Портрет Ливии
Белый крупнозернистый мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Выс. 29 см.
Инв. № 3820.Пезаро, Музеи Оливьери

Портрет Ливии.

Белый крупнозернистый мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Выс. 29 см.
Инв. № 3820.

Пезаро, Музеи Оливьери.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:

14. Порт­рет Ливии

Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.
Прав­ле­ние Авгу­ста.
Пеза­ро, Музеи Оли­вье­ри, инв. № 3820.
Белый круп­но­зер­ни­стый мра­мор.
Высота 29 см.

Почти целый, повреж­дён кон­чик носа.

Жен­ский порт­рет, вклю­чаю­щий пере­д­нюю часть шеи и часть груди: ниж­няя часть базы в фор­ме усе­чён­но­го кону­са под­твер­жда­ет при­над­леж­ность голо­вы к порт­рет­ной ста­туе. Голо­ва, слег­ка нак­ло­нён­ная вле­во, изо­бра­жа­ет моло­дую жен­щи­ну со сле­дую­щи­ми ико­но­гра­фи­че­ски­ми чер­та­ми: низ­кий лоб, пол­ное лицо, боль­шие гла­за, неболь­шая впа­ди­на под носом, малень­кий рот. При­чёс­ка явля­ет­ся типич­ной: воло­сы, стя­ну­тые и скру­чен­ные в сво­его рода витой жгут, обрам­ля­ют лицо, а на лбу собра­ны в широ­кий и плос­кий нодус, в кото­ром про­смат­ри­ва­ют­ся отдель­ные пряди. Мас­са волос, собран­ная и обо­зна­чен­ная на череп­ной короб­ке, стя­ну­та в низ­кий пучок в ниж­ней части затыл­ка. Этот тип при­чёс­ки (полу­чив­ший наз­ва­ние «при­чёс­ка Окта­вии», так как харак­те­рен для порт­ре­тов сест­ры Авгу­ста) пере­жи­вал рас­цвет в эпо­ху вто­ро­го три­ум­ви­ра­та, но оста­вал­ся в моде до нача­ла прав­ле­ния Авгу­ста, хоть и в бес­чис­лен­ных вари­а­ци­ях.

На осно­ва­нии ико­но­гра­фи­че­ских осо­бен­но­стей лица и его тор­же­ст­вен­но­го выра­же­ния пер­вая изда­тель­ни­ца(1) иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла порт­рет с Ливи­ей, женой Авгу­ста; впо­след­ст­вии эта иден­ти­фи­ка­ция была оспо­ре­на преж­де все­го на осно­ва­нии неко­то­рых исто­ри­че­ских, а так­же и сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний, ввиду кото­рых была выдви­ну­та гипо­те­за(2) о том, что порт­рет из Пеза­ро сле­ду­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать как Окта­вию, сест­ру импе­ра­то­ра. Но в более новой архео­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ре порт­рет из Пеза­ро еди­но­душ­но иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Ливия, а если точ­нее, — вклю­ча­ет­ся в чис­ло изо­бра­же­ний Авгу­сты типа «Фаюм»(3) и дати­ру­ет­ся прав­ле­ни­ем Авгу­ста.

(1)Fabbrini L. Un ritratto giovanile di Livia nel Museo Oliveriano di Pesaro // Studia Oliveriana. Vol. 4—5. 1956—1957. P. 163 ss.

(2)Braccesi L. Livia o Ottavia? // Studia Oliveriana. Vol. 25—26. 1967—1968. P. 323 ss.; Brancati A. La Biblioteca ed i Musei Oliveriani di Pesaro. Pesaro, 1976. P. 196; Martinelli E. Pesaro nell’antichità. Venezia, 1984. P. 323 s.

(3)Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, III. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse Frauenporträts. Mainz am Rhein, 1983. S. 2, Anm. 6b; Winkes R. Livia, Octavia, Iulia. Louvain La Neuve, 1995. P. 157 n. 26; Bartman E. Portraits of Livia. Cambridge, 1999. P. 157 n. 26.

Вале­рия Пур­ка­ро

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002. P. 108—109, cat. no. 14.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная голова женский женщины женщина женская прическа белый мрамор крупнозернистый нодус nodus инв № 3820