Высота 32 см (без подставки).Инв. №№ bronze. 829 / Chab. 3119.Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей
Бюст римлянина (Юлий Цезарь?).
Высота 32 см (без подставки).
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
c. 526 3119. Брут (Марк Юний Брут). Бюст в натуральную величину. Высота 28 см.
Происхождение этого любопытного бюста, который находится в Кабинете с незапамятных времён, неизвестно.
с. 160 № 34. Бронзовая голова в Кабинете медалей на самой задней стойке справа (Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque impériale. Paris, 1858. P. 526, Nr. 3119), совершенно произвольно названная Марком Брутом, напротив, является репликой головы Цезаря из Сен-Клу (№ 36), хоть и обращённой несколько вверх, и изначально с. 161 предназначалась для статуи. Материал и работа вызывают сомнения в том, что эта голова изготовлена в античности. Поскольку она изготавливалась — то есть, видимо, отливалась, — без непосредственного использования головы из Сен-Клу (№ 36), нельзя понять, как она могла появиться в Новое время. В конце концов, не копия ли это пизанской головы (№ 22)? В этом случае слепок в Школе изящных искусств, который мы связываем с бронзовой головой из Кабинета медалей, был бы идентичен предполагаемому слепку пизанской головы в музее Сен-Жермен.
с. 361 829. Цезарь или Брут (?). Непокрытая голова в натуральную величину. Чёрная патина, прекрасная сохранность. Аутентичность сомнительна.
Высота 320 мм.
Библиография: Du Mersan T. M. Histoire du cabinet des médailles, antiques et pierres gravées Paris, 1838. P. 12; Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque imperiale. Paris, 1858. P. 526, n° 3119; Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S.160, № 34. (См. также с. 165, 172 и 181; в этих пассажах автор рассматривает данный бюст как репродукцию, возможно, современную, базальтовой головы Цезаря, некогда хранившейся в библиотеке Сен-Клу и погибшей во время пожара 1870 г.; однако в заметке о портретах Марка Брута (с. 193) Бернулли, напротив, пишет, что бронзовый бюст из Кабинета медалей — это реплика головы Цезаря из Кампосанто в Пизе). — Происхождение этого памятника неизвестно; в конце XVIII в. он уже входил в состав королевской коллекции.
с. 143 № 50. [B. 34]. Кабинет медалей, Национальная библиотека, № 829 по каталогу Бабелона и Бланше. Голова в натуральную величину или, возможно, чуть меньше, из почти чёрной бронзы. Очень интересная и очень с. 144 примечательная голова. Некоторые специалисты по иконографии сомневаются в том, что она изготовлена в античности. На меня произвели впечатление её близость к эпохе Цезаря, сходство черт лица и формы головы с лучшими из известных типов, а также необычное выражение сильнейшего интеллектуального напряжения, сразу заставляющее думать: вот так, наверное, и выглядел Цезарь в битве с нервиями, когда отважные белги атаковали его небольшую армию со всех сторон и чуть не одержали верх, когда Цезарь без шлема и доспехов бросился в строй своих солдат, чтобы вдохновлять их и руководить ими. Это ожесточённое лицо — встревоженное, мыслящее, решительное. Мне кажется, что его нельзя принять за кого-либо, кроме Юлия Цезаря. Господин Бабелон, хранитель Кабинета медалей, по моей просьбе любезно распорядился снять бюст с высокой полки, на которую его убрали. Я обнаружил, что он подписан «Брут или Цезарь». Эта ошибка удивительна, так как он совершенно не похож на лицо Брута. Возникает ощущение, что это работа скульптора тех далёких времён, когда внешние черты Цезаря сохранялись в Риме во всём многообразии сходства; когда большинство воспринимало его как полководца в Галлии. Вне зависимости от того, является ли этот бронзовый портрет с. 145 прижизненным или нет, он всецело проникнут представлениями воюющих солдат о воюющем полководце.
Когда я впервые увидел этот бюст, мне не удалось получить разрешение директора сделать с него слепок, и, к сожалению, мне пришлось удовольствоваться собственным наброском в профиль, приведённым на виньетке, рис. 37. Как фотографии, так и зарисовки столь тёмных бронзовых скульптур неудовлетворительны. Только фотография гипсового слепка даёт верное представление о выражении лица.
Хотя живость этого бюста как драматического воплощения одного из этапов жизни Цезаря произвела на меня впечатление, всё же было бы несправедливо по отношению к изображённому выставлять этот бюст, взятый отдельно, в публичном месте, как характерный портрет Цезаря; но он вполне может находиться в коллекции его портретов.
Бернулли называет его возможной копией уничтоженного базальтового бюста из Сен-Клу (№ 45) или бюста из Пизы. Мне кажется, что он резко отличается от обоих этих бюстов и является абсолютно оригинальной и уникальной работой. Бернулли также отмечает: «Нельзя понять, как она [голова] могла появиться в Новое время». Я не верю, что она появилась в Новое время. Бабелон знает о её происхождении лишь то, что она входила в состав французской королевской коллекции в конце XVII в.
Написав приведённый выше текст, я снова посетил Париж, и, обратившись к господину Ружону, министру народного просвещения Франции, сумел заручиться его распоряжением в адрес господина Бабелона, позволяющим мне получить гипсовую копию этого бронзового бюста; и почтенному господину Эжену Арронделю, старшему литейщику Лувра, позволено было её изготовить. Вернувшись в с. 146 Соединённые Штаты, я получил от него две гипсовые копии этого бюста. С удивлением я обнаружил, как различается выражение лица в чёрной бронзе и белом гипсе. Это нисколько не влияет на моё мнение о высокой ценности бюста, но несколько меняет впечатление об «ожесточённом лице» и доказывает, что столь утрированное выражение отчасти объяснялось чернотой поверхности и не вполне присуще работе лепщика, изготовившего модель. Я пригласил господина Соломона Рейнака взглянуть на белые слепки, и он сказал мне, что уверен в том, что это Юлий Цезарь, но бронзовый бюст не является античным. Античный или нет, этот бюст, в виде слепка, является свидетельством о портрете Цезаря как волевого человека; и, вероятно, мы никогда не узнаем, является ли он копией античной скульптуры, идеализированной композицией на основе множества античных портретов или прижизненным изображением Цезаря. Первая вклейка рядом с этим номером — это фотография гипсового слепка анфас, вторая — фотография в профиль, а виньетка, рис. 37, — это мой набросок в профиль.
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 160, № 34.
Babelon E., Blanchet J.-A. Catalogue des Bronzes Antiques de la Bibliothèque nationale. Paris, 1895. P. 361, № 829, fig. 829.
Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 143—
1858 г. Описание (1): Chabouillet A. Catalogue général et raisonné des camées et pierres gravées de la Bibliothèque impériale. Paris, 1858. P. 526, № 3119.
1882 г. Описание (2): Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 160, № 34.
1895 г. Описание (3): Babelon E., Blanchet J.-A. Catalogue des Bronzes Antiques de la Bibliothèque nationale. Paris, 1895. P. 361, № 829, fig. 829.
1903 г. Описание (4): Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 143—143, pl. XIXX, XXX, fig. 37.
© 2020 г. Перевод: О. В. Любимова.