Рельеф Гримани: львица с детенышами
Мрамор.
Римская работа. 1-я пол. I в. н. э.
94 × 81 см.
Инв. № I 605.Вена, Музей истории искусств Фото: С. И. Сосновский

Рельеф Гримани: львица с детенышами.

Мрамор.
Римская работа. 1-я пол. I в. н. э.
94 × 81 см.
Инв. № I 605.

Вена, Музей истории искусств.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Най­ден в Пале­ст­рине (Пре­не­сте).
Из кол­лек­ции Гри­ма­ни, обме­нян в 1885 г.
Граф Кле­менс фон Вест­фа­лен, Вена.

Описание:

Фон­тан­ный рельеф Гри­ма­ни: льви­ца с дете­ны­ша­ми

Мра­мор.
Конец I в. до н. э.
Из Пале­ст­ри­ны (Пре­не­сте, Ита­лия).
Выс. 94 см, шир. 81 см.

Вогну­тая пли­та обра­зу­ет пару со вто­рым релье­фом, так­же из вен­ско­го антич­но­го собра­ния, на кото­ром изо­бра­же­на кор­мя­щая овце­мат­ка. Обе в XVIII в. задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны в Вене­ции в Палац­цо Гри­ма­ни. Изна­чаль­но они были частью рим­ско­го фон­та­на в антич­ной Пре­не­сте к юго-восто­ку от Рима, о чем свиде­тель­ст­ву­ет обна­ру­жен­ный там тре­тий рельеф с кор­мя­щей каба­ни­хой. Посколь­ку на двух вен­ских релье­фах дикое живот­ное (льви­ца) сопо­став­ля­ет­ся с домаш­ним живот­ным (овца), мож­но ожи­дать, что дру­гое домаш­нее живот­ное (коро­ва?) станет ана­ло­гом пре­не­стин­ско­го релье­фа в каче­стве чет­вер­той пли­ты.

Бди­тель­ная льви­ца кор­мит двух сво­их дете­ны­шей в гро­те у под­но­жия пла­та­на, широ­ко рас­ки­нув­ше­го вет­ви. Спра­ва от дере­ва нахо­дит­ся неболь­шое сель­ское свя­ти­ли­ще Дио­ни­са, бога вина, рас­ти­тель­но­сти и пло­до­ро­дия: алтарь из сло­жен­ных кам­ней с пло­да­ми и укра­шен­ный гир­лян­да­ми рельеф (мас­ка силе­на, сирин­га, фрук­ты), на кото­рый опи­ра­ют­ся атри­бу­ты бога — горя­щий факел и увен­чан­ный листья­ми плю­ща тирс. Пасть львен­ка, голо­ва кото­ро­го повер­ну­та к зри­те­лю, слу­жи­ла отвер­сти­ем, из кото­ро­го в фон­тан лилась вода. Иллю­зия глу­би­ны про­стран­ства дости­га­ет­ся в этом релье­фе не пер­спек­ти­вой, а худо­же­ст­вен­ны­ми сред­ства­ми: раз­ные уров­ни изо­бра­же­ния чет­ко не раз­гра­ни­че­ны, пере­хо­ды плав­ные, кон­ту­ры раз­мы­ва­ют­ся на рельеф­ном фоне, как это мож­но видеть на линии спи­ны льви­цы, в осталь­ном выпол­нен­ной в высо­ком релье­фе, на камен­ном алта­ре или на листьях пла­та­на. Мир, пло­до­ро­дие, сча­стье про­стой жиз­ни посреди сель­ско­го пей­за­жа были глав­ны­ми тема­ми в поэ­зии и изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Золо­то­го века, нача­ло кото­ро­му импе­ра­тор Август поло­жил Веко­вы­ми игра­ми в 17 г. до н. э.


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
© 2020 г. Описание: KHM-Museumsverband.
© 2020 г. Перевод: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские декор декоративный декоративная декоративное декоративные рельеф мрамор тирс thyrsus алтарь ara гирлянда гирлянды serta дерево тения лента повязка taenia tainia фрукт фрукты плод плоды frux fruges палестрина из палестрины пренесте пренеста пренесты palestrina praeneste цветок цветы flos flores коллекция гримани пинак пинака пинакс вотивная посвятительная табличка pinax pinakes tabula tabulae tabella tabellae деревенское святилище святилища sanctuarium горящий факел священное кормящая кормящей дикое животное дикие животные зверь звери львица комическая маска комедийная платановый лист платан платана с детенышами детеныш детеныши грот стилопинак стилопинакс колонна пинаком картина картиной табличкой stylo-pinax stylopinax stilopinakion stilo-pinakion клеменс фон вестфален clemens von westphalen инв № i 605