Портрет Ливии
Голова: белый крупнозернистый мрамор; бюст: белый мелкозернистый мрамор.
Датировка головы: правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), переработана после его смерти.
Датировка бюста: эпоха Средней империи (2-я пол. I в. — III в.).
Выс. 50 см.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи

Портрет Ливии.

Голова: белый крупнозернистый мрамор; бюст: белый мелкозернистый мрамор.
Датировка головы: правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), переработана после его смерти.
Датировка бюста: эпоха Средней империи (2-я пол. I в. — III в.).
Выс. 50 см.

Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.

Происхождение:
Из Фоли­ньо, округ Сан-Джо­ван­ни-Про­фьям­ма (Фла­ми­ни­ев форум), око­ло 1911 г.

Описание:

19. Порт­рет­ный бюст Ливии

Из Фоли­ньо, округ Сан-Джо­ван­ни-Про­фьям­ма (Фла­ми­ни­ев форум), око­ло 1911 г.
Фоли­ньо, архео­ло­ги­че­ское собра­ние Палац­цо Трин­чи.
Голо­ва: белый мра­мор с круп­ны­ми кри­стал­ла­ми. Бюст: белый мра­мор с мел­ки­ми кри­стал­ла­ми.
Мак­си­маль­ная высота 50 см; высота от под­бо­род­ка до лба 20 см; рас­сто­я­ние меж­ду гла­за­ми 11 см.

Сооб­ще­ния об обна­ру­же­нии этой голо­вы мало­чис­лен­ны и фраг­мен­тар­ны; она была най­де­на в малень­ком стро­е­нии с апсидой, кото­рое выхо­ди­ло на ули­цу, мощё­ную круп­ны­ми кам­ня­ми, и было интер­пре­ти­ро­ва­но Тома­сом Эшби как фон­тан, веро­ят­но, при­го­род­ный, сто­яв­ший у Фла­ми­ни­е­вой доро­ги(1).

Перед нами доволь­но любо­пыт­ный офи­ци­аль­ный порт­рет: голо­ва слег­ка повёр­ну­та впра­во, воло­сы разде­ле­ны на две пряди, обрам­ля­ю­щие лицо, тогда как третья, ныне утра­чен­ная, обра­зо­вы­ва­ла нодус на лбу. Лицо выглядит моло­дым, его отли­ча­ют боль­шие гла­за и малень­кий рот с тон­ки­ми губа­ми, поз­во­ля­ю­щие увидеть сход­ство с Ливи­ей, третьей женой импе­ра­то­ра Авгу­ста, соглас­но той ико­но­гра­фии, кото­рая широ­ко рас­про­стра­ня­лась в эпо­ху Авгу­ста(2). Одна­ко порт­рет дол­гое вре­мя был объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния. Дей­ст­ви­тель­но, в после­дую­щий пери­од нодус на лбу был стё­сан, и обра­зо­вав­ша­я­ся пустота, веро­ят­но, была запол­не­на леп­ни­ной, чтобы при­ве­сти скульп­ту­ру в соот­вет­ст­вие с новым обра­зом Ливии, при­ня­тым после смер­ти Авгу­ста (14 г. н. э.), в прав­ле­ние её сына Тибе­рия, когда она обыч­но изо­бра­жа­лась в омо­ло­жен­ном виде, кото­рый скры­вал при­зна­ки воз­рас­та и при­бли­жал её к более иде­а­ли­зи­ро­ван­ным и клас­си­ци­сти­че­ским обра­зам(3). Послед­ние засвиде­тель­ст­во­ван­ные вме­ша­тель­ства свя­за­ны с бюстом, кото­рый был най­ден вме­сте с голо­вой в ходе рас­ко­пок(4) и соеди­нён с ней в ходе недав­ней рестав­ра­ции в 1989 г. Бюст был изготов­лен не одно­вре­мен­но с порт­ре­том(5); и по фор­ме, и по типу одеж­ды — туни­ка, оку­тан­ная пыш­ным и плот­ным пла­щом (palla) — он соот­вет­ст­ву­ет моде­лям, исполь­зо­вав­шим­ся в основ­ном в эпо­ху Сред­ней импе­рии(6). Порт­ре­ты Ливии, рас­про­стра­няв­ши­е­ся ещё в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Клав­дия, име­ют бюсты, оде­тые дале­ко не так пыш­но(7). Скульп­ту­ра, види­мо, была укреп­ле­на на стене, и, чтобы пред­от­вра­тить её кра­жу, забло­ки­ро­ва­на боль­шой ско­бой, от кото­рой оста­лась выем­ка в обла­сти затыл­ка. При­сут­ст­вие этой скульп­ту­ры во Фла­ми­ни­е­вом фору­ме — цен­тре, зна­че­ние кото­ро­го было обу­слов­ле­но тем, что, как сооб­ща­ет Павел в сво­ей эпи­то­ме, он был осно­ван как «место тор­гов­ли» (negotiationis locus, Sex. Pom. Fest. p. 74, 15—16 L) на Фла­ми­ни­е­вой доро­ге, на пере­се­че­нии важ­ных дорог, веду­щих, соот­вет­ст­вен­но, из Рима, Этру­рии и Пице­на, — пред­став­ля­ет неко­то­рый инте­рес и может быть свя­за­но с каким-то бла­го­де­я­ни­ем, ока­зан­ным этой малень­кой общине. Извест­но, что импе­ра­тор Август, как сооб­ща­ет­ся в «Дея­ни­ях» (RGDA. 20. 5) рас­по­рядил­ся про­ве­сти обшир­ные работы по рестав­ра­ции и под­дер­жа­нию инфра­струк­ту­ры Фла­ми­ни­е­вой доро­ги (ср. Suet. Aug. 30. 1), и устрой­ство фон­та­на с порт­ре­том может быть свя­за­но с эти­ми меро­при­я­ти­я­ми. Одна­ко не сле­ду­ет забы­вать, что с боль­шой веро­ят­но­стью Ливия Дру­зил­ла после­до­ва­ла за сво­им пер­вым мужем Тибе­ри­ем Неро­ном и в цен­траль­ную Умбрию, в Перу­зию, в 41—40 гг. до н. э., во вре­мя Перу­зин­ской вой­ны (Cass. Dio. XLVIII. 15), и имен­но в кон­це этой вой­ны Ливия поки­ну­ла Тибе­рия Неро­на и пред­по­чла разде­лить судь­бу Окта­ви­а­на (Suet. Aug. 62. 2). При­сут­ст­вие порт­ре­та Авгу­сты может как свиде­тель­ст­во­вать о бла­го­де­я­нии в адрес этой малень­кой общи­ны, так и сим­во­ли­зи­ро­вать момент из част­ной жиз­ни этой жен­щи­ны. Исто­рик Аппи­ан сооб­ща­ет, что под Фоли­ньо, терри­то­рию кото­ро­го пере­се­ка­ли два раз­ных марш­ру­та Фла­ми­ни­е­вой доро­ги, соеди­няв­ши­е­ся при Фла­ми­ни­е­вом фору­ме, объ­еди­ни­лись вой­ска анто­ни­ан­цев под коман­до­ва­ни­ем Вен­ти­дия Бас­са, Ази­ния Пол­ли­о­на и Муна­ция План­ка, чтобы прий­ти на помощь Луцию Анто­нию, оса­ждён­но­му моло­дым Окта­виа­ном в сте­нах Перуд­жи (App. BC. V. 139—141; ср. Appiani bellorum civilium. Liber quintus / A cura di E. Gabba. Firenze, 1970. P. 67—68).

Ср. Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse Frauenporträts. Mainz am Rhein, 1983. S. 2, Anm. 6, h; Sensi L. Busto-ritratto di Livia // Gens Antiquissima Italiae. Antichità dall’Umbria a Budapest e Cracovia (Catalogo della mostra). Perugia, 1989. P. 170—171.

Луи­джи Сен­си

(1)Ashby T., Fell R. A. L. The Via Flaminia // JRS. Vol. 11. 1921. P. 177.

(2)Winkes R. Bildnistypen der Livia // Ritratto ufifiiciale e ritratto privato / A cura di N. Bonacasa, G. Rizza. Roma, 1988. P. 556—557, Abb. 1—2.

(3)Boschung D. Bildnistypen der iulish-claudischen Kaiserfamilie: ein Kritischer Forschungbericht // JRA. Vol. 63. 1993. S. 45—47.

(4)Ashby T., Fell R. A. L. Op. cit. P. 177.

(5)ср. Trillmich W. Zur formgeschichte von Bildnis-Typen // JDAI. Bd. 86. 1971. S. 204—205.

(6)Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse Frauenporträts. Mainz am Rhein, 1983. S. 50—51, Taf. 81—82, Kat. 64.

(7)Johansen F. Catalogue. Roman Portraits I. Ny Carlsberg Glyptothek I. Copenhagen, 1994. Cat. 35, pp. 94—95.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002. P. 120—122, cat. no. 19.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римские бюст женская прическа белый мрамор мелкозернистый крупнозернистый нодус nodus