау­ер О. Антич­ная скульп­ту­ра в импе­ра­тор­ском Эрми­та­же. — «Апол­лон», 1913, № 3, с. 5—25, табл. на с. 24;
Вальд­гау­ер. Вальд­гау­ер О. Ф. Рим­ская порт­рет­ная скульп­ту­ра в Эрми­та­же. Пг., 1923, с. 66—68, рис. 23.

Вощи­ни­на А. И. Рим­ский порт­рет. Кол­лек­ция Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа. Изд-во «Авро­ра», 1974, с. 202—203, кат. № 88.

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 109, кат. № 228.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 109, кат. № 213 (228).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 103, кат. № 213.
(4) Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. Изд-во «Аврора», 1974, с. 202—203, кат. № 88.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский современная скульптура sculptura бартоломео кавачеппи bartolomeo cavaceppi скульптурный римская римские бюст мрамор юноша юноши подделка инв № гр-4949 а 445