140 × 138 см.Инв. № 9112.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII Фото: Лучано Педичини
Жертвоприношение Ифигении.
140 × 138 см.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
Таблица II. Жертвоприношение Ифигении (Помпеи, ныне в Неаполе. 1,23 × 1,23 м). Одна из известнейших помпеянских фресок. Картина иллюстрирует известный миф о принесении в жертву богине Артемиде дочери микенского царя Агамемнона — Ифигении. Богиня Артемида, — разгневанная на Агамемнона за то, что он убил оленя, посвященного ей и находившегося в священной роще на одном из островов Эгейского моря, — когда греки направлялись с войсками в Трою, наслала штиль, из-за чего эллинский флот не мог двигаться дальше. Жрец Калхас объявил, что штиль может прекратиться лишь тогда, когда дочь Агамемнона, мудрая Ифигения, будет принесена в жертву для умилостивления Артемиды; Агамемнон должен был согласиться на эту жестокую меру. Картина представляет тот момент, когда хитроумный Одиссей и Диомед несут Ифигению к жертвеннику. с. 20 Девушка обращается с мольбою к отцу, который стоит слева около колонны со статуэткой Артемиды-охотницы с двумя собаками; но отец, накрыв голову своим плащом, чтобы не видеть смерти дочери, отвернулся и не внимает ее мольбам. Справа — высокая фигура Калхаса с венком на голове, с коротким кинжалом в правой руке и ножнами в левой. Великолепно написано его лицо с широко раскрытыми глазами и выражением некоторой нерешительности, как будто он сомневается, надо ли приступать к кровавому жертвоприношению. Вверху на облаках — Артемида с луком; по ее приказанию нимфа приводит оленя, чтобы он был принесен в жертву вместо Ифигении, которая таким образом в последнюю минуту перед казнью была спасена и, согласно легенде, перенесена на облаках в Тавриду.
У Плиния есть упоминание о фигуре скорбящего Агамемнона, закутанного в плащ. Оригинал этого произведения принадлежал Тиманфу, греческому художнику IV в. до н. э. Может быть, разбираемая копия и сделана с этого оригинала.
Все пять главных фигур на этой картине расположены в одной плоскости; головы трех правых мужских фигур — Калхаса, Диомеда и Одиссея — расположены по одной наклонной линии. Углубленности пространства здесь почти не чувствуется; на заднем плане картины нет никаких подробностей. Но зато светотенью художник пользуется весьма умело — стоит только взглянуть на фигуры Одиссея и Диомеда. Любопытна одна мелкая подробность, не нашедшая до сих пор объяснения, — у фигуры Ифигении не нарисованы ноги, хотя они должны были бы быть видны сзади фигуры Одиссея.
1937. Описание: Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 19—20.