Копия с оригинала кон. III — II в. до н. э.Инв. № 5616.Неаполь, Национальный археологический музей
Мужской портрет, т. н. псевдо-Сенека.
Копия с оригинала кон. III — II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
1/165. Бюст т. н. Сенеки
Бронза, глаза из стеклянной пасты;
выс. 33 см, выс. головы 25 см;
из Геркуланума, «Вилла Папирусов», большой перистиль;
инв. " 5616;
римская копия среднеэллинистического оригинала (230—
Библиография:
Numero della scheda dal catalogo Guida illustrata del Museo Nazionale di Napoli, a cura di A. Ruesch, 1908, 879;
B. Strandman, “The pseudo-Seneca problem”, in Konsthistorisk Tidskrift, XIX, 1950, pp. 53 ss.;
L. R. Wojcik, La Villa dei Papiri ad Ercolano. Contributo alla ricostruzione dell’ideologia della “nobilitas” tardo-repubblicana (Soprintendenza Archeologia di Pompei, Monografie, I), Roma 1986, pp. 97 ss., C 7, taw. LIII, LIV.
Иконографический тип известен нам по очень большому количеству копий. Самой известной из них является копия с Виллы Папирусов, которая по своему высочайшему уровню качества заставляет нас думать, что, возможно, это не копия, а оригинал. Первоначально геркуланумская бронза отождествлялась с Сенекой, но последовавшее в 1813 г. обнаружение подписанного портрета Сенеки, с чертами лица, совершенно отличными от данного портрета, развеяло эту произвольную идентификацию. После этого были предложены многочисленные идентификации этого типа портрета, широко известного как псевдо-Сенека. Среди версий — по наличию плющевого венка, служившего призом в театральных состязаниях, на точной копии, находящейся ныне в Музее Терм, и объединению этого типа портрета с Менандром на двойной герме на вилле Альбани, — наиболее вероятной представляется идентификация с драматургом Аристофаном (V в. до н. э.), персонажем, жившим задолго до создания оригинала, поэтому портрет следует воспринимать как «реконструкцию».
Бронзовый портрет, т. н. псевдо-Сенека
инв. № 5616.Отождествление данного персонажа с Сенекой восходит к Фульвио Орсини и его исследованиям портретов выдающихся людей. Оно было принято антикварами и стало причиной большой популярности этого типа, пока в 1813 г. не был обнаружен настоящий портрет римского философа на двойной герме с Сократом. Эта голова из большого перистиля Виллы Папирусов, оригинал которой датируется кон. III — II в. до н. э., безусловно, изображает великого поэта, о чем свидетельствуют как его плющевой венок, так и большое количество копий — около сорока, — дошедших до нас.
Однако, его идентификация до сих пор под сомнением. Предлагались имена Гесиода, Каллимаха, Филимона, Аполлония Родосского и др., а в последнее время — и Энния.
© 1989 г. Описание (1): Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. I, 2. De Luca Edizioni D’Arte — Leonardo, Napoli, 1989. P. 128, cat. n. 1. 165.
© 1996 г. Описание (2): Stefano De Caro, “The National Archaeological Museum of Naples”. Soprintendenza Archeologica di Napoli e Caserta. Electa, Napoli, 2001. P. 289.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.