71 г. н. э.
CIL X 4734 = ILS 3868.Капуя, Музей провинции Кампания Фото: И. А. Шурыгин
Надпись Гая Орхивия Амемпта.
71 г. н. э.
CIL X 4734 = ILS 3868.
Капуя, Музей провинции Кампания.
Amempti / Caesaris liberti et Orchiviae
Phoebes et Rhodini liberti / eorum deductis ad
eam villam quae et ipsae / maiestati suae se edederunt
/ Imperatore Caesare Vespasiano III Marco Cocceio
Nerva consulibus
EDR103365
Представленная на снимке надпись интересна тем, что группа лиц, упомянутых в ней, фигурирует еще в одной надписи, обнаруженной в другой части Римской империи. Подробный анализ и сопоставление этих эпиграфических памятников содержатся в статье: Ivan Basić. Natpis Gaja Orhivija Amempta (The inscription of Gaius Orchivius Amemptus) // Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku, vol. 108 (2015), p. 37—
В наружную стену одной из капелл францисканской церкви св. Антония в Сплите (область Далмация в совр. Хорватии) вмонтирована плита с погребальной надписью времен Римской империи (рис. 1):
Гаю Орхивию Амемпту, 18-ти лет, декуриону, (этот памятник) поставила (его) мать, Орхивия Фебе, (предназначив его также) себе и супругу Амемпту, казначею Цезаря Августа, (своим) вольноотпущенникам и вольноотпущенницам, а также своим и их потомкам, а также Родину, (рабу) Амемпта, императорского раба. (Размер участка) 52 фута в длину вместе с навесом и 45 футов в ширину. Этот памятник и гробница не перейдет (по наследству) внесемейному наследнику.
Впервые данная надпись была опубликована в 1753 г. иезуитом Франческо Антонио Дзаккариа в составе его эпиграфической коллекции «Marmora Salonitana», напечатанной в качестве приложения ко второму тому «Illyricum Sacrum» Фарлати.
Надгробная надпись посвящена Гаю Орхивию Амемпту, декуриону, умершему в возрасте 18 лет, его матерью, Орхивией Фебе. Она предназначила гробницу также для себя и своего супруга, Амемпта, императорского раба и казначея (за Cesaris Augusti должно было следовать servus), равно как для своих вольноотпущенников, вольноотпущенниц и их потомков. В гробнице также мог быть похоронен Родин, раб Амемпта, супруга Орхивии. В надписи определены размеры участка: в длину вместе с небольшим строением он составлял 52 фута, а в глубину 45 футов (15,4 × 13,3 м). Согласно заключительной формуле, участок не предназначался для передачи по наследству лицам, не входившим в семью. Надпись сохранилась превосходно. Размер плиты равен 67 × 112 см, эпиграфическое поле занимает площадь 60 × 105 см.
Просопографические и ономастические сведения
Имя Гая Орхивия Амемпта состоит из трех компонентов (tria nomina). В нем не указано имя его отца (filiatio), название трибы и другие признаки происхождения. Такая формула использовалась как для свободнорожденных граждан, так и для вольноотпущенников. Родовое имя Orchivius по всем признакам имеет италийское происхождение, поскольку было довольно распространено, особенно в Пренесте, правда, в форме Orcivius. Вариант Orchivius встречался в африканских провинциях. В Далмации он известен только по этой надписи. На территории соседнего италийского региона X (Venetia et Histria) было обнаружено семь надписей с номеном Orcivius, которое носили десять лиц, но неясно, имели ли они какое-либо отношение к персонажу из обсуждаемой далматинской надписи.
Когномен Amemptus также встречался в Италии; в Далмации он присутствует на одной частично сохранившейся надписи вольноотпущенника и севира Олибия из Нароны. Имена родителей Орхивия, Амемпта и Фебе, были довольно широко распространены в Римской империи. Помимо своего греческого происхождения (указывавшего с высокой вероятностью на то, что их носители были рабами или вольноотпущенниками) они не дают никакой хронологической или социальной информации. Имя Родина, раба Амемпта, в Далмации встречалось редко.
Таким образом, предположение о том, что носители родового имени Orchivius в данном случае были жителями данного региона или их потомками, вполне правдоподобно. В формуле его имени отсутствуют какие-либо следы, указывающие на рабский статус его родителей: такой эпиграфический признак, как имя отца (filiatio) был опущен. Следовательно, Гай Орхивий Амемпт имел полный статус римского гражданства и все вытекавшие из этого права и обязанности. Когда он родился? После того, как его родители получили свободу? Из надписи следует, что Амемпт, его отец, ко времени смерти сына еще был рабом (Caesari Augusti dispensator). В таком случае полное римское гражданство его сына получает иное объяснение, которое следует из имени его матери, Орхивии Фебе. Сын унаследовал материнское, а не отцовское родовое имя, а имя отца было использовано в качестве когномена для выражения сыновьего почитания. Имя матери покойного состоит из родового имени и когномена, что являлось минимальным стандартом римской ономастической формулы для женщин; имя отца (filiatio) в ней не указано. Все в ее формуле явно указывает на то, что во время создания надписи Орхивия Фебе имела полное римское гражданство. Отсутствие отцовского имени не дает возможности определить, была она свободнорожденной или получила гражданство в течение жизни через отпуск на волю. Отсутствие отцовского имени служит довольно надежным признаком того, что родители такого лица были рабами, и может, например, указывать на попытку скрыть рабский статус одного из родителей. Весьма вероятно, что родители Орхивии Фебе имели рабский статус. В погребальной эпиграфике греческий когномен (в данном случае Phoebe) мог, хотя и не обязательно, указывать на его носителя как на недавно освободившегося раба. Одновременное отсутствие в формуле отцовского имени повышает вероятность такого заключения. Но даже принимая во внимание вышесказанное, у нас не имеется оснований считать, что мать Гая Орхивия была вольноотпущенницей. Тот факт, что сын унаследовал родовое имя матери, а не отца, определенно означает, что его мать имела полное гражданство и обладала правом передать своему ребенку свое родовое имя (nomen gentilicium). В противном случае сын не имел бы права на полное римское имя (tria nomina): из его имени должно было следовать, что он был рожден рабами. Мать и сын, без сомнения, имели римское гражданство: сын — от рождения, а мать либо родилась свободной (ingenua), либо получила свободу в раннем возрасте. Данное заключение полностью соответствует общей тенденции в области браков между императорскими рабами и вольноотпущенницами, начиная с правления Клавдия, когда Caesaris servi и Augusti liberti все чаще женились на свободнорожденных женщинах.
Переход к сыну родового имени матери позволяет сделать еще одно важное предположение. В конце концов, возможно, отец Гая не обладал отцовской властью (patria potestas) над своим сыном. Более того, из этого может следовать, что ко времени рождения Гая его родители не состояли в законном браке (ius conubii), т. е. имели разный легальный гражданский статус. Этим же обстоятельством может объясняться отсутствие патронима в формуле сына. Его мать являлась римской гражданкой, но статус отца в надписи указан со всей определенностью: императорский раб, член familiae Caesaris. Поскольку Амемпт относился к классу рабов, следует рассмотреть, как это обстоятельство отражалось на статусе их сына, родившегося у римской гражданки от раба. Римское брачное законодательство не допускало возможности полноценного брака между рабом и свободнорожденной персоной. Подобная связь допускалась обществом, но оставалась незаконной и трактовалась как сожительство (contuberium) — союз двух неравных партнеров без законных последствий для каждой из сторон. В эпиграфическом материале, однако, отражено использование подобными парами таких определений, как если бы они состояли в законном браке (uxor, maritus, coniunx); данная надпись из Сплита служит тому примером. И хотя подобные союзы не имели никакой законной силы, все же существовали некоторые лазейки в законах, позволявшие обойти проблему. В случаях, когда легальный брак (conubium) был невозможен, можно было применить ius gentium, по которому ребенок мог получить гражданство через мать. При этом наследовалось и ее имя. Таким образом, сын, родившийся у свободнорожденной матери от связи с императорским рабом, получал по линии матери полное римское гражданство и ее nomen gentilicium. В течение некоторого времени этот закон не исполнялся благодаря вмешательству Клавдия (Senatusconsultum Claudianum, 52 г.), но был изменен Веспасианом и Адрианом, которые восстановили исходную законную процедуру. Цель закона Клавдия состояла в том, чтобы угрозой утраты гражданства женщиной воспрепятствовать незаконным связям между свободнорожденными женщинами и рабами. Статус такой женщины понижался до рабыни (ancilla) или до вольноотпущенницы (liberta), патроном которой становился хозяин раба. Но при этом Senatusconsultum Claudianum предусматривал послабление для женщины, позволявшее ей сохранить гражданство за счет статуса детей, родившихся от незаконной связи. Свободнорожденная (ingenua, mulier libera) могла заключить контракт (pactio) с хозяином ее сожителя-раба, по которому она сохраняла полное гражданство, но ребенок с самого рождения становился рабом хозяина (dominus) своего отца. Таким образом, закон Клавдия позволял заинтересованному хозяину распространять свой патронаж на новых рабынь/вольноотпущенниц или, если заключался контракт, то на раба-ребенка. В первом случае закон дискриминировал мать (ребенок оставался свободнорожденным), а во втором случае — ребенка, который становился рабом от рождения. В правление Веспасиана и Адриана возникло сильное сопротивление такому порядку, и он был отменен в пользу старого ius gentium. В ситуации с Амемптом и Орхивией Фебе этот старый закон работал в пользу их сына Гая, получившего полное римское гражданство через мать.
Независимо от упомянутых обстоятельств, каким бы абсурдом это ни казалось, факт оставался фактом: во времена правления Клавдия, вопреки постановлению сената, многие императорские рабы-казначеи и вольноотпущенники состояли в связи со свободнорожденными римлянками. Кроме того, Гай Орхивий, скорее всего, родился до вступления в силу Senatusconsultum Claudianum, и потому и его мать, и он сам остались свободнорожденными римскими гражданами (ingenui).
Генетив Amempti Caesaris рядом с именем Rhodinus, а также то, что его имя представлено только когноменом (без преномена, родового и отцовского имен), приводит к выводу, что во время изготовления сплитской надписи Родин являлся рабом Амемпта. Следовательно, он принадлежал к самому низшему классу римского общества: раб раба (servus vicarius). Таких, как он, было довольно много, что отражало расслоение в рабском классе, и прежде всего, среди императорских рабов (familia Caesaris), где состоятельные рабы, занимавшие высокие посты, владели своими собственными рабами. В римской литературе и эпиграфике такой состоятельный раб именовался ordinarius, а его раб — servus vicarius или, реже, servus peculiaris, поскольку он составлял часть собственности — peculium — другого раба. Поскольку такое положение дел с точки зрения закона было явной аномалией (раб не мог быть хозяином другого человека) право владения servus vicarius номинально принадлежало императору (dominus), и только он имел право отпустить такого раба на волю. В императорском хозяйстве рабы-казначеи или кассиры (dispensatores) обычно имели своих рабов, которые могли заниматься административной деятельностью в качестве помощников, либо служить личными рабами, обслуживая бытовые потребности хозяина. Следует заметить, что, согласно наблюдениям Уивера, большинство императорских рабов-ординариев имели лишь по одному рабу-викарию (дословно — заместителю), однако, возможно, они также имели и других личных рабов, которые не назывались викариями.
Форма Caesaris Augusti, которой обозначали императорских рабов, встречается в надписях вплоть до конца правления династии Флавиев, после чего она была заменена другими формулами: Caesaris servus, Caesaris, Caesaris nostri servus, etc. Большинство надписей, содержавших старый вариант, относятся к правлению Августа или Тиберия и, как правило, датируются эпохой «до Флавиев». В эпоху Юлиев-Клавдиев это был третий по частоте способ обозначения принадлежности к императорским рабам (чаще всего встречался простой генетив Caesaris, на втором месте по частоте — преномен императора). В более позднем периоде обозначение Caesaris Augusti (servus) полностью вышло из употребления, оно относится к периоду Юлиев-Клавдиев. Таким образом, в надписи из Полюда (Сплит) Амемпт пользуется уже старомодным к тому времени Caesaris Augusti disp(ensator).
По невероятному совпадению, латинский эпиграфический корпус содержит еще одну надпись, в которой упоминается та же группа лиц, что и в надписи из Сплита (CIL X 4734 = ILS 3868). Посвятителями второй надписи вновь оказываются Амемпт, Орхивия Фебе и Родин, что в отношении просопографии придает набору из двух надписей особую ценность. Вторая надпись (представленная на снимке —
Надпись сообщает о том, что неподалеку от виллы Сурдиниана был обнаружен новый источник (несомненно, являвшийся частью системы пригородных термальных источников Aquae Sinuessanae, которыми славилась эта местность). Авторы надписи отвели воды этого источника к своей вилле, построив подземный или надземный акведук. В результате вилла Сурдиниана превратилась в сакральную территорию, связанную с культом нимф этого источника. В ознаменование данного события они посвятили эту надпись величию нимф в год совместного консульского срока императора Веспасиана и Марка Кокцея Нервы, что позволяет точно датировать надпись 71-м годом.
К этому времени ономастическая формула Амемпта изменилась, поскольку он стал вольноотпущенником (libertus). Кроме того, обращает на себя внимание, что в данной надписи он стоит первым в списке посвятителей, тогда как в надписи из Сплита первое место занимала его супруга. Таким образом, ко времени создания надписи Амемпт уже не был рабом, а имел status libertatis, являясь вольноотпущенником императора (Caesaris libertus), и таким образом пользовался всеми правами римского гражданина, кроме ограничений, обусловленных ius honorum. Оба эти факта отражены в тексте надписи.
Однако даже вторая надпись не позволяет установить, кто из императоров являлся патроном Амемпта. Его новый статус должен был быть указан в ономастической формуле, поскольку вольноотпущеннику полагалась формула tria nomina: бывший раб автоматически получал nomen бывшего хозяина, а также его praenomen, который отражал патерналистское отношение хозяина к бывшему рабу. Он мог оставить свое рабское имя как cognomen, как это обычно и происходило. При определении имени императорского вольноотпущенника общепринятой практикой являлось назначение ему в качестве родового имени императорского nomen gentilicium. Поскольку ни родового имени императора, ни прочих указаний подобного рода надпись не содержит, приходится исходить из формулы, которая использовалась императорскими вольноотпущенниками для обозначения своего нового статуса. Хотя формула и номенклатура в правление первых трех императоров еще только формировались, исследование, выполненное М. Бангом и П. Р. С. Уивером показало, что число возможных формул имен у императорских вольноотпущенников эпохи династии Юлиев-Клавдиев было меньше, чем у императорских рабов. В рамках этой классификации вариант Caesaris libertus указывает на период ранней империи (династия Юлиев-Клавдиев), и надпись CIL X 4734 служит позднейшим примером его использования. Согласно Уиверу, формула Caesaris lib. встречается в более ранних точно датированных надписях императорских вольноотпущенников. Во времена Веспасиана формула Caesaris libertus и ее варианты исчезли, и наибольшее распространение получила формула Augusti libertus. Отсутствие в надписи gentilicium вольноотпущенника (и, соответственно, императора) не является необычным: несколько исследователей показали, что даже императорские рабы, выйдя на волю, не всегда указывали имя императора, которому они служили. Приблизительно треть вольноотпущенников не указывали nomen в своих надписях (см. напр. Ross Taylor 1961, P. 122). Уивер в работе 1972 г. (P. 38) упомянул, что императорские вольноотпущенники могли пропускать свой nomen, если имя императора приводилось в других частях надписи, чтобы избежать ненужных повторов. Это дает основание предположить, что Амемпт был отпущен на волю Веспасианом, что, в свою очередь, объясняет указание в надписи даты по консульским срокам, которое в остальных случаях смотрелось бы необычно. По той же причине могла быть не указана полная формула вольноотпущенника, которая должна была читаться как Titus Flavius Augusti libertus Amemptus. Следует, однако, заметить, что на данном этапе все сказанное является лишь предположением и не имеет четких доказательств.
Итак, отсутствие в обсуждаемой надписи императорского gentilicium не является чем-то исключительным. Более того, со времен Флавиев установился порядок, согласно которому gentilicium вольноотпущенника заменялся на Augusti libertus — сочетание, которым обозначалась особая социальная группа, и которое постепенно утратило свой изначальный смысл.
В 71 г. н. э. императорский служащий Амемпт имел статус вольноотпущенника; он получил его несколько ранее, возможно, в 70-м году, а, возможно, и в 69-м. Способ, которым была оформлена его вольная (manumissio vindicta, manumissio censu или manumissio testamento), установить невозможно, да и не представляется необходимым в контексте данного исследования. Принцепс освобождал своих рабов, членов familiae Caesaris, по своему разумению, но чаще всего через процедуру manumissio vindicta, проводимую магистратом с участием представителей императора. На службе в Далмации Амемпт имел статус раба, и именно в этом статусе он встретил смерть своего сына Гая, когда тому исполнилось 18 лет. Даже если мы будем считать самым поздним срок этого события конец 60-х годов и предположим, что сразу после смерти сына Амемпт получил свободу и переехал в Кампанию, то получается, что Гай Орхивий родился самое позднее в 50-м году. Из этого следует, что закон Клавдия 52 г. не мог быть применен к сыну и матери: будучи рожденным двумя годами ранее, сын мог беспрепятственно получить римское гражданство через мать, в то время как мать могла сохранить свое гражданство без ограничений в соответствии с действовавшим тогда ius gentium.
Надпись из Сплита может быть датирована только по косвенным данным. Лица, упомянутые в ней, в 71 г. заказали вторую надпись (CIL X 7434). В ней Орхивия Фебе и Амемпт по-прежнему выступают в качестве супружеской пары. Уивер с некоторой осторожностью датировал надпись из Сплита эпохой Флавиев. В результате такой датировки хронологическое окно, в котором она могла появиться, оказывается довольно узким: между восхождением Веспасиана на трон в июле 69 г. и завершением его третьего консульского срока 1 января 71 г. Вполне возможно, что датировка Уивера нуждается в коррекции: надпись из Полюда могла быть сделана несколько раньше, в период правления Нерона. Учитывая отсутствие gentilicium Амемпта в надписи из Сплита, указание на консульский срок в надписи из Синуэссы (бесспорный terminus ante quem) является единственным твердо установленным основанием для датировки. Кроме того, имеется еще несколько менее надежных критериев, например, обозначение статуса вольноотпущенника Caesaris l. во второй надписи и статуса раба Caesaris Aug. и Caesaris в надписи из Сплита. Перед тем, как он вышел на свободу (а это, определенно, произошло до 71 г.), у Амемпта был сын, декурион, который умер в возрасте 18 лет. Таким образом, освобождению Амемпта предшествовал почти 20-летний период детства, юности и социального становления его сына, Гая Орхивия Амемпта и супружеских отношений с Орхивией Фебе. Самый поздний срок заключения этого союза приходится на правление Клавдия (41—
Нуждается в объяснении также и тот необычный факт, что в надписи из Сплита Родин упоминается как раб Амемпта (Rhodinus Amempti Caesaris [ser.]), тогда как в надписи из Синуэссы он фигурирует как вольноотпущенник Амемпта и Орхивии Фебе (Rhodinus lib[ertus] eorum). Можно предположить, что после того как супруг получил свободу, оба супруга вместе дали вольную рабу из их хозяйства и подчеркнули это в надписи.
Вся семья (в расширенном смысле) создала себе место для захоронения на полуострове Сплит: они планировали, что сначала там найдут место упокоения супруги Амемпт и Орхивия, затем их сын Гай и Родин, и наконец, все их вольноотпущенники, вольноотпущенницы и их дети. Поскольку гробница была предназначена для погребения с течением времени всех их (родителей, сына, вольноотпущенников и т. д.), возникает вопрос, когда и зачем родители Орхивия отправились в Италию, и означает ли их пребывание в Синуэссе, что они в конце концов не были похоронены в Сплите? Ниже мы покажем, что, похоже, их переезд в Италию может иметь иное объяснение, чем принятое сейчас.
Многие исследователи, изучавшие надпись из Синуэссы, предполагали, что Амемпт и Орхивия Фебе после завершения службы супруга у императора приобрели поместье villa Surdiniana. Основанием для этой гипотезы послужило употребление последовательности трех имен в генетиве после названия виллы: villam Surdinianam — Amempti Caesaris liberti et Orchiviae Phoebes et Rhodini liberti eorum — что интерпретировали как принадлежность виллы этим лицам, т. е. как простой генетив принадлежности (Genetivus possessivus) в который были поставлены имена собственников. Если согласиться с таким толкованием, то придется принять, что вилла находилась в совместном владении всех троих, поскольку в списке они представлены как равные члены группы. Однако предположение о том, что вилла на равных основаниях принадлежала троим лицам, один из которых только что получил свободу, кажется неправдоподобным. Следовательно, требуется найти другое толкование текста. Непротиворечивое решение этой проблемы довольно давно предложил J. C. Orelli, добавив после слов Rhodini liberti eorum аблатив cura (Orellius 1828, p. 312, no. 1634). В результате фраза приобретает другой смысл: трое указанных людей вместе подрядились провести водовод от священного источника нимф к вилле и отметили это деяние надписью. В литературе вилла Сурдиниана упоминается как собственность императора, которая, хотя и сохранила эпонимическое название по имени первого владельца, вошла в состав владений принцепса как конфискат, наследство или дар. Наличие комплекса императорских владений в окрестностях современного Мондрагоне подтверждается другой надписью (AE 1984, 186 = AE 2007, 267).
Из вышесказанного можно сделать общий вывод о том, что после смерти сына Гая Амемпт и Орхивия по какой-то неизвестной причине отказались от намерения обосноваться на всю жизнь в Далмации: иначе трудно объяснить их внезапное появление в императорском поместье в центральной Италии. После выхода раба на волю свобода его передвижения оставалась ограниченной: между вольноотпущенником и патроном сохранялась физическая и духовная связь, поэтому его постоянное место жительство оставалось там, где раб получал свободу, т. е. вблизи места проживания хозяина и его резиденций. Причиной их переезда могла, например, послужить смена императорской династии в 69 г., когда Флавии автоматически унаследовали от предшественников большой объем фискальной собственности: резиденции, угодья, рабов, вольноотпущенников и пр. В сложившейся обстановке могли происходить масштабные перемещения императорских рабов и вольноотпущенников между территориями, принадлежавшими императору: для этого было достаточно распоряжения патрона.