148 × 100 см.Инв. № 9110.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII Фото: Луиджи Спина
Ахилл на Скиросе.
148 × 100 см.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
Таблица XX. Ахилл на острове Скиросе (Помпеи, ныне в Неаполе. 0,94 × 1,04 м). Один из вариантов красивой легенды об Ахилле гласит, что юный герой был отдан своим отцом, Пелеем, на воспитание к царю острова Скироса — Ликомеду, после того как Пелею было предсказано, что сын его погибнет на поле войны. Ахилл рос поэтому среди дочерей Ликомеда, получил чисто женское воспитание, носил женские одежды и сам стал похож на девушку. Но, когда оракулом было предсказано, что троянская война не может иметь для греков победного конца, если в ней не примет участия Ахилл, — хитроумный Одиссей и Диомед решили похитить Ахилла. Для этой цели они под видом странствующих продавцов явились в дом царя Ликомеда и пленили дочерей его привезенными в качестве товаров драгоценностями и женскими безделушками. Но тут же были разложены, якобы в качестве товара, и предметы воинского вооружения; стоявшие на улице спутники Одиссея в этот момент затрубили в воинские трубы. Ахилл, до того не знавший назначения оружия, вдруг почувствовал себя мужчиной и воином, бросился к оружию и таким образом узнан был Одиссеем и Диомедом. Этот момент и представлен на разбираемой фреске. Спереди представлена группа из трех лиц. В средине — Ахилл, одетый в женские покровы. Правой рукой Ахилл схватил короткий меч, а левой держится за чеканный металлический щит с рельефными изображениями (кстати сказать, очень интересными по сюжету — тут изображен сам Ахилл, сходящий в сопутствии Хирона в подземное царство, — символ исполнения воли Рока). Справа к Ахиллу подбегает Одиссей в белой шапочке и схватывает Ахилла за правую руку; слева его хватает Диомед. На заднем плане видна фигура царя острова Скироса — Ликомеда, взволнованного происходящим; около него два воина. Совсем справа — полуобнаженная дочь Ликомеда, также перепуганная переменой, происшедшей с ее товарищем по женским играм — Ахиллом. На полу разбросан «товар» Одиссея — золотые сосуды и разные другие предметы. Левая часть этой фрески не сохранилась, и при установке картины в Неаполитанском музее испорченная левая часть была отрезана. До повреждения фигуры Ахилла и Ликомеда занимали центральное положение. Разбираемая картина исключительно интересна как полная бурного движения. Здесь нет ни одной спокойной фигуры; при этом движение направлено в разные стороны. Здесь все полно контрастов: белые тела женственного Ахилла и дочери Ликомеда — и загорелые, темные тела воинов Одиссея и Диомеда; испуг на лицах Ликомеда и его дочери — и радость и возбуждение на лицах Ахилла, Одиссея и Диомеда; фигуры Диомеда, Ликомеда и Одиссея наклонены с. 31 влево, фигуры Ахилла, девушки и правого воина — вправо, так что в общем получается как бы буква X. Очень интересны лица Ахилла и Одиссея: лицо Ахилла еще не потеряло своих мягких женственных очертаний, но глаза его горят огнем геройства; широко раскрытые глаза Одиссея направлены на Ахилла — точно Одиссей еще не верит своему счастью, что он нашел наконец героя, столь необходимого грекам для победного завершения троянской войны, в которой Ахилл погиб согласно предсказанию оракула.
Надо обратить внимание на чрезвычайно умелое использование световых бликов — они всюду: на теле Одиссея, на блестящих металлических предметах, на одеждах, на колоннах заднего плана. Тема этой картины принадлежит, видимо, к излюбленным темам античной живописи — в Помпеях она встречается не менее десяти раз, причем все варианты сильно отличаются друг от друга и, очевидно, скопированы с разных оригиналов. Эту тему можно найти не только в городах Кампаньи — в одной из гробниц далекой Сирии, в Пальмире, найдена картина, трактующая тот же сюжет. И ясно, что этот сюжет был как бы символом неизбежности судьбы Ахилла.
© Фото: Луиджи Спина.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
1937. Описание: Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 30—31.