Гай Юлий Цезарь.
Париж, Дворец Сен-Клу.
с. 133 № 45. [B. 36]. Базальтовый бюст в натуральную величину из дворца Сен-Клу, уничтоженный в 1870 г. во время осады Парижа. Это произведение имеет легендарную важность ввиду того, как оно ценилось, когда ещё существовало. Я провёл исследования, чтобы узнать, изготавливалась ли когда-либо его гипсовая копия, но ничего не выяснил: подобная беспечность при обеспечении сохранности таких вещей встречается и во многих других коллекциях, с. 134 как государственных, так и частных. В 1884 г. Бернулли заявил, что этот бюст существует лишь на гравюрах Висконти. Я получил их фотокопии, приведённые здесь. Я совершенно уверен, что рисунки, сделанные для Висконти, неточны. Нос, рот и подбородок слишком резко очерчены, а лоб слишком высок. Эти особенности не только не соответствуют портретам Цезаря, признанным лучшими, но все они неестественны и предполагают скорее неточность художника, делавшего зарисовки для гравёра, чем недостатки бюста. Исходя из того, что этот последний был лучше рисунков, мы должны положиться на воображение, чтобы представить себе, как он выглядел. Едва ли столь тщательный исследователь, как Висконти, привёл бы для нас изображения лишь великого бюста из Неаполя и этого, если бы не был убеждён в том, что второй так же важен, как и первый. Бернулли считает, что он очень напоминал бюст из Пизы. Это возможно. Но он предполагает также сходство с бронзовой головой из Кабинета медалей в Париже (см. № 7, на вклейке перед главой VI), от которой этот бюст должен радикально отличаться, либо же гравюры Висконти ещё хуже, чем я предполагаю. с. 135 На мой взгляд, более вероятно сходство с берлинским бюстом. В самом деле, когда я впервые увидел гравюры Висконти, они сразу напомнили мне ту голову. Все портреты этого типа, который я называю «тип Пиза», так сильно отличаются выражением от головы из Неаполя и головы статуи из дворца Консерваторов в Риме, с одной стороны, и от бюста № 107 из галереи Кьярамонти и бюста из Трезории во Флоренции, что они образуют три разных типа.
После того, как я всё это написал, мне повезло получить адрес гениального и почтенного парижского профессора Фрёнера, которого господин Соломон Рейнак рекомендовал мне как одного из наиболее сведущих археологов во Франции. Он был референтом Наполеона III в годы его правления до разрушения Сен-Клу, когда тот сочинял биографию Юлия Цезаря. Его воспоминания весьма любопытны. Он сообщил мне, что бюст стоял на каминной полке в комнате, где он работал, и его знакомая фигура каждый день была у него перед глазами. Он уверен, что бюст не античный, и припоминает, что это плохая скульптура и неинтересный портрет. Он полагает, что бюст не увезли из Сен-Клу, когда ценные произведения искусства спешно забирали в Париж, просто потому, что сочли его недостаточно важным, чтобы о нём позаботиться. Я безусловно уважаю мнение господина Фрёнера о неантичности и низком качестве этого бюста; но вопрос в том, мог ли он в дни своей юности вынести вполне обоснованное суждение о портрете Юлия Цезаря. Во всяком случае, не следует пытаться разрешить противоречие в оценках Висконти и Фрёнера, видевших этот бюст.
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 161, Nr. 36.
Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 133—
1882 г. Описание (1): Bernoulli J.J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 161, Nr. 36.
1903 г. Описание (2): Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 133—135.
© 2020 г. Перевод: О. В. Любимова.