Александрия. I в. до н. э.
Мастерская Сострата.
2,7 × 1,8 см.Инв. №№ ГР-12688 / Ж. 301.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Афродита и орел.
Александрия. I в. до н. э.
Мастерская Сострата.
2,7 × 1,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
54. Афродита и орел.
I в. до н. э. Трехслойный сардоникс. 2,7 × 1,8.
Пост. в 1787 г. из собрания герцога Орлеанского (Париж). Ранее: в коллекции П. Кроза (Париж).
Инв. № Ж. 301.
Литература: Levesque de Gravelie M. Recueil de pierres gravées antiques. Paris, 1732, t. 1, pl. 43; Cabinet Crozat, № 1100; Catalogue 1786, № 1403; Reinach, pl. 76; Максимова. Резные камни, с. 96; Vollenweider. Steinschneidekunst, Taf. 95; Неверов. Античные камеи, № 39; Newerow. Antike Kameen, Nr. 10.
Аналогии: кат. № 170; Гаага, Мюнц-кабинет. Volleniveider. Steinschneidekunst, Taf. 95, 4 (инталия); Берлин, Государственные музеи. Furtwängler. Beschreibung, Nr. 11223.
Гемма, прекрасный образец «живописи в камне», видимо, вышла из мастерской александрийского резчика Сострата. П.-Ж. Мариетт, издавая коллекцию своего друга П. Кроза, заслуженно выделил эту камею как шедевр. В XVIII в. считалось, что резчик изобразил Гебу, ласкающую Зевесова орла. Это, скорее, изящное, как греческая эпиграмма, выражение теократической доктрины эллинизма: земная власть освящается небесной. Возможно, в виде Афродиты в I в. до н. э. мыслилась Клеопатра VII.
2020 г. Текст: музейная информация.
© 1988 г. Описание: Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Искусство, Ленинград, 1988. С. 56—57, кат. № 54.