
Датировка головы: правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), переработана после его смерти.
Датировка бюста: эпоха Средней империи (2-я пол. I в. — III в.).
Выс. 50 см.Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи
Портрет Ливии.
Датировка головы: правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), переработана после его смерти.
Датировка бюста: эпоха Средней империи (2-я пол. I в. — III в.).
Выс. 50 см.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.
19. Портретный бюст Ливии
Из Фолиньо, округ Сан-Джованни-Профьямма (Фламиниев форум), около 1911 г.
Фолиньо, археологическое собрание Палаццо Тринчи.
Голова: белый мрамор с крупными кристаллами. Бюст: белый мрамор с мелкими кристаллами.
Максимальная высота 50 см; высота от подбородка до лба 20 см; расстояние между глазами 11 см.
Сообщения об обнаружении этой головы малочисленны и фрагментарны; она была найдена в маленьком строении с апсидой, которое выходило на улицу, мощёную крупными камнями, и было интерпретировано Томасом Эшби как фонтан, вероятно, пригородный, стоявший у Фламиниевой дороги(1).
Перед нами довольно любопытный официальный портрет: голова слегка повёрнута вправо, волосы разделены на две пряди, обрамляющие лицо, тогда как третья, ныне утраченная, образовывала нодус на лбу. Лицо выглядит молодым, его отличают большие глаза и маленький рот с тонкими губами, позволяющие увидеть сходство с Ливией, третьей женой императора Августа, согласно той иконографии, которая широко распространялась в эпоху Августа(2). Однако портрет долгое время был объектом пристального внимания. Действительно, в последующий период нодус на лбу был стёсан, и образовавшаяся пустота, вероятно, была заполнена лепниной, чтобы привести скульптуру в соответствие с новым образом Ливии, принятым после смерти Августа (14 г. н. э.), в правление её сына Тиберия, когда она обычно изображалась в омоложенном виде, который скрывал признаки возраста и приближал её к более идеализированным и классицистическим образам(3). Последние засвидетельствованные вмешательства связаны с бюстом, который был найден вместе с головой в ходе раскопок(4) и соединён с ней в ходе недавней реставрации в 1989 г. Бюст был изготовлен не одновременно с портретом(5); и по форме, и по типу одежды — туника, окутанная пышным и плотным плащом (palla) — он соответствует моделям, использовавшимся в основном в эпоху Средней империи(6). Портреты Ливии, распространявшиеся ещё в правление императора Клавдия, имеют бюсты, одетые далеко не так пышно(7). Скульптура, видимо, была укреплена на стене, и, чтобы предотвратить её кражу, заблокирована большой скобой, от которой осталась выемка в области затылка. Присутствие этой скульптуры во Фламиниевом форуме — центре, значение которого было обусловлено тем, что, как сообщает Павел в своей эпитоме, он был основан как «место торговли» (negotiationis locus, Sex. Pom. Fest. p. 74, 15—
Ср. Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse Frauenporträts. Mainz am Rhein, 1983. S. 2, Anm. 6, h; Sensi L. Busto-ritratto di Livia // Gens Antiquissima Italiae. Antichità dall’Umbria a Budapest e Cracovia (Catalogo della mostra). Perugia, 1989. P. 170—
(1)Ashby T., Fell R. A. L. The Via Flaminia // JRS. Vol. 11. 1921. P. 177.
(2)Winkes R. Bildnistypen der Livia // Ritratto ufifiiciale e ritratto privato / A cura di N. Bonacasa, G. Rizza. Roma, 1988. P. 556—
(3)Boschung D. Bildnistypen der iulish-claudischen Kaiserfamilie: ein Kritischer Forschungbericht // JRA. Vol. 63. 1993. S. 45—
(4)Ashby T., Fell R. A. L. Op. cit. P. 177.
(5)ср. Trillmich W. Zur formgeschichte von Bildnis-Typen // JDAI. Bd. 86. 1971. S. 204—
(6)Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse Frauenporträts. Mainz am Rhein, 1983. S. 50—
(7)Johansen F. Catalogue. Roman Portraits I. Ny Carlsberg Glyptothek I. Copenhagen, 1994. Cat. 35, pp. 94—
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.