Рельеф Гримани: овца с ягненком
Мрамор.
Римская работа. 1-я пол. I в. н. э.
96 × 81 см.
Инв. № I 604.Вена, Музей истории искусств Фото: С. И. Сосновский

Рельеф Гримани: овца с ягненком.

Мрамор.
Римская работа. 1-я пол. I в. н. э.
96 × 81 см.
Инв. № I 604.

Вена, Музей истории искусств.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Най­ден в Пале­ст­рине (Пре­не­сте).
Из кол­лек­ции Гри­ма­ни, обме­нян в 1885 г.
Граф Кле­менс фон Вест­фа­лен, Вена.

Описание:

Релье­фы Гри­ма­ни

Рим­ская работа, 1-я пол. I в. н. э.
Мра­мор.

Оба релье­фа, с кор­мя­щей овце­мат­кой (№ 39) и кор­мя­щей льви­цей (№ 40), задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны в Палац­цо Гри­ма­ни в Вене­ции с XVIII в. Изна­чаль­но они были частью рим­ско­го фон­та­на в древ­ней Пре­не­сте к юго-восто­ку от Рима, о чем свиде­тель­ст­ву­ет най­ден­ный там тре­тий рельеф, с кор­мя­щей каба­ни­хой.

Живот­ные изо­бра­же­ны посреди сель­ско­го пей­за­жа, где на бли­зость людей име­ют­ся лишь наме­ки: на релье­фе со льви­цей — это дере­вен­ское свя­ти­ли­ще Дио­ни­са, воз­двиг­ну­тое под откры­тым небом, на дру­гом релье­фе — конюш­ня с соба­кой, выхо­дя­щей из две­рей, и сви­саю­щий с вет­ки дуба свер­ток пас­ту­ха или кре­стья­ни­на.

Пора­зи­тель­ны эле­мен­ты ланд­шаф­та релье­фа: деталь­ное вос­про­из­веде­ние окру­жаю­щей при­ро­ды, рас­те­ний и дере­вьев. Иллю­зия глу­би­ны про­стран­ства дости­га­ет­ся преж­де все­го худо­же­ст­вен­ны­ми сред­ства­ми: раз­лич­ные уров­ни изо­бра­же­ния не отг­ра­ни­че­ны чет­ко друг от дру­га, пере­хо­ды плав­ные, кон­ту­ры раз­мы­ты на рельеф­ном фоне.

Музей­ная таб­лич­ка (2006)

Фон­тан­ный рельеф Гри­ма­ни: овца с ягнен­ком

Мра­мор.
Конец I в. до н. э.
Из Пале­ст­ри­ны (Пре­не­сте, Ита­лия).
Выс. 96 см, шир. 81 см.

Пей­заж подо­бен релье­фу со льви­цей (инв. № I 605): в нише ска­лы овца кор­мит ягнен­ка. Скло­нив голо­ву, она обню­хи­ва­ет сво­его дете­ны­ша, кото­рый, вытя­нув шею, нашел источ­ник пищи. Опро­ки­ну­тый меж­ду ног сосуд слу­жил отвер­сти­ем фон­та­на. Сле­ва над ска­лой на вет­ке коря­во­го дуба висит пас­ту­ший свер­ток, спра­ва соба­ка выхо­дит из откры­той две­ри конюш­ни, похо­жей на храм — и здесь на бли­зость людей лишь наме­ка­ет­ся.

Сайт музея (2020)

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
© 2006 г. Описание (1): музейная табличка.
© 2020 г. Описание (2): KHM-Museumsverband.
© 2020 г. Перевод: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские декор декоративный декоративная декоративное декоративные рельеф мрамор скала архитектура архитектурная композиция архитектурный мотив архитектурные мотивы палестрина из палестрины пренесте пренеста пренесты palestrina praeneste цветок цветы flos flores коллекция гримани собака собаки овца овцы акротерий acroterium akroteria дуб дерево антефикс антефикса ягненок ягненка узелок котомка мешок дверь кормящая кормящей здание двускатная двухскатная крыша с детенышами детеныш детеныши грот каменная кладка опрокинутый сосуд опрокинутая ваза клеменс фон вестфален clemens von westphalen инв № i 604