Гай Юлий Цезарь
Чёрный базальт.Париж, Дворец Сен-Клу

Гай Юлий Цезарь.

Чёрный базальт.

Париж, Дворец Сен-Клу.

Описание:
с. 161 № 36. Базаль­то­вая голо­ва, преж­де хра­нив­ша­я­ся в биб­лио­те­ке Сен-Клу (в изда­нии Visconti E. Q. Iconographie romaine. T. 2. Paris, 1824. Pl. XVIII. 1 и 2 изо­бра­же­на встав­лен­ной в бюст в пан­ци­ре)3, была утра­че­на в 1870 г., когда дво­рец сго­рел. На изо­бра­же­нии мы видим порт­рет, очень близ­кий по сво­е­му харак­те­ру к при­жиз­нен­ным монет­ным типам Цеза­ря, с худо­ща­вы­ми, рез­ко очер­чен­ны­ми фор­ма­ми, с ещё густы­ми воло­са­ми, доволь­но широ­ким лбом, пря­мым и ост­рым носом, глу­бо­кой впа­ди­ной на под­бо­род­ке и тон­кой шеей, по-види­мо­му, реп­ли­ку голо­вы из Пизы (№ 22) и из Каби­не­та меда­лей (№ 34).

3А оттуда заим­ст­во­ва­на в изда­ния: Müller K. O. Denkmäler der alten Kunst. Bd. 1. Göttingen, [ca. 1835]. Nr. 347, где оши­боч­но наз­ва­на голо­вой из Неа­по­ля (№ 1); и Clarac F. Musée de sculpture antique et moderne. Paris, 1854. Pl. 1054, 3229.

И. Я. Бер­нул­ли

с. 133 № 45. [B. 36]. Базаль­то­вый бюст в нату­раль­ную вели­чи­ну из двор­ца Сен-Клу, уни­что­жен­ный в 1870 г. во вре­мя оса­ды Пари­жа. Это про­из­веде­ние име­ет леген­дар­ную важ­ность ввиду того, как оно цени­лось, когда ещё суще­ст­во­ва­ло. Я про­вёл иссле­до­ва­ния, чтобы узнать, изготав­ли­ва­лась ли когда-либо его гип­со­вая копия, но ниче­го не выяс­нил: подоб­ная бес­печ­ность при обес­пе­че­нии сохран­но­сти таких вещей встре­ча­ет­ся и во мно­гих дру­гих кол­лек­ци­ях, с. 134 как государ­ст­вен­ных, так и част­ных. В 1884 г. Бер­нул­ли заявил, что этот бюст суще­ст­ву­ет лишь на гра­вю­рах Вис­кон­ти. Я полу­чил их фото­ко­пии, при­ведён­ные здесь. Я совер­шен­но уве­рен, что рисун­ки, сде­лан­ные для Вис­кон­ти, неточ­ны. Нос, рот и под­бо­ро­док слиш­ком рез­ко очер­че­ны, а лоб слиш­ком высок. Эти осо­бен­но­сти не толь­ко не соот­вет­ст­ву­ют порт­ре­там Цеза­ря, при­знан­ным луч­ши­ми, но все они неесте­ствен­ны и пред­по­ла­га­ют ско­рее неточ­ность худож­ни­ка, делав­ше­го зари­сов­ки для гра­вё­ра, чем недо­стат­ки бюста. Исхо­дя из того, что этот послед­ний был луч­ше рисун­ков, мы долж­ны поло­жить­ся на вооб­ра­же­ние, чтобы пред­ста­вить себе, как он выглядел. Едва ли столь тща­тель­ный иссле­до­ва­тель, как Вис­кон­ти, при­вёл бы для нас изо­бра­же­ния лишь вели­ко­го бюста из Неа­по­ля и это­го, если бы не был убеж­дён в том, что вто­рой так же важен, как и пер­вый. Бер­нул­ли счи­та­ет, что он очень напо­ми­нал бюст из Пизы. Это воз­мож­но. Но он пред­по­ла­га­ет так­же сход­ство с брон­зо­вой голо­вой из Каби­не­та меда­лей в Пари­же (см. № 7, на вклей­ке перед гла­вой VI), от кото­рой этот бюст дол­жен ради­каль­но отли­чать­ся, либо же гра­вю­ры Вис­кон­ти ещё хуже, чем я пред­по­ла­гаю. с. 135 На мой взгляд, более веро­ят­но сход­ство с бер­лин­ским бюстом. В самом деле, когда я впер­вые увидел гра­вю­ры Вис­кон­ти, они сра­зу напом­ни­ли мне ту голо­ву. Все порт­ре­ты это­го типа, кото­рый я назы­ваю «тип Пиза», так силь­но отли­ча­ют­ся выра­же­ни­ем от голо­вы из Неа­по­ля и голо­вы ста­туи из двор­ца Кон­сер­ва­то­ров в Риме, с одной сто­ро­ны, и от бюста № 107 из гале­реи Кья­ра­мон­ти и бюста из Тре­з­ории во Фло­рен­ции, что они обра­зу­ют три раз­ных типа.

После того, как я всё это напи­сал, мне повез­ло полу­чить адрес гени­аль­но­го и почтен­но­го париж­ско­го про­фес­со­ра Фрё­не­ра, кото­ро­го гос­по­дин Соло­мон Рей­нак реко­мен­до­вал мне как одно­го из наи­бо­лее све­ду­щих архео­ло­гов во Фран­ции. Он был рефе­рен­том Напо­лео­на III в годы его прав­ле­ния до раз­ру­ше­ния Сен-Клу, когда тот сочи­нял био­гра­фию Юлия Цеза­ря. Его вос­по­ми­на­ния весь­ма любо­пыт­ны. Он сооб­щил мне, что бюст сто­ял на камин­ной пол­ке в ком­на­те, где он работал, и его зна­ко­мая фигу­ра каж­дый день была у него перед гла­за­ми. Он уве­рен, что бюст не антич­ный, и при­по­ми­на­ет, что это пло­хая скульп­ту­ра и неин­те­рес­ный порт­рет. Он пола­га­ет, что бюст не увез­ли из Сен-Клу, когда цен­ные про­из­веде­ния искус­ства спеш­но заби­ра­ли в Париж, про­сто пото­му, что сочли его недо­ста­точ­но важ­ным, чтобы о нём поза­бо­тить­ся. Я без­услов­но ува­жаю мне­ние гос­по­ди­на Фрё­не­ра о неан­тич­но­сти и низ­ком каче­стве это­го бюста; но вопрос в том, мог ли он в дни сво­ей юно­сти выне­сти вполне обос­но­ван­ное суж­де­ние о порт­ре­те Юлия Цеза­ря. Во вся­ком слу­чае, не сле­ду­ет пытать­ся раз­ре­шить про­ти­во­ре­чие в оцен­ках Вис­кон­ти и Фрё­не­ра, видев­ших этот бюст.

Ф. Дж. Скотт

Литература:
Mongez A. Iconographie romaine. T. 2. Paris, 1824. P. 20. Pl. XVIII. 1.
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 161, Nr. 36.
Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 133—135, pl. XXVII, fig. 31.

Источники:
1824 г. Рисунок: Mongez A. Iconographie romaine. T. 2. Paris, 1824. P. 20. Pl. XVIII. 1.
1882 г. Описание (1): Bernoulli J.J. Römische Ikonographie. Tl. 1. Die Bildnisse berühmter Römer mit Ausschluß der Kaiser. Stuttgart, 1882. S. 161, Nr. 36.
1903 г. Описание (2): Scott F. J. The Portraitures of Julius Caesar. New York, 1903. P. 133—135.
© 2020 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 dictator gaius julius caesar caius iulius скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова черный базальт