Ок. 20 г. н. э.
Выс. 115 см.Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии
Статуя Германика.
Ок. 20 г. н. э.
Выс. 115 см.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
24. Статуя Германика
Из Амелии, 1963 г.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
Частичная полимерная копия бронзового оригинала.
Максимальная высота 115 см.
Портрет имеет сходство с Германиком типа Габи(1) и особенно близок к портрету из Копенгагенского музея(2), созданному после смерти принца, чтобы почтить его память(3). В остальном молодой принц из рода Юлиев-Клавдиев представлен в образе победоносного полководца в триумфальном облачении в момент обращения (adlocutio) к своим солдатам(4).
Бронзовая статуя, обнаруженная в 1963 г. недалеко от Амелии (VI район)(5) на открытом участке, где находилось поле для упражнений (campus)(6) или гимнасий, несомненно, была произведена в римской мастерской и предназначалась для прославления. Л. Сенси уже вскрыл взаимосвязь и зависимость между смертью молодого принца и мифологическими изображениями на его панцире(7). Эти изображения имеют высочайшее качество: в центральной части представлены Ахилл и Троил, в верхней части, чуть ниже шеи — фронтальное изображение Сциллы с четырьмя псами и камнем на правой руке. Использование именно такой иконографии подтверждает нашу оценку, согласно которой статуя создана в рамках концепции «подражания Александру» (imitatio Alexandri)(8), главный символический смысл которой выражается в выборе фигур на панцире. В качестве основной мотивации и обоснования сказанного можно вспомнить роковой случай, связанный со Сциллой, который произошёл с Александром в Вавилонии незадолго до его смерти, и трагическое пророчество, открытое ему учёным халдеем («Роман об Александре», 30). С другой стороны, в кратком изложении не следует забывать, что античные источники постоянно подчёркивают сходства между жизнью и смертью Александра и Германика (Tac. Ann. II. 75). Всё это согласуется с популярностью сюжета с группой Сциллы среди художников эпохи Тиберия, хотя не следует забывать и о вдохновении, навеянном образом Августа, и о связях с гомеровским мифом, положенных в основу сложной культурной подготовки образа полководца-литератора(9).
Статую, изготовленную, как уже сказано, после смерти Германика, Бески предположительно датирует около 20 г. н. э.(10)
Копия бронзовой статуи Германика была создана отчасти в 1987 г. (голова), отчасти в 2001—
Копии деформированных бронзовых фрагментов уже были изготовлены обществом с ограниченной ответственностью DART (Рим) в 1998 г., когда была налажена система репродукции, позволяющая получать копии из деформируемых материалов: двухкомпонентная эпоксидная смола с термопластическими свойствами вместо воска. Сегодня появилась возможность получить деформируемые копии всех фрагментов, составляющих торс статуи; вначале были изготовлены слепки из силиконовой резины Rhodia RTV1318, RTV584 и RTV583 с низким содержанием силиконового масла, воспроизводящие форму в негативе, и копии из эпоксидной смолы STAC 150/9 с добавкой порошка бронзы и пигментов, воспроизводящие форму в позитиве.
Затем специалисты разогрели и согнули копии из эпоксидной смолы, придав им наиболее подходящее положение для осуществления полной сборки; это была длительная и трудоёмкая работа, и неизбежно потребовалось опробовать несколько вариантов, прежде чем элементы были окончательно смонтированы. При этом в ходе предварительных попыток сборки выявились некоторые особенности монтажа, которые невозможно было обнаружить на оригинальной статуе, поверхности которой, естественно, уже непоправимо деформированы, и, что существенно, работу с ней затрудняют большой вес бронзовых оригиналов и их хрупкость, тогда как копии из эпоксидной смолы весят несколько граммов и могут быть воспроизведены.
Первое наблюдение относится к положению меча, приподнятому по сравнению с музейным оформлением оригинала: ножны крепятся прямо у края ленты на панцире. В будущем необходимо будет оценить это новое положение, если решено будет воспроизвести также сохранившиеся части статуи — плащ и левую руку, которые соседствуют с мечом.
Второе наблюдение относится к положению одной из пластин с насечками, которая, будучи подложена под соседнюю пластину в передней части правой стороны, немного уменьшает окружность, определённую птеригами в той зоне, которая в целом сейчас сильно деформирована и поэтому малополезна для целей воссоздания.
(1)Ciotti U. La testa ritratto // Il volto di Germanico. A proposito del restauro del bronzo. Roma, 1987. P. 23; Ciotti U. La testa-ritratto di Germanico da Amelia // Germanico. La persona, la personalità, il personaggio. Roma, 1987. P. 236.
(2)Fittschen K. I ritratti di Germanico // Germanico. P. 214, tav. VIII. 30.
(3)Fittschen K. Op. cit. P. 218.
(4)Sensi L. Scultura // Museo Comunale di Amelia. Raccolta archeologica. Iscrizioni, sculture, elementi architettonici e d’arredo. Perugia, 1996. P. 139.
(5)Ciotti U. La testa ritratto. P. 20.
(6)Sensi L. Op. cit. P. 139.
(7)Sensi L. Op. cit. P. 138—
(8)Braccesi L. Germanico e l’imitatio Alexandri in Occidente // Il volto di Germanico. P. 53—
(9)Cresci Marrone G. Germanico tra mito d’Alessandro ed exemplum d’Augusto // Sileno. Vol. 4. 3—
(10)Beschi L. Op. cit. P. 285.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.