Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Выс. 55 см.Инв. № Rom. 2002.Болонья, Городской археологический музей
Мужская голова (Марк Антоний?).
Эпоха Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Выс. 55 см.
Болонья, Городской археологический музей.
11. Мужская голова (Марк Антоний?)
Из Фоссомброне, Сан-Мартино-дель-Пьяно.
Эпоха Ранней империи (принципат Клавдия).
Болонья, Городской археологический музей, инв. № Rom. 2002.
Мелкозернистый мрамор.
Высота 55 см.
Отсутствует часть затылка, видимо, изготовленная отдельно и соединённая с головой пятью штифтами, для которых имеются отверстия. Нос почти полностью отбит; царапины имеются на левом глазу и мелкие — в других местах.
Обстоятельства обнаружения этой головы, размеры которой существенно превышают натуральную величину, неизвестны; она появилась на болонском антикварном рынке в начале прошлого века, в 1910 г. была приобретена государством по представлению главного инспектора Г. Гирардини и помещена в Городской археологический музей Болоньи. Однако архивная документация этого музея надёжно свидетельствует о её происхождении из Фоссомброне.
В докладной записке, приложенной к предложению о покупке, Гирардини определяет эту голову как «посредственную работу, которая в любом случае заслуживает внимания как свидетельство о провинциальной портретной скульптуре». И действительно, в целом и в отдельных чертах она являет собой подчёркнутое упрощение чисто италийского вкуса. Кажется, что на массивном и квадратном лице господствуют огромные широко распахнутые глаза, рот мал и слегка асимметричен, верхняя губа тонкая, а нижняя — выступающая, что ещё больше подчёркивают две ямочки, замыкающие её с обеих сторон. Подбородок достаточно выражен. Причёска, плотно прилегающая к черепу, состоит из маленьких завитков, единообразно лежащих на лбу и висках. Массивная и слабо выделенная шея внизу вырезана в форме буквы V, видимо, для вставки в статую, изготовленную отдельно.
Голова из Фоссомброне появилась в археологической литературе после того, как Кашниц-Вайнберг на основании тщательного физиономического анализа и сопоставления с монетами предложил рассматривать её как портрет Марка Антония. По мнению исследователя, колоссальная статуя триумвира в Форуме Семпрония была установлена в связи с расселением его ветеранов на территории между Пезаро и Анконой после распределения земли в 42/41 гг. до н. э. Затем предположение Кашница-Вайнберга повторил Л. Курциус, который на основании стилистических соображений усмотрел в этой голове посмертный портрет Антония, изготовленный в правление Клавдия, но восходящий к прототипу, созданному при жизни триумвира. По его мнению, статуя могла быть частью памятника, прославлявшего семью Клавдия, где присутствовал и Антоний как дед императора. Хотя со временем появились и другие гипотезы об идентификации (идеализированный портрет Клавдия; портрет Гальбы; портрет эпохи Флавиев), версия первых двух исследователей признана наиболее убедительной в последней публикации А. М. Бриццолары о Городском музее Болоньи. Однако Фитчен вовсе не упоминает о ней в дополнении к статье «Антоний»(1). Завершая обобщающее рассмотрение предложенных атрибуций, этот исследователь утверждает, что, по его мнению, в настоящее время не известно ни одного круглого скульптурного портрета, который можно было бы уверенно идентифицировать с триумвиром.
Археологическая документация из Фоссомброне не проливает особого света на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что среди материалов музея Вернареччи присутствуют другие остатки колоссальных статуй и, что ещё важнее, хранятся два важных эпиграфических документа: монументальная надпись в честь Клавдия, изначально выполненная бронзовыми буквами (CIL. IX. 6114), и посвящение его жене Агриппине Младшей(2); если эти надписи и не могут рассматриваться как подтверждение существования семейного памятника, гипотезу о котором выдвинул Курциус, они всё же свидетельствуют об особых взаимоотношениях между Форумом Семпрония и данной императорской семьёй.
(1)Fittschen K. Antonio // Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale. II suppl. Roma, 1994. P. 266—
(2)Luni M. Il gruppo bronzeo di Cartoceto e il territorio del rinvenimento in età romana // La civiltà picena nelle Marche. Studi in onore di Giovanni Annibaldi (Atti del Convegno Ancona, 10—
Ср.:
Kaschnitz von Weinberg G. Marcus Antonius, Domitian, Christus // Schriften der Königsberger Gelehrten Gesellschaft. Bd. 14. 2. 1938 (= Ausgewählte Schriften. Bd. 2. 1965). S. 44—
Curtius L. Ikonographische Beiträge zum Porträt der römischen Republik und der julisch-claudischen Familie // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung. Bd. 54. 1939. S. 112—
Borda M. Antonio (M. Antonius) // Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale. Vol. 1. Roma, 1959. P. 445—
Gjodesen M. De tre Kajsere Litteraere og plastiske Portraetter // Meddelelser fra Ny Carlsberg Glyptotek. Bd. 16. 1959. S. 15, t. 4—
Brendel O. J. The Iconography of Mark Antony // Hommages à Albert Grenier. Vol. 1. Bruxelles-Berchem, 1962 (Coll. Latomus 58). P. 359—
Holtzmann B., Salviat F. Les portraits sculptés de Marc-Antoine // Bulletin de Corrispondance Hellénique. T. 105. 1. 1981. P. 265—
Il Museo civico archeologico di Bologna. Bologna, 1982. P. 183.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.