580—570 гг. до н. э.Инв. № 70814.Тарквиния, Национальный археологический музей
Т. н. лестничная плита с рельефным фризом.
580—570 гг. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
Назначение плит точно не известно: вероятно, это двери погребальных камер, возможно, они использовались также для украшения потолков. Некоторые образцы, помещенные друг на друга, вероятно, образовывали огромные вертикальные стены, своего рода монументальный фон, украшавший нижнюю часть стены коридора, ведущего в погребальную камеру.
Метопы обильно украшены фигуративным, анималистическим и антропоморфным репертуаром, представляющим собой синтез этрусских верований из мира смерти и участи умерших: звери и чудовища являют грозных существ, населяющих загробный мир, в то время как сюжетные сцены — с частыми отсылками к мифологии гомеровского мира — представляют собой обилие метафор храбрости и отваги покойного, его прославленных предков и героической смерти, гарантирующих ему спасение в загробной жизни.
Чередование декоративных элементов с мотивом лестницы и вертикальных полос фигуративных панелей становится понятным, если увидеть в рельефах переложение в камень прототипов деревянных «сот», возможно, предназначенных для временного закрытия погребальной камеры во время погребальных церемоний, с наложенными с внешней стороны фасада деревянными досками, украшенными резьбой или металлическими листами с тиснением, или даже полосками драгоценной вышивной ткани восточного производства, столь любимой этрусской аристократией.
В нише слева от входной двери — стела в барельефе с двумя этрусскими воинами (2-я пол. VII в. до н. э.), впоследствии использованная в качестве лестничной плиты, как видно по переработанной тыльной стороне.
Bruni, S., Materiali tarquiniesi del Museo Archeologico di Firenze: i lastroni a scala, Studi e Materiali, Scienze dell’Antichità in Toscana 6, 1991, 51 fig. 17.
© Фото: Soprintendenza per i Beni Archeologici della Toscana.
© 2013 г. Описание: Soprintendenza Archeologia del Lazio e dell’Etruria meridionale.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.