Кратер с вакхическими сценами
Пентелийский мрамор.
41—68 гг.
Выс. 181/120, диам. 125 см.
Инв. № S 1202.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Галерея Фото: И. А. Шурыгин

Кратер с вакхическими сценами.

Пентелийский мрамор.
41—68 гг.
Выс. 181/120, диам. 125 см.
Инв. № S 1202.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Галерея.

Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец.
Происхождение:
Сады Вет­тия, рас­коп­ки 1872 г.
Musei Capitolini, Palazzo de’Conservatori, Sala degli Orazi e Curiazi;
до 1980 — Musei Capitolini, Palazzo Senatorio, Aula Senatoria;
с 1980 по 1991 — Musei Capitolini, Protomoteca;
с 1991 по 31 окт. 1997 — Musei Capitolini, Museo Nuovo, Sala VI;
с 31 окт. 1997 по дек. 2005 — Musei Capitolini, Centrale Montemartini, Sala Caldaie;
с дек. 2005 — Musei Capitolini, Palazzo de’Conservatori, Galleria.

Описание:
Ваза вос­ста­нов­ле­на из немно­гих сох­ра­нив­ших­ся ори­ги­наль­ных рельеф­ных фраг­мен­тов, кото­рые были скреп­ле­ны меж­ду собой гип­со­вой сме­сью.

Мра­мор­ный кра­тер с релье­фа­ми, изо­бра­жаю­щи­ми дио­ни­сий­ские сце­ны. В цен­тре одной из сто­рон выде­ля­ет­ся полу­об­на­жен­ная фигу­ра мена­ды с под­ня­той вверх пра­вой рукой; левой рукой она при­дер­жи­ва­ет край накид­ки, при­кры­ваю­щей ее лишь частич­но. Обна­жен­ный сатир, сто­я­щий спра­ва от нее, пыта­ет­ся сорвать с нее накид­ку. Сле­ва дру­гой моло­дой сатир смот­рит вниз на пан­те­ру; в левой руке он дер­жит флей­ту Пана. В сле­дую­щей сцене сатир выли­ва­ет содер­жи­мое бур­дю­ка в кра­тер, уста­нов­лен­ный на цоко­ле.

Сце­на на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне кра­те­ра пред­став­ля­ет мена­ду, кото­рую обни­ма­ет сто­я­щий поза­ди нее боро­да­тый коз­ло­но­гий Пан. Спра­ва от них изящ­ная мена­да в тан­це обо­ра­чи­ва­ет­ся назад и смот­рит на моло­до­го обна­жен­но­го сати­ра с длин­ны­ми воло­са­ми, опу­стив­ше­го­ся перед ней на одно коле­но; в пра­вой руке он дер­жит чашу.

Отдель­ные пер­со­на­жи дио­ни­сий­ско­го тиа­за, а так­же дио­ни­сий­ские сце­ны поль­зо­ва­лись боль­шим успе­хом в древ­не­рим­ском деко­ра­тив­ном искус­стве. Дио­ни­сий­ские моти­вы, будучи широ­ко пред­став­лен­ны­ми в элли­ни­сти­че­ском искус­стве, со вре­ме­нем утра­ти­ли свой сакраль­ный смысл, при­об­ре­ли игри­вый отте­нок и ста­ли сим­во­ли­зи­ро­вать уда­чу, успех и бла­го­ден­ст­вие, выра­жая их через радость и весе­лье, что очень нра­ви­лось заказ­чи­кам.

Дан­ный кра­тер, най­ден­ный с дру­гим, пар­ным к нему (инв. № S 1200), счи­та­ют­ся кра­си­вей­ши­ми пред­ме­та­ми рос­кош­но­го убран­ства одно­го из бога­тей­ших особ­ня­ков на Эскви­лине.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2019 г. Описание, доп. информация: http://capitolini.net.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф греческая мифология mythologia graeca romana менада менады maenas maenades сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus декор декоративный декоративная декоративное декоративные вакх вакха бахус бахуса bacchus ваза вазы тирс thyrsus пентелийский мрамор marmor pentelicum многоствольная флейта сиринга сиринкс свирель пана сиринге флейте свирели syrinx пантера panthera молодой молодого юный юного дионисийская сцена с дионисийской сценой вакхическая вакхической вакхический дионисийский пляска танец танцующий танцующая танцующие пляшущий пляшущая пляшущие обнаженный мужчина сады веттия тавра horti vettiani tauriani кратер-калик кратер-каликс кратер-чаша инв № s 1202