Ритон, заканчивающийся в передней части пантерой
Серебро, ртутное золочение.
Парфия. Ок. I в. до н. э.
Выс. 27,5 см.
Инв. № 1979.447 a, b.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Ритон, заканчивающийся в передней части пантерой.

Серебро, ртутное золочение.
Парфия. Ок. I в. до н. э.
Выс. 27,5 см.
Инв. № 1979.447 a, b.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Происхождение:
При­об­ре­тен музе­ем в 1979 г. у Manouchehr Malekzadehmokri, Isak Antiques, Нью-Йорк.

Описание:
Искус­ные чаши, сосуды для питья в виде голо­вы живот­но­го и рито­ны — сосуды, в пере­д­ней части кото­рых есть отвер­стие, из кото­ро­го выте­ка­ла жид­кость — высо­ко цени­лись в ближ­не­во­сточ­ном обще­стве. В доахе­ме­нид­ский, ахе­ме­нид­ский и пар­фян­ский пери­о­ды образ­цы из сереб­ра, золота и гли­ны исполь­зо­ва­лись на обшир­ной терри­то­рии, про­сти­рав­шей­ся как на восток, так и на запад от Ира­на. На этих сосудах встре­ча­ют­ся такие живот­ные как баран, лошадь, бык, козе­рог, сверхъ­есте­ствен­ные суще­ства и жен­ские боже­ства; на неко­то­рых выре­за­ны цар­ские над­пи­си. Рито­ны из дра­го­цен­ных мате­ри­а­лов были, веро­ят­но, пред­ме­та­ми рос­ко­ши, исполь­зу­е­мы­ми при цар­ских дво­рах. И ритон и сосуд в фор­ме голо­вы живот­но­го были пере­ня­ты гре­че­ским миром в каче­стве экзо­тич­ных и пре­стиж­ных изде­лий.

Этот сереб­ря­ный ритон, дати­ру­е­мый пар­фян­ским пери­о­дом, явля­ет­ся пре­крас­ным при­ме­ром устой­чи­во­го вли­я­ния элли­ни­сти­че­ской куль­ту­ры, кото­рая мно­гим обя­за­на худо­же­ст­вен­ным тра­ди­ци­ям ахе­ме­нид­ско­го Ира­на. Рого­вид­ный сосуд закан­чи­ва­ет­ся в пере­д­ней части пан­те­рой, в середине груди кото­рой нахо­дит­ся носик для выхо­да вина. Вокруг груди пан­те­ры обви­ва­ет­ся позо­ло­чен­ная пло­до­нос­ная вино­град­ная лоза; дру­гой конец рито­на охва­ты­ва­ет пояс из плю­ще­во­го вен­ка. Это сим­во­лы гре­че­ско­го бога вина Дио­ни­са, культ кото­ро­го рас­про­стра­нил­ся на восток с втор­же­ни­ем Алек­санд­ра. Дио­ни­сий­ские обра­зы — пан­те­ры, вино­град­ные лозы и тан­цу­ю­щие жен­щи­ны — были вос­при­ня­ты пар­фя­на­ми и про­дол­жа­ли появ­лять­ся в искус­стве ближ­не­во­сточ­ных куль­тур в саса­нид­ский пери­од (224—651 гг.).


Литература:
Annual Report of the Trustees of the Metropolitan Museum of Art 110 (Jul. 1, 1979 — Jun. 30, 1980), p. 22.

Harper, Prudence O. et al. 1984. “Ancient Near Eastern Art.” The Metropolitan Museum of Art Bulletin 41 (4), Spring 1984, p. 16, fig. 13.

Aruz, Joan. 2000. The Year One: Art of the Ancient World East and West, exh. cat. edited by Elizabeth J. Milleker. New York: The Metropolitan Museum of Art, no. 94, pp. 122—123.

Benzel, Kim, Sarah B. Graff, Yelena Rakic, and Edith W. Watts. 2010. Art of the Ancient Near East: A Resource for Educators. New York: The Metropolitan Museum of Art, image 27, pp. 104—105.

Baumer, Christoph. 2014. The History of Central Asia. Volume 2: The Age of the Silk Roads. London and New York: I. B. Tauris, p. 38, fig. 25.

Colburn, Henry P. 2018. “From the Mediterranean to China — After Alexander.” In Animal-Shaped Vessels in the Ancient World: Drinking with Gods, Heroes, and Kings, edited by Susanne Ebbinghaus. Cambridge, MA: Harvard Art Museums, no. 45, pp. 320—322, fig. 7. 14.

Источники:
(cc) 2019. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
Ключевые слова: торевтика чеканка малая азия asia minor плющевой венок из плюща плющ corona hedera серебро серебряный сосуд пантера panthera виноград виноградная гроздь винограда uva botrys botrus лоза виноградный лист виноградные листья серебра ритон рог для питья вина rhyton парфия парфянский ртутное золочение ртутная позолота с ртутью заканчивающийся пантерой инв № 1979 447 a b