Рельеф со сценой жертвоприношения
Лунский мрамор.
Вторая четверть II в. н. э.
Высота 1,20 м, длина 1,67 м.
Инв. № 342.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Рельеф со сценой жертвоприношения.

Лунский мрамор.
Вторая четверть II в. н. э.
Высота 1,20 м, длина 1,67 м.
Инв. № 342.

Флоренция, Галерея Уффици.

Происхождение:
Из кол­лек­ции Капра­ни­ка-дел­ла Вал­ле в Риме. Заре­ги­ст­ри­ро­ван в Уффи­ци с 1784 г.

Описание:

149. РЕЛЬЕФ СО СЦЕНОЙ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (инв. № 342[1]). Илл. 146.

Лун­ский мра­мор; высота 1,20 м; шири­на 1,67 м.

Совре­мен­ной рестав­ра­ции под­верг­ну­ты вся левая рука, пра­вое пле­чо, левое пред­пле­чье, топор помощ­ни­ка жре­ца, часть спи­ны фигу­ры на коле­нях сле­ва, голо­ва сто­я­ще­го помощ­ни­ка жре­ца, сто­па и пра­вая кисть помощ­ни­ка жре­ца, сто­я­ще­го на коле­нях спра­ва и дер­жа­ще­го быка за рога, кисти рук фигу­ры в тоге, пра­вая сто­па маль­чи­ка сле­ва, левая сто­па, боко­вая часть туло­ви­ща, пле­чи и голо­ва вто­ро­го маль­чи­ка, вся верх­няя часть туло­ви­ща и левая сто­па фигу­ры, сто­я­щей за щитом, пра­вый край пли­ты с архи­тек­тур­ны­ми дета­ля­ми в глу­бине и верх­няя часть паль­мы. Поверх­ность очи­ще­на и отпо­ли­ро­ва­на.

Сведе­ния о про­ис­хож­де­нии это­го релье­фа про­ти­во­ре­чи­вы. Тра­ди­ция, кото­рой сле­ду­ет Аме­лунг, счи­та­ет его прото­ти­пом гобе­ле­на Рафа­э­ля, изо­бра­щаю­ще­го св. Пав­ла в Лист­ре, из чего сле­ду­ет, что уже в 1514 г. рельеф был изве­стен. Счи­та­лось так­же, что его изо­бра­же­ние при­веде­но на стр. 290 Chorel, Disc. sur la religion, Lyon 1556, где он оши­боч­но отне­сен к колонне Тра­я­на. Одна­ко у Chorel изо­бра­жен не рельеф с вил­лы Меди­чи, а какой-то дру­гой (Matz-Duhn, III, p. 285); cfr. MonInst, 1881, T. 36, già Bellori, T. 44). Воз­мож­но, экзем­пляр из Уффи­ци опи­сан в с. 171 инвен­тар­ном спис­ке Capranica Valle (DocIned, IV, p. 380): «жерт­во­при­но­ше­ние с восе­мью чело­ве­че­ски­ми фигу­ра­ми и с фигу­рой быка, полу­ре­льеф высотой 6 футов и шири­ной 6 футов». Неиз­вест­но, каким обра­зом этот рельеф ока­зал­ся во Фло­рен­ции, посколь­ку ника­ких доку­мен­таль­ных сведе­ний об этом не сох­ра­ни­лось. В про­шлом его изо­бра­же­ния в иллю­ст­ра­тив­ных мате­ри­а­лах гале­реи не при­во­ди­лись. В XIX в. рельеф нахо­дил­ся на глав­ной лест­ни­це, затем в ком­на­те Гер­ма­фро­ди­та. В насто­я­щее вре­мя — в малом зале антич­ной скульп­ту­ры.

Рельеф, оче­вид­но, являл­ся частью ансам­бля: на это ука­зы­ва­ет поло­же­ние двух аму­ров со щитом. Он мог быть частью длин­но­го фри­за и имел боль­шую высоту, посколь­ку архи­тек­тур­ный фон свер­ху уко­ро­чен. Плот­ная груп­па совер­шаю­щих жерт­во­при­но­ше­ние тре­бу­ет для рав­но­ве­сия соот­вет­ст­ву­ю­щей груп­пы на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне. В авгу­стов­ский пери­од уже сло­жи­лась ико­но­гра­фия жерт­во­при­но­ше­ния, где реа­лизм сце­ны допол­нял­ся сим­во­ли­че­ски­ми эле­мен­та­ми: аму­ра­ми, несу­щи­ми щит, и муж­ской фигу­рой поза­ди них. Сти­ли­сти­ка релье­фа не поз­во­ля­ет сог­ла­сить­ся с S. Jones, кото­рый дати­ро­вал его эпо­хой Фла­ви­ев. Вели­че­ст­вен­ность и бес­страст­ность сце­ны ско­рее соот­вет­ст­ву­ют клас­си­циз­му эпо­хи Адри­а­на, как это пока­за­ли J. Sieveking и E. Strong, а впо­след­ст­вии J. Toynbee.

Фигу­ры нахо­дят­ся на неко­то­ром уда­ле­нии от архи­тек­тур­но­го фона, дета­ли кото­ро­го поз­во­ля­ют оце­нить рас­сто­я­ние до груп­пы (храм, зда­ние с тим­па­ном, паль­ма). Недав­но I. Scott Ryberg, срав­ни­вая эту сце­ну с изо­бра­же­ни­я­ми пуб­лич­ных жерт­во­при­но­ше­ний (vota pubblica) на моне­тах (cfr. Alföldi, RMitt, XLIX, 1939, с. 97 и слл.), обна­ру­жил, что на релье­фе пред­став­ле­ны децен­на­лии, ско­рее все­го, вицен­на­лии — празд­не­ства в честь два­дца­ти­ле­тия прав­ле­ния Адри­а­на, — что поз­во­ля­ет дати­ро­вать рельеф 137 г. Основ­ное зда­ние на зад­нем плане может являть­ся хра­мом Мар­са Мсти­те­ля (Mars Ultor), сле­до­ва­тель­но дей­ст­вие про­ис­хо­дит на фору­ме Авгу­ста. Соглас­но это­му убеди­тель­но­му мне­нию, фигу­ра, сто­я­щая за щитом, явля­ет­ся гени­ем рим­ско­го наро­да (Genius Populi Romani); фигу­ра в тоге, чья голо­ва на самом деле была повер­ну­та вле­во, как это сле­ду­ет из ана­то­мии шеи, явля­лась, веро­ят­но, чьим-то порт­ре­том. На щите, укра­шен­ном вет­вя­ми лав­ра, не оста­лось ника­ких сле­дов над­пи­си, кото­рая долж­на была при­сут­ст­во­вать (MemAmAc, XXII, 1955, p. 132, fig. 71; cfr. pure R. Vackova, Rimské historiké Reliefi, v. Praze, 1949, p. 35 e tav. XVI 2).

Сок­ра­ще­ния:

DocIned — G. Fiorelli. Documenti inediti per servire alla storia dei Musei italiani, Roma, 1878.
MemAmAc — Memoirs of American Academy in Rome, New York.
MonInst — Monumenti dell’Instituto di Corrispondenza archeologica, Roma.
RMitt — Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München.

Bibl.: H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 29;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 147;
S. Reicnach, Répertoire des reliefs grecs et romains, I—III, Paris, 1909—1912, III, p. 42;
H. Stuart Jones, Notes on Roman Historical Sculptures // Papers of British School at Rome, London, III, 1906, p. 241, fig. 4;
J. Sieveking, Das römische Relief // Festschrift für P. Arndt, München, 1925, pp. 28—29;
E. Strong, La scultura romana (trad. it. di G. Giannelli), I—II, Firenze, 1923—1926, II, p. 419, fig. 254;
J. M. C. Toynbee, The Adrianic School, a Chapter in the History of Greek Art, Cambridge, 1934, p. 244;
Mostra augustea della romanità, Catalogo3, Roma, 1938, II, n. 25.

Fot.: Brogi 4085 Sopr. Gali. 48758.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ САЙТА:

[1]В ката­ло­ге оши­боч­но ука­зан инв. № 321 (см. т. II, с. 387: Inventario 1825 — № 476; Inventario 1881 — № 54; Inventario 1914 — № 342 ? (sic!)). См. музей­ную таб­лич­ку (инв. 1914 № 342), а так­же номер в углу релье­фа от инвен­та­ри­за­ции 1825 г.: 476. Инв. № 321 при­над­ле­жит дру­го­му релье­фу.


Источники:
© 2019 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1958 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958. P. 170—171, cat. no. 149, ill. 146.
© 2012 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф греческая мифология mythologia graeca romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor жертвоприношение oblatio sacrificium ножны vagina лавровый венок corona laurea лунский лунийский каррарский мрамор marmor lunensis бык быка taurus жрец жреца sacerdos архитектура архитектурная композиция архитектурный мотив архитектурные мотивы помощник попа popa долабра топор dolabra securis жертвенное животное жертва hostia victima круглый щит клипеус парма clipeus clupeus parma imago clipeata храм храма aedes templum коринфский ордер коринфская капитель ordo corinthius коллекция капраника делла валле жертвенный нож для заклания culter cultri здание камилл камилла камиллы camillus camilli camillae рог рога виктимарий victimarius сцена жертвоприношения инв № 342 321~ 476~