Парфия. Ок. I в. до н. э.
Выс. 27,5 см.Инв. № 1979.447 a, b.Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Ритон, заканчивающийся в передней части пантерой.
Парфия. Ок. I в. до н. э.
Выс. 27,5 см.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Этот серебряный ритон, датируемый парфянским периодом, является прекрасным примером устойчивого влияния эллинистической культуры, которая многим обязана художественным традициям ахеменидского Ирана. Роговидный сосуд заканчивается в передней части пантерой, в середине груди которой находится носик для выхода вина. Вокруг груди пантеры обвивается позолоченная плодоносная виноградная лоза; другой конец ритона охватывает пояс из плющевого венка. Это символы греческого бога вина Диониса, культ которого распространился на восток с вторжением Александра. Дионисийские образы — пантеры, виноградные лозы и танцующие женщины — были восприняты парфянами и продолжали появляться в искусстве ближневосточных культур в сасанидский период (224—
Harper, Prudence O. et al. 1984. “Ancient Near Eastern Art.” The Metropolitan Museum of Art Bulletin 41 (4), Spring 1984, p. 16, fig. 13.
Aruz, Joan. 2000. The Year One: Art of the Ancient World East and West, exh. cat. edited by Elizabeth J. Milleker. New York: The Metropolitan Museum of Art, no. 94, pp. 122—
Benzel, Kim, Sarah B. Graff, Yelena Rakic, and Edith W. Watts. 2010. Art of the Ancient Near East: A Resource for Educators. New York: The Metropolitan Museum of Art, image 27, pp. 104—
Baumer, Christoph. 2014. The History of Central Asia. Volume 2: The Age of the Silk Roads. London and New York: I. B. Tauris, p. 38, fig. 25.
Colburn, Henry P. 2018. “From the Mediterranean to China — After Alexander.” In Animal-Shaped Vessels in the Ancient World: Drinking with Gods, Heroes, and Kings, edited by Susanne Ebbinghaus. Cambridge, MA: Harvard Art Museums, no. 45, pp. 320—