Пентелийский мрамор.
Выс. 173 см, верхний диаметр 135 см.
2-я пол. I в. до н. э.Инв. № 307.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи.
Пентелийский мрамор.
Выс. 173 см, верхний диаметр 135 см.
2-я пол. I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
В 1571 г. обломки вазы упомянул Диомеде Леони (один из последних спутников Микеланджело) в письме от 28 сентября к Пьетро Узимбарди, секретарю Фердинандо Медичи. Реставрационные работы проводились на вилле Медичи. Они начались в октябре того же года, и в 1574 году около 80 фрагментов разного размера были собраны в единое целое на внутренней металлической арматуре (штифтах?) и склеены между собой гипсовой смесью. Отсутствующие части были воссозданы заново в гипсе.
С 1598 г. ваза была выставлена в саду Виллы Медичи в Риме. В 1756 г. ее описан посетивший виллу Иоганн Винкельман (Venuti, 1766, I, p. 153).
Однако вскоре проявились проблемы некачественной реставрации, связанные как с несовместимостью материалов, использованных при рекомпозиции, так и с плохой подготовкой склеиваемых поверхностей мрамора. В связи с этим в 1779 г. было принято решение о ее повторной реставрации. Работы выполнялись в Риме с мая по октябрь 1780 г. Франческо Каррадори и Клементе Бьянки, которые поставили новую металлическую арматуру и удалили гипсовые вставки, заменив их на мраморные. При этом был использован оригинальный фрагмент вазы, доставленный из Флоренции. В 1780 г. ваза была перевезена во Флоренцию. За ней последовали оба реставратора, которые завершили работу на новом месте, в Галерее Уффици.
Во время французского вторжения ваза вместе с прочими ценнейшими экспонатами в целях безопасности была перевезена на временное хранение в Палермо, откуда вернулась в Галерею в январе-феврале 1803 г.
В 1913 г. один из оригинальных фрагментов вазы с изображением воина в шлеме был обнаружен в музее Лихтенштейна в Вене (при первоначальных реставрациях эта фигура была представлена как изображение мужчины с покрытой головой (capite velato)), что заставило усомниться в правильности изображений и на прочих вставках на месте лакун.
В 2004 г. ваза была перемещена на свое нынешнее место. Была произведена чистка и обработка поверхности, фиксационная фотосъемка.
Повторно реставрирована в 2016 г.
Согласно общепринятому мнению, на вазе изображены греческие герои, вопрошающие Дельфийского оракула перед отправлением к Трое.
В XVII в. ваза Медичи пользовалась исключительной известностью, что подтверждается наличием множества гравюр с ее изображением. На гравюре 1656 г. работы Стефано делла Белла изображен Козимо III в юношеском возрасте, рисующий эту вазу.
Описание см.: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Roma, 1958, pp. 189—