Алкестида и Адмет
50—79 гг.
106 × 86,5 см.
Инв. № 9026.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII Фото: Луиджи Спина

Алкестида и Адмет.

50—79 гг.
106 × 86,5 см.
Инв. № 9026.

Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.

Помпеи, Дом Трагического поэта (VI, 8, 5, таблин).
Происхождение:
Пом­пеи, Дом Тра­ги­че­ско­го поэта (VI, 8, 5, таб­лин), 22 янва­ря 1825 г.

Описание:
См. Helbig W., Wandgemälde der vom Vesuv verschütteten Städte Campaniens. Leipzig, 1868: Breitkopf und Härtel. S. 240—241, Nr. 1158.

Таб­ли­ца XXI. Адмет и Алкестис (Пом­пеи, дом Тра­ги­че­ско­го поэта, ныне в Неа­по­ле. 0,81—1,0 м). Сце­на иллю­ст­ри­ру­ет зна­ме­ни­тый миф об Адме­те и его жене Алкестис — супру­гах, счи­тав­ших­ся в антич­ное вре­мя образ­цом супру­же­ской вер­но­сти. Миф гла­сит сле­дую­щее: желая узнать свою судь­бу, они отпра­ви­ли в Дель­фы, к зна­ме­ни­то­му ора­ку­лу в хра­ме Апол­ло­на, вест­ни­ка. Явив­шись обрат­но, вест­ник сооб­щил супру­гам о резуль­та­тах гада­ния. Адме­ту в ско­ром вре­ме­ни над­ле­жит уме­реть, если кто-нибудь дру­гой не отдаст за него свою жизнь. На пер­вом плане кар­ти­ны мы и видим юно­го вест­ни­ка с хар­ти­ей в руках. Перед ним оба супру­га, при­чем Адмет, как бы сомне­ва­ясь в пра­виль­но­сти чте­ния гада­ния, ука­зы­ва­ет паль­цем на хар­тию. Алкестис уже при­ня­ла реше­ние пожерт­во­вать собою для мужа и тем сох­ра­нить его жизнь. Она отки­ну­лась назад и меч­та­тель­но смот­рит вдаль. Над голо­ва­ми супру­гов, за пере­го­род­кой, вид­ны две стар­че­ские фигу­ры роди­те­лей Адме­та, при­чем ста­рец поник голо­вою, слы­ша страш­ное изве­стие о неиз­беж­но­сти гибе­ли сына. На пра­вой сто­роне, так­же за пере­го­род­кой, — фигу­ра Апол­ло­на, голо­ву кото­ро­го окру­жа­ет зеле­но­ва­тый нимб — сим­вол бога солн­ца; в руках его лук, за спи­ной кол­чан — атри­бу­ты свер­каю­ще­го луча­ми сол­неч­но­го боже­ства. Рядом с ним — жен­ская фигу­ра, точ­ное зна­че­ние кото­рой до сих пор не уста­нов­ле­но. Еще далее к зад­не­му пла­ну кар­ти­ны — пере­ки­ну­та через верев­ку белая зана­вес­ка, за нею две колон­ны и в полу­мра­ке — зад­няя сте­на ком­на­ты.

с. 32 Кар­ти­на, несо­мнен­но явля­ю­ща­я­ся копи­ей с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла, пред­став­ля­ет ряд инте­рес­ных осо­бен­но­стей. Так, ярко выра­жа­ет­ся стрем­ле­ние масте­ра пере­дать душев­ные пере­жи­ва­ния каж­до­го из изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей. Инте­рес­на еще малень­кая подроб­ность, ука­зы­ваю­щая, как вни­ма­тель­но про­ду­мы­вал худож­ник выпол­не­ние сво­его про­из­веде­ния: самая тем­ная фигу­ра из изо­бра­жен­ных на кар­тине семи лиц — у вест­ни­ка, тело кото­ро­го так рез­ко выде­ля­ет­ся на фоне свет­лой пере­го­род­ки: ведь вест­ник толь­ко что явил­ся из дале­ко­го путе­ше­ст­вия в Дель­фы и обрат­но и, есте­ствен­но, заго­рел. Нако­нец, здесь очень опре­де­лен­но выра­же­но стрем­ле­ние худож­ни­ка дать впе­чат­ле­ние посте­пен­ной углуб­лен­но­сти про­стран­ства: вест­ник, супру­ги, пере­го­род­ки, роди­те­ли и Апол­лон, зана­вес­ка, колон­ны и зад­няя сте­на ком­на­ты созда­ют такое впе­чат­ле­ние.

Пер­во­на­чаль­но кар­ти­на счи­та­лась изо­бра­же­ни­ем чте­ния авто­ром (за него при­ни­мал­ся вест­ник) сво­ей тра­гедии, кото­рую слу­ша­ют пер­со­на­жи, изо­бра­жен­ные на зад­нем плане. Отсюда и сам пом­пе­ян­ский дом, где кар­ти­на была най­де­на, полу­чил наз­ва­ние «дома тра­ги­че­ско­го поэта». Инте­рес­но отме­тить, что на кар­тине были най­де­ны следы позо­лоты, нане­сен­ной на укра­ше­ния изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей.

Пом­пе­ян­ские рос­пи­си (1937)

Источники:
Google Cultural Institute.
© Фото: Луиджи Спина.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
1937. Описание: Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 31—32.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus римский римская римские помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii настенная роспись фреска фрески алкестида алкестиды alcestis alceste царь адмет адмета rex admetus admetos ферет ферета pheres периклимена периклимены periclymene меч ensis ножны vagina колчан pharetra cucurum хитон chiton khiton плащ тения лента повязка taenia tainia свиток volumen rotulus с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum подставка скамеечка для ног scabellum scabillum диадема diadema венец корона стефана corona stephane нимб нимбом nimbus священная священные повязки vitta vittae занавес парапетасма parapetasma лук сиденье sella резная ножка резной ножкой резными ножками дом трагического поэта vi 8 5 сваха нимфевтрия nympheutria инв № 9026