Философ, беседующий с женщиной
Фреска III стиля из Боскореале (Вилла Нумерия Попидия Флора).
1—50 гг. н. э.
247 × 120 см.
Инв. № 70.AG.91.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу

Философ, беседующий с женщиной.

Фреска III стиля из Боскореале (Вилла Нумерия Попидия Флора).
1—50 гг. н. э.
247 × 120 см.
Инв. № 70.AG.91.

Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Боскореале, Вилла Нумерия Попидия Флора.
Происхождение:
Най­де­на в 1906 г. в Боскол­ре­а­ле, вил­ла Нуме­рия Попидия Фло­ра, куби­кул 4.
С 1906 года — Джо­ван­на Дзур­ло-Пуль­цел­ла (Боско­ре­а­ле, Ита­лия), рас­коп­ки на семей­ной соб­ст­вен­но­сти.
К 1968 по 1970 гг. — Эли Боров­ский (поляк, 1913—2003, Базель, Швей­ца­рия), про­дал музею Дж. Пола Гет­ти в 1970 г.

Описание:
Одно из трех фрес­ко­вых пан­но, укра­шав­ших ком­на­ту 4 вил­лы Нуме­рия Попидия Фло­ра в Боско­ре­а­ле (см. так­же 72.AG.79.1 и 72.AG.79.2). На этих фрес­ках изо­бра­же­ны при­чуд­ли­вые архи­тек­тур­ные ком­по­зи­ции на чер­ном фоне. Центр этой фрес­ки укра­ша­ет фигу­раль­ная сце­на на жел­том фоне. Неухо­жен­ная боро­да сидя­ще­го муж­чи­ны, скуд­ная одеж­да, босые ноги и посох поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что это фило­соф кини­че­ской шко­лы, извест­ной сво­им аске­тиз­мом и пре­не­бре­же­ни­ем соци­аль­ны­ми нор­ма­ми. Он бесе­ду­ет с жен­щи­ной, веро­ят­но, кур­ти­зан­кой. Неко­то­рые уче­ные видят здесь Сок­ра­та и Дио­ти­му, кото­рая пре­по­да­ет Сок­ра­ту фило­со­фию люб­ви в «Пире» Пла­то­на. Стиль живо­пи­си, клас­си­фи­ци­ро­ван­ный уче­ны­ми как Тре­тий стиль рим­ской настен­ной живо­пи­си, отли­ча­ет­ся неболь­ши­ми виньет­ка­ми и эле­гант­ной орна­мен­таль­ной архи­тек­ту­рой.

Вил­ла Нуме­рия Попидия Фло­ра была пост­ро­е­на в нача­ле I в. до н. э. и пре­тер­пе­ла несколь­ко моди­фи­ка­ций, преж­де чем была раз­ру­ше­на извер­же­ни­ем Везу­вия в 79 г. н. э. В ком­на­те 4 были най­де­ны раз­лич­ные пред­ме­ты, в том чис­ле брон­зо­вые сосуды, лам­пы, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные орудия и остат­ки желез­но­го ору­жия, что поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что на момент извер­же­ния она исполь­зо­ва­лась в каче­стве скла­да. Две мра­мор­ные таб­лич­ки, най­ден­ные на цен­траль­ном дво­ре, откры­ва­ют имя вла­дель­ца, кото­рый про­ис­хо­дил из хоро­шо извест­ной пом­пей­ской семьи. В отли­чие от город­ских домов Пом­пей и вилл на бере­гу Неа­по­ли­тан­ско­го зали­ва, сель­ские поме­стья (villae rusticae) Боско­ре­а­ле были работаю­щи­ми фер­ма­ми. В поме­стье Нуме­рия Попидия Фло­ра про­из­во­ди­лось вино, хра­нив­ше­е­ся в боль­ших сосудах, частич­но зары­тых во дво­ре. Сам дом был бога­то укра­шен фрес­ка­ми и моза­и­ка­ми и имел неболь­шой бан­ный ком­плекс. Рас­ко­пан­ный в 1905—1906 гг., уча­сток был впо­след­ст­вии сно­ва зако­пан, после уда­ле­ния боль­шин­ства настен­ных рос­пи­сей, сосудов и дру­гих пред­ме­тов.


Литература:
Zurlo-Pulzella, Giovanna. La villa de N. Popidius Florus. Fouillee par Mme. Zurlo a Boscoreale (Pisanella). 1906, pl. VIII.

Della Corte, M. “Scavi eseguiti da privati nel territorio Pompeiano”, Notizie degli Scavi 1921, pp. 415—467, pp. 447—449; fig. 14.

Lehmann-Hartleben, Karl. “Archaeologische Funde in den Jahren 1921—1924”, Archaeologischer Anzeiger 41, 1 (1926), Beiblatt, cols. 11—235, cols. 141—142; fig. 24.

Schefold, Karl. “Lachendes Pompeji”, Gymnasium 67 (1960), pp. 90—102, p. 92; pl. 4.

Schefold, Karl. Vergessenes Pompeji. Bern: 1962, p. 95; pl. 172, 1.

Vermeule, Cornelius, and Norman Neuerberg. Catalogue of the Ancient Art in the J. Paul Getty Museum (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1973), pp. 42—43, no. 93, ill.

Fredericksen, Burton B., Jiří Frel, and Gillian Wilson. Guidebook: The J. Paul Getty Museum. 4th ed. Sandra Morgan, ed. (Malibu: J. Paul Getty Museum, 1978), p. 41.

Oettel, A. Fundkontexte romischer Vesuvvillen im Gebiet um Pompeji. Die Grabungen von 1894 bis 1908. (Philipp von Zabern: Mainz, 1996), pp. 250—251, cat. no. 21/5c.

Источники:
(cc) 2020 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum (CC BY-SA 4.0).
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские третий стиль iii помпеянский помпейский третьего стиля боскореале nemus regale вилла нумерия попидия флора нумерий попидий флор numerius popidius florus женская одежда мебель гирлянда гирлянды serta сандалия сандалии solea женщина борода бородатый мужчина barba barbatum птица птицы с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum фрукт фрукты плод плоды frux fruges архитектура архитектурная композиция архитектурный мотив архитектурные мотивы воображаемая вымышленная фантазия колонна колонны columna посох baculum беседа разговор беседующие капитель черный фон на черном фоне наградной кубок наградные кубки наградная ваза вазы призовой призовые призовая приз сосуд сидящая сидящий желтый желтом охра клисмос сиденье со спинкой стул изогнутой изогнутыми ножками klismos философ философа беседующий женщиной инв № 70 ag 91