Вторая четверть II в. н. э.
Высота 1,20 м, длина 1,67 м.Инв. № 342.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Рельеф со сценой жертвоприношения.
Вторая четверть II в. н. э.
Высота 1,20 м, длина 1,67 м.
Флоренция, Галерея Уффици.
149. РЕЛЬЕФ СО СЦЕНОЙ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (инв. № 342[1]). Илл. 146.
Лунский мрамор; высота 1,20 м; ширина 1,67 м.
Современной реставрации подвергнуты вся левая рука, правое плечо, левое предплечье, топор помощника жреца, часть спины фигуры на коленях слева, голова стоящего помощника жреца, стопа и правая кисть помощника жреца, стоящего на коленях справа и держащего быка за рога, кисти рук фигуры в тоге, правая стопа мальчика слева, левая стопа, боковая часть туловища, плечи и голова второго мальчика, вся верхняя часть туловища и левая стопа фигуры, стоящей за щитом, правый край плиты с архитектурными деталями в глубине и верхняя часть пальмы. Поверхность очищена и отполирована.
Сведения о происхождении этого рельефа противоречивы. Традиция, которой следует Амелунг, считает его прототипом гобелена Рафаэля, изобращающего св. Павла в Листре, из чего следует, что уже в 1514 г. рельеф был известен. Считалось также, что его изображение приведено на стр. 290 Chorel, Disc. sur la religion, Lyon 1556, где он ошибочно отнесен к колонне Траяна. Однако у Chorel изображен не рельеф с виллы Медичи, а какой-то другой (Matz-Duhn, III, p. 285); cfr. MonInst, 1881, T. 36, già Bellori, T. 44). Возможно, экземпляр из Уффици описан в с. 171 инвентарном списке Capranica Valle (DocIned, IV, p. 380): «жертвоприношение с восемью человеческими фигурами и с фигурой быка, полурельеф высотой 6 футов и шириной 6 футов». Неизвестно, каким образом этот рельеф оказался во Флоренции, поскольку никаких документальных сведений об этом не сохранилось. В прошлом его изображения в иллюстративных материалах галереи не приводились. В XIX в. рельеф находился на главной лестнице, затем в комнате Гермафродита. В настоящее время — в малом зале античной скульптуры.
Рельеф, очевидно, являлся частью ансамбля: на это указывает положение двух амуров со щитом. Он мог быть частью длинного фриза и имел большую высоту, поскольку архитектурный фон сверху укорочен. Плотная группа совершающих жертвоприношение требует для равновесия соответствующей группы на противоположной стороне. В августовский период уже сложилась иконография жертвоприношения, где реализм сцены дополнялся символическими элементами: амурами, несущими щит, и мужской фигурой позади них. Стилистика рельефа не позволяет согласиться с S. Jones, который датировал его эпохой Флавиев. Величественность и бесстрастность сцены скорее соответствуют классицизму эпохи Адриана, как это показали J. Sieveking и E. Strong, а впоследствии J. Toynbee.
Фигуры находятся на некотором удалении от архитектурного фона, детали которого позволяют оценить расстояние до группы (храм, здание с тимпаном, пальма). Недавно I. Scott Ryberg, сравнивая эту сцену с изображениями публичных жертвоприношений (vota pubblica) на монетах (cfr. Alföldi, RMitt, XLIX, 1939, с. 97 и слл.), обнаружил, что на рельефе представлены деценналии, скорее всего, виценналии — празднества в честь двадцатилетия правления Адриана, — что позволяет датировать рельеф 137 г. Основное здание на заднем плане может являться храмом Марса Мстителя (Mars Ultor), следовательно действие происходит на форуме Августа. Согласно этому убедительному мнению, фигура, стоящая за щитом, является гением римского народа (Genius Populi Romani); фигура в тоге, чья голова на самом деле была повернута влево, как это следует из анатомии шеи, являлась, вероятно, чьим-то портретом. На щите, украшенном ветвями лавра, не осталось никаких следов надписи, которая должна была присутствовать (MemAmAc, XXII, 1955, p. 132, fig. 71; cfr. pure R. Vackova, Rimské historiké Reliefi, v. Praze, 1949, p. 35 e tav. XVI 2).
Сокращения:
DocIned — G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878.
MemAmAc — Memoirs of American Academy in Rome, New York.
MonInst — Monumenti dell’Instituto di Corrispondenza archeologica, Roma.
RMitt — Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München.
Bibl.: H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 29;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 147;
S. Reicnach, Répertoire des reliefs grecs et romains, I—
H. Stuart Jones, Notes on Roman Historical Sculptures // Papers of British School at Rome, London, III, 1906, p. 241, fig. 4;
J. Sieveking, Das römische Relief // Festschrift für P. Arndt, München, 1925, pp. 28—
E. Strong, La scultura romana (trad. it. di G. Giannelli), I—
J. M. C. Toynbee, The Adrianic School, a Chapter in the History of Greek Art, Cambridge, 1934, p. 244;
Mostra augustea della romanità, Catalogo3, Roma, 1938, II, n. 25.
Fot.: Brogi 4085 Sopr. Gali. 48758.
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ САЙТА:
[1]В каталоге ошибочно указан инв. № 321 (см. т. II, с. 387: Inventario 1825 — № 476; Inventario 1881 — № 54; Inventario 1914 — № 342 ? (sic!)). См. музейную табличку (инв. 1914 № 342), а также номер в углу рельефа от инвентаризации 1825 г.: 476. Инв. № 321 принадлежит другому рельефу.
© 1958 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958. P. 170—171, cat. no. 149, ill. 146.
© 2012 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин