Конец II в. до н. э.Инв. № 338.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Скульптурный бюст, известный как «Умирающий Александр».
Конец II в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
62. Голова гиганта пергамской работы, известная как «Умирающий Александр» (инв. № 338)
Паросский мрамор: высота полная 0,72 м (античная часть без бюста — 0,42 м).
Современная реставрация: бюст с нижней половиной шеи и задняя поверхность шеи, покрытая локонами; длинная прядь волос слева от лица, части некоторых локонов, передняя часть носа. Поверхность локонов верхней части головы, видимо, переработана; поверхность лица, напротив, не тронута, ее античное состояние превосходно. О реставрации этой головы сообщают многие источники. Известно, что в 1579 г. с. 95 Джамболонья получил заказ реставрировать голову и установить ее на статую(1); в 1586 г. голова была передана Дж. Каччини для реставрации и изготовления бюста. В 1784 г.(2) последовала реставрация Ф. Каррадори, которая не стала последней. В 1795 г. упоминается о том, что бюст подвергся переделке, а в Королевские мастерские был передан античный бюст из Галереи(3). На рисунке Т. Анджелетти из серии, выполненной для Франческо ди Лорена, бюст представлен кюрасой и палудаментумом; известна также порфировая копия бюста в Поджо Империале, исполненная приблизительно во второй половине XVI в. Другая, явно более поздняя копия из атриума бывшего палаццо Орландини во Флоренции (Монте дей Паски) представляет собой обнаженный бюст, однако отличный от современного; остатки палудаментума на правой боковой поверхности шеи являются гипсовой копией конца XVIII (?) в. из коллекции Серена—
Описание некоей головы в то время находившейся в доме кардинала Пио да Карпи, сделанное У. Альдрованди, полностью совпадает с видом обсуждаемой головы; Пелли(4) идентифицировал голову Карпи с головой из Галереи, что весьма правдоподобно. В таком случае «Александр» после смерти кардинала Пио (1564 г.) перешел Великому герцогу Козимо I. Пелли добавляет, что существование порфировой копии служит свидетельством давней принадлежности головы семейству Медичи. Определенно, голова уже находилась в собственности Медичи, когда ее реставрацией занимался Джамболонья. В Галерее она находится очень давно; в XVIII в. она была выставлена в зале VII, в XIX в. — в зале Гермафродита, а ныне — во II Коридоре.
Если флорентийская голова и голова из коллекции Карпи, описанная Альдрованди, являются одним и тем же предметом, то уже тогда она считалась портретом Александра Великого, поскольку довольно хорошо соответствовала патетическому характеру многих его портретов и изображений на монетах. Эрудиты определили момент жизни Александра, предположительно запечатленный в этом портрете: так, Альдрованди считал, что это момент, когда умирающий царь приказал своим близким целовать ему руку; Бьянки, а вслед за ним Пелли рассматривали предположение, что Александр мог быть изображен после битвы при Цитне или после взятия Оссидраки, где он был ранен. Благодаря Амелунгу(5) сравнение со скульптурой Пергама позволило отказаться от общепринятой идентификации; видимо, не случайно Э. К. Висконти не упоминал об этой голове(6). Дючке отрицал патетику портрета. Амелунг, впервые сравнивший голову с Алкионеем из группы Афины фриза Большого пергамского алтаря определил ее как принадлежащую умирающему гиганту. Т. Шрайбер же считал флорентийскую голову отломком скульптурной группы охотников, что не вполне соответствует выражению лица и виду шевелюры. Атрибуция головы по духу и времени создания как предмета пергамского искусства не вызывает сильных возражений. Головы гигантов, особенно Алкионея, хотя и разнятся между собой, имеют вид формальный: их выраженный драматизм подчеркивается сильными светотенями, локоны имеют отчетливую змеевидную форму и образуют глубокие тени, подчеркивающие объемную структуру. Но эти различия либо свидетельствуют о разных предназначениях этих двух работ, либо о разнице в темпераментах, если они имеют место в одной и той же обстановке. Липпольд, сравнивая флорентийскую мраморну. голову с изображениями Алкионея, подчеркивает, что ее пафос более выражен; точнее, она другая, сильнее наполненная духом, почти театральная. Без сомнения, голова принадлежала некоей статуе, тип которой установить невозможно. Известно о существовании второй такой головы, по-видимому, реплики (Гамильтон)(7); голова из Флоренции остается самой значительной копией утраченного великого эллинистического образца. Мадридская копия головы в шлеме не подходит для сравнения(8); Ф. Кюмон с. 96 описал несколько голов, считающихся портретами Александра с иконографией Митры (тип Баракко), поскольку косой срез на голове предполагал наличие колпака, выполненного как отдельная часть; однако, вопреки выводам, которые сделал Кюмон, все это не имеет отношения к флорентийской голове, которая являет собой цельный предмет. В любом случае, и это не противоречит мнению Кюмона, в искусстве Пергама существуют два разных типа: тип Александра и тип Митры.
(1)Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 187, 14; R. Lanciani, Storia degli scavi di Roma, Roma, 1902 e ss., III, p. 116.
(2)Archivio della Guardaroba…, XVII, 38.
(3)Archivio della Guardaroba…, XXVII, 9 e 24.
(4)G. Bencivenni già Pelli, Saggio istorico sulla reale Galleria di Firenze, I—
(5)W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, p. 96.
(6)E. Q. Visconti, Iconographie grecque, Milano, 1824—
(7)A. Michaelis, Ancient Marbles in England, 1901, p. 300, N. 3, древность сомнительна.
(8)R. Ricard, Marbres antiques du Musée du Prado à Madrid, Paris, 1923, N. 99.
S. Reinach, L’album de Pierre Jacques, Paris, 1901, p. 52, 1;
G. Bianchi, Ragguaglio delle antichità e rarità che si conservano nella Galleria mediceo imperiale di Firenze, Firenze, 1759, p. 134;
L. Lanzi, La real Galleria di Firenze accresciuta e riordinata, Firenze, 1782, p. 85;
G. Bencivenni già Pelli, Saggio istorico sulla reale Galleria di Firenze, I—
H. Meyer, Atlas der Kunstgeschichte, Dresden, 1825, p. 301, tav. 29 a;
C. O. Müller, F. Wieseler, Denkmäler, Göttingen, 1854—
Kreyszler, Reisen durch Deutschland, 1729, I, p. 374;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, n. 515;
J. Overbeck, Geschichte der griechischen Plastik, Leipzig, 1869, II, p. 112;
H. Brunn, Denkmäler griechischer und römischer Skulptur, München, 1888 e ss., 264;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 151;
R. Lanciani, Storia degli scavi di Roma, Roma, 1902 e ss., III, p. 116;
Schreiber, in: Abhandlungen der sächsichen Gesellschaft, Leipzig, 1903, p. 217;
M. Collignon, La sculpture grecque, I—
F. Cumont, Textes et Monuments relatifs aux Mystères de Mithras, Bruxelles, 1896—
S. Reinach, Recueil de têtes antiques idéales ou idéalisées, Paris, 1903, tav. 230;
L. Mitchell, A History of ancient Sculpture, London, 1883, p. 593;
Vogel, Epochen, p. 30;
Ch. Picard, La sculpture antique, I—
P. Ducati, La scultura greca, III, L’ellenismo, Firenze, 1936, p. 35;
G. Lippold, Griechische Plastik, München, 1950 (Handbuch der Archaeologie, III, 1), p. 363, n. 9;
G. Q. Giglioli, Arte greca, I—
M. Bieber, The Sculpture of Hellenistic Age, New York, 1955, p. 119;
Cumont, in: Revue Archéologique, Paris, 1947, p. 8, fig. 6
M. J. Vermaseren, Corpus inscriptionum et monumentorum religionis Mitriacae, Hagae C., 1957, n. 667.
Документы:
1579, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 187, 14 (Cfr. Lanciani, l. c.);
1586, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 111, (28 luglio); Giov. Caccini scultore araconcio unqualco teste di marmo fatovi ebusti… a Alessandro magno magiore dello naturale.
1784, Archivio della Galleria degli Uffizi, XVII, 78 (restauri di statue e busti di Galleria affidati ad F. Carradori) …il busto di Alessandro Magno…
1795, Archivio della Galleria degli Uffizi, XXVII, 9 (rifacimento del busto con marmo fatto venire da Roma); 24 (restituzione del busto allo Scrittoio delle RR. FF.).
Рисунки:
Uffizi 4517 e 4518, di T. Angeletti.
Фотографии:
Alinari 1162; Brogi, 3223 e 10013.
Данные: музейная аннотация.
© 1958 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958, pp. 94—96, cat. no. 62, ill. 64 a, b.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.