40—30 гг. до н. э.
Выс. 35 см.Фано, Городской музей
Портрет Октавии.
40—30 гг. до н. э.
Выс. 35 см.
Фано, Городской музей.
15. Портрет Октавии
Из Фано, предположительно с площади А. Коста, раскопки 1910 г.
40—
Фано, Городской музей.
Белый мелкозернистый мрамор.
Женский портрет, включающий шею и небольшую часть груди; в нижней области он ограничен криволинейным вырезом, свидетельствующим о том, что изначально голова принадлежала к портретной статуе.
Голова смотрит прямо, с небольшим наклоном вправо; изображена молодая женщина с низким лбом, большими глазами с глазными яблоками, не вырезанными, а вставленными в припухшие веки, немного орлиным носом, слабо выраженными скулами, маленьким ртом с ямочками по углам, коротким подбородком. Её причёска типична для последних десятилетий Республики: волосы надо лбом уложены в широкий и объёмный нодус, образованный особой косой; волосы на височной дуге, аккуратно изображённые с помощью тонких линий, собраны в низкий пучок на затылке, разделённый на четыре части; витой шнур на волосах начинается по сторонам от нодуса, из-под коротких локонов, и заканчивается на затылке на высоте пучка; волосы в задней части головы разделены в форме буквы V; уши открыты.
Все детали скульптуры изготовлены очень аккуратно. Портрет, считавшийся частным портретом молодой женщины(1), на основании черт лица, сильной идеализации и некоторых особенностей причёски был идентифицирован с Октавией(2), сестрой Августа, и датирован десятилетием 40—
Высказывались предположения(3), что эта голова была обнаружена в ходе раскопок монастыря Сан-Филиппо-э-Джакомо.
Но в подробных отчётах, составлявшихся во время раскопок(4), и в статье Брицио(5), где тщательно описаны все артефакты, обнаруженные в ходе данных раскопок, эта голова нигде не упоминается. В архиве Федерикианской библиотеки найдено несколько фотографий, сделанных, несомненно, в момент обнаружения головы, на которых она прислонена к античному сооружению и ещё испачкана землёй; они подтверждают, что скульптура поступила в музей не из частной коллекции. Представляется более обоснованной идентификация данной головы с «почти целой женской головой из камня, сходного с мрамором», найденной в ходе раскопок на площади Андреа Коста в 1910 г.(6)
(1)Battistelli F., Deli A. Immagine di Fano Romana. Fano, 1983. P. 85 ss.; Sensi L. La palestra di Fanum Fortunae // Fano romana / A cura di F. Milesi. Fano, 1992. P. 323.
(2)Purcaro V. La testa «all’ Ottavia» del Museo Civico di Fano: ritratto privato o ritratto ufficiale? // Picus. Vol. 22—
(3)Marconi P. Ritratti romani nelle Marche // Bolletino d’Arte. Vol. 29. 1935. № 14; Mercando L. Arte e civiltà romana nell’Italia Settentrionale dalla Repubblica alla Tetrarchia. Vol. 2. Bologna, 1965. P. 99.
(4)См.: Sensi L. Op. cit. P. 265 f.
(5)Brizio E. Regio VI, Umbria, Fano // NSA. 1899, P. 249 f.
(6)Отчёт ассистента археологической группы К. Угуччони, опубликованный в издании: Sensi L. Op. cit. P. 277 f.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.