Портрет Октавии
Белый мелкозернистый мрамор.
40—30 гг. до н. э.
Выс. 35 см.
Фано, Городской музей

Портрет Октавии.

Белый мелкозернистый мрамор.
40—30 гг. до н. э.
Выс. 35 см.

Фано, Городской музей.

Происхождение:
Из Фано, веро­ят­но с Пьяц­ца-Андреа-Коста, рас­коп­ки 1910 г.

Описание:

15. Порт­рет Окта­вии

Из Фано, пред­по­ло­жи­тель­но с пло­ща­ди А. Коста, рас­коп­ки 1910 г.
40—30 гг. до н. э.
Фано, Город­ской музей.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.

Жен­ский порт­рет, вклю­чаю­щий шею и неболь­шую часть груди; в ниж­ней обла­сти он огра­ни­чен кри­во­ли­ней­ным выре­зом, свиде­тель­ст­ву­ю­щим о том, что изна­чаль­но голо­ва при­над­ле­жа­ла к порт­рет­ной ста­туе.

Голо­ва смот­рит пря­мо, с неболь­шим нак­ло­ном впра­во; изо­бра­же­на моло­дая жен­щи­на с низ­ким лбом, боль­ши­ми гла­за­ми с глаз­ны­ми ябло­ка­ми, не выре­зан­ны­ми, а встав­лен­ны­ми в при­пух­шие веки, немно­го орли­ным носом, сла­бо выра­жен­ны­ми ску­ла­ми, малень­ким ртом с ямоч­ка­ми по углам, корот­ким под­бо­род­ком. Её при­чёс­ка типич­на для послед­них деся­ти­ле­тий Рес­пуб­ли­ки: воло­сы надо лбом уло­же­ны в широ­кий и объ­ём­ный нодус, обра­зо­ван­ный осо­бой косой; воло­сы на височ­ной дуге, акку­рат­но изо­бра­жён­ные с помо­щью тон­ких линий, собра­ны в низ­кий пучок на затыл­ке, разде­лён­ный на четы­ре части; витой шнур на воло­сах начи­на­ет­ся по сто­ро­нам от ноду­са, из-под корот­ких локо­нов, и закан­чи­ва­ет­ся на затыл­ке на высо­те пуч­ка; воло­сы в зад­ней части голо­вы разде­ле­ны в фор­ме бук­вы V; уши откры­ты.

Все дета­ли скульп­ту­ры изготов­ле­ны очень акку­рат­но. Порт­рет, счи­тав­ший­ся част­ным порт­ре­том моло­дой жен­щи­ны(1), на осно­ва­нии черт лица, силь­ной иде­а­ли­за­ции и неко­то­рых осо­бен­но­стей при­чёс­ки был иден­ти­фи­ци­ро­ван с Окта­ви­ей(2), сест­рой Авгу­ста, и дати­ро­ван деся­ти­ле­ти­ем 40—30 гг. до н. э.

Выска­зы­ва­лись пред­по­ло­же­ния(3), что эта голо­ва была обна­ру­же­на в ходе рас­ко­пок мона­сты­ря Сан-Филип­по-э-Джа­ко­мо.

Но в подроб­ных отчё­тах, состав­ляв­ших­ся во вре­мя рас­ко­пок(4), и в ста­тье Бри­цио(5), где тща­тель­но опи­са­ны все арте­фак­ты, обна­ру­жен­ные в ходе дан­ных рас­ко­пок, эта голо­ва нигде не упо­ми­на­ет­ся. В архи­ве Феде­ри­ки­ан­ской биб­лио­те­ки най­де­но несколь­ко фото­гра­фий, сде­лан­ных, несо­мнен­но, в момент обна­ру­же­ния голо­вы, на кото­рых она при­сло­не­на к антич­но­му соору­же­нию и ещё испач­ка­на зем­лёй; они под­твер­жда­ют, что скульп­ту­ра посту­пи­ла в музей не из част­ной кол­лек­ции. Пред­став­ля­ет­ся более обос­но­ван­ной иден­ти­фи­ка­ция дан­ной голо­вы с «почти целой жен­ской голо­вой из кам­ня, сход­но­го с мра­мо­ром», най­ден­ной в ходе рас­ко­пок на пло­ща­ди Андреа Коста в 1910 г.(6)

Вале­рия Пур­ка­ро

(1)Battistelli F., Deli A. Immagine di Fano Romana. Fano, 1983. P. 85 ss.; Sensi L. La palestra di Fanum Fortunae // Fano romana / A cura di F. Milesi. Fano, 1992. P. 323.

(2)Purcaro V. La testa «all’ Ottavia» del Museo Civico di Fano: ritratto privato o ritratto ufficiale? // Picus. Vol. 22—23. 1992—1993. P. 205—214.

(3)Marconi P. Ritratti romani nelle Marche // Bolletino d’Arte. Vol. 29. 1935. № 14; Mercando L. Arte e civiltà romana nell’Italia Settentrionale dalla Repubblica alla Tetrarchia. Vol. 2. Bologna, 1965. P. 99.

(4)См.: Sensi L. Op. cit. P. 265 f.

(5)Brizio E. Regio VI, Umbria, Fano // NSA. 1899, P. 249 f.

(6)Отчёт асси­стен­та архео­ло­ги­че­ской груп­пы К. Угуч­чо­ни, опуб­ли­ко­ван­ный в изда­нии: Sensi L. Op. cit. P. 277 f.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002. P. 110, cat. no. 15.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский октавия младшая g128 октавии младшей octavia minor thurina junior iunior re96 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские женская прическа белый мрамор мелкозернистый нодус nodus