Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи
Нео-аттическая работа.
Пентелийский мрамор.
Выс. 173 см, верхний диаметр 135 см.
2-я пол. I в. до н. э.
Инв. № 307.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи.

Нео-аттическая работа.
Пентелийский мрамор.
Выс. 173 см, верхний диаметр 135 см.
2-я пол. I в. до н. э.
Инв. № 307.

Флоренция, Галерея Уффици.

Частная коллекция, Медичи.
Происхождение:
Пред­по­ла­га­ет­ся, что облом­ки вазы были най­де­ны в Риме в послед­ней чет­вер­ти XVI в. в ходе рас­ко­пок, про­во­ди­мых по рас­по­ря­же­нию Фер­ди­нан­до Меди­чи близ церк­ви Сан-Пьет­ро-ин-Вин­ко­ли. Одна­ко такая дати­ров­ка не соот­вет­ст­ву­ет име­ю­щим­ся фак­там: пер­вое упо­ми­на­ние о вазе отно­сит­ся к 1571 г., тогда как, судя по архив­ным дан­ным, Вели­кий гер­цог полу­чил раз­ре­ше­ние на рас­коп­ки от Апо­сто­ли­че­ской кан­це­ля­рии в 1576 г., а сами рас­коп­ки про­во­ди­лись в 1583—1584 гг. (Boyer, 1929, pp. 259—260, nota 1).
В 1571 г. облом­ки вазы упо­мя­нул Дио­меде Лео­ни (один из послед­них спут­ни­ков Микел­ан­дже­ло) в пись­ме от 28 сен­тяб­ря к Пьет­ро Узим­бар­ди, сек­ре­та­рю Фер­ди­нан­до Меди­чи. Рестав­ра­ци­он­ные работы про­во­ди­лись на вил­ле Меди­чи. Они нача­лись в октяб­ре того же года, и в 1574 году око­ло 80 фраг­мен­тов раз­но­го раз­ме­ра были собра­ны в еди­ное целое на внут­рен­ней метал­ли­че­ской арма­ту­ре (штиф­тах?) и скле­е­ны меж­ду собой гип­со­вой сме­сью. Отсут­ст­ву­ю­щие части были вос­со­зда­ны зано­во в гип­се.
С 1598 г. ваза была выстав­ле­на в саду Вил­лы Меди­чи в Риме. В 1756 г. ее опи­сан посе­тив­ший вил­лу Иоганн Вин­кель­ман (Venuti, 1766, I, p. 153).
Одна­ко вско­ре про­яви­лись про­бле­мы нека­че­ст­вен­ной рестав­ра­ции, свя­зан­ные как с несов­ме­сти­мо­стью мате­ри­а­лов, исполь­зо­ван­ных при реком­по­зи­ции, так и с пло­хой под­готов­кой скле­и­вае­мых поверх­но­стей мра­мо­ра. В свя­зи с этим в 1779 г. было при­ня­то реше­ние о ее повтор­ной рестав­ра­ции. Работы выпол­ня­лись в Риме с мая по октябрь 1780 г. Фран­че­ско Кар­ра­до­ри и Кле­мен­те Бьян­ки, кото­рые поста­ви­ли новую метал­ли­че­скую арма­ту­ру и уда­ли­ли гип­со­вые встав­ки, заме­нив их на мра­мор­ные. При этом был исполь­зо­ван ори­ги­наль­ный фраг­мент вазы, достав­лен­ный из Фло­рен­ции. В 1780 г. ваза была пере­ве­зе­на во Фло­рен­цию. За ней после­до­ва­ли оба рестав­ра­то­ра, кото­рые завер­ши­ли работу на новом месте, в Гале­рее Уффи­ци.
Во вре­мя фран­цуз­ско­го втор­же­ния ваза вме­сте с про­чи­ми цен­ней­ши­ми экс­по­на­та­ми в целях без­опас­но­сти была пере­ве­зе­на на вре­мен­ное хра­не­ние в Палер­мо, откуда вер­ну­лась в Гале­рею в янва­ре-фев­ра­ле 1803 г.
В 1913 г. один из ори­ги­наль­ных фраг­мен­тов вазы с изо­бра­же­ни­ем вои­на в шле­ме был обна­ру­жен в музее Лих­тен­штей­на в Вене (при пер­во­на­чаль­ных рестав­ра­ци­ях эта фигу­ра была пред­став­ле­на как изо­бра­же­ние муж­чи­ны с пок­ры­той голо­вой (capite velato)), что заста­ви­ло усо­мнить­ся в пра­виль­но­сти изо­бра­же­ний и на про­чих встав­ках на месте лакун.
В 2004 г. ваза была пере­ме­ще­на на свое нынеш­нее место. Была про­из­веде­на чист­ка и обра­бот­ка поверх­но­сти, фик­са­ци­он­ная фото­съем­ка.
Повтор­но реста­ври­ро­ва­на в 2016 г.

Описание:
Над листья­ми акан­та и вью­щи­ми­ся вет­вя­ми рас­по­ло­же­ны полу­об­на­жен­ные жен­ские фигу­ры, лежа­щие рядом с куль­то­вой ста­ту­ей боже­ства, реста­ври­ро­ван­ной как Арте­ми­да.

Соглас­но обще­при­ня­то­му мне­нию, на вазе изо­бра­же­ны гре­че­ские герои, вопро­шаю­щие Дель­фий­ско­го ора­ку­ла перед отправ­ле­ни­ем к Трое.

В XVII в. ваза Меди­чи поль­зо­ва­лась иск­лю­чи­тель­ной извест­но­стью, что под­твер­жда­ет­ся нали­чи­ем мно­же­ства гра­вюр с ее изо­бра­же­ни­ем. На гра­вю­ре 1656 г. работы Сте­фа­но дел­ла Бел­ла изо­бра­жен Кози­мо III в юно­ше­ском воз­расте, рису­ю­щий эту вазу.

Опи­са­ние см.: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Roma, 1958, pp. 189—192, cat. no. 180.


Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф греческая мифология mythologia graeca богиня артемида артемиды dea artemis декор декоративный декоративная декоративное декоративные троянская война bellum troianum ваза вазы колчан pharetra cucurum пентелийский мрамор marmor pentelicum коллекция медичи неоаттический неоаттическая работа статуя лук тетива медичи кратер инв № 307