Афина Воительница (Athena promachos)
Мрамор.
Предположительно, римская копия греческой статуи V в. до н. э. или эллинистического образца II в. до н. э.
Выс. 2 м.
Инв. № 6007.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Афина Воительница (Athena promachos).

Мрамор.
Предположительно, римская копия греческой статуи V в. до н. э. или эллинистического образца II в. до н. э.
Выс. 2 м.
Инв. № 6007.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум, Вилла Папирусов.
Происхождение:
Гер­ку­ла­нум, Вил­ла Папи­ру­сов, таб­лин.

Описание:
Ста­туя Афи­ны была обна­ру­же­на в 1752 г. на том месте, где она была уста­нов­ле­на изна­чаль­но, а имен­но, в про­ме­жут­ке меж­ду цен­траль­ны­ми колон­на­ми таб­ли­на вил­лы Папи­ру­сов, рези­ден­ции состо­я­тель­но­го семей­ства за пре­де­ла­ми город­ской чер­ты Гер­ку­ла­ну­ма.

Голо­ва боги­ни повер­ну­та в сто­ро­ну дви­же­ния рук и пок­ры­та атти­че­ским шле­мом, укра­шен­ным релье­фом с гри­фо­на­ми по бокам и голо­вой Гор­го­ны в цен­тре. Изна­чаль­но все оде­я­ние боги­ни было позо­ло­че­но, и кон­траст с белиз­ной мра­мо­ра рук и стоп ими­ти­ро­вал вид хри­зо­эле­фан­тин­ных ста­туй, состав­лен­ных из золота и сло­но­вой кости, рас­про­стра­нен­ных в антич­ной Гре­ции.

Дати­ров­ка ста­туи оста­ет­ся неопре­де­лен­ной. Она счи­та­лась копи­ей гре­че­ской ста­туи V в. до н. э. или рим­ской ими­та­ци­ей вре­мен нача­ла Импе­рии, но более веро­ят­но ее позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ское про­ис­хож­де­ние; в послед­нем слу­чае на осно­ве сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за она дати­ру­ет­ся третьей или послед­ней чет­вер­тью I в. до н. э.

https://www.museoarcheologiconapoli.it/it/villa-dei-papiri/

Гер­ку­ла­нум­ская Пал­ла­да отно­сит­ся к типу Athena Promachos и выпол­не­на в тра­ди­ции изо­бра­же­ния Афин на пана­фи­ней­ских амфо­рах. Извест­но, что воору­жен­ные Афи­ны, как в дви­же­нии, так и сто­я­щие с сомкну­ты­ми нога­ми на манер арха­и­че­ско­го куль­то­во­го обра­за (тип Palladion), явля­лись объ­ек­та­ми ран­не­го арха­из­ма… Таким обра­зом, Пал­ла­да Гер­ку­ла­нум­ская завер­ша­ет дол­гую тра­ди­цию. Веро­ят­но, она явля­ет­ся копи­ей арха­и­зи­ру­ю­щей работы вто­ро­го века до н. э. Голо­ва подоб­но­го типа, най­ден­ная на Афин­ской аго­ре, мог­ла при­над­ле­жать ори­ги­на­лу, кото­рый Харри­сон счи­тал вотив­ной ста­ту­ей, посвя­щен­ной в Афин­ском акро­по­ле. Как и мно­гие дру­гие ста­туи, выпол­нен­ные в арха­и­зи­ру­ю­щем сти­ле, Пал­ла­да пред­став­ля­ет­ся сме­ше­ни­ем раз­ных сти­лей. Длин­ные вер­ти­каль­ные склад­ки иони­че­ско­го гима­тия явля­ют­ся элли­ни­сти­че­ским упро­ще­ни­ем арха­и­че­ско­го пат­тер­на, но такие дета­ли, как рука­ва, харак­тер­ны для ран­не­клас­си­че­ских ста­туй, лицо же явля­ет­ся нео­клас­си­че­ским и выпол­не­но в тра­ди­ции Эвбо­лида.

Воз­мож­но, наи­бо­лее важ­ным свой­ст­вом арха­и­зи­ру­ю­щих сво­бод­но сто­я­щих ста­туй в срав­не­нии с их древ­ни­ми рельеф­ны­ми прото­ти­па­ми явля­ет­ся их чисто деко­ра­тив­ный харак­тер. Неко­то­рые из них испол­не­ны тор­же­ст­вен­но­сти, что поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что их скуль­п­то­ры искренне пыта­лись пере­дать вдох­нов­ля­ю­щее напря­же­ние ран­них куль­то­вых и вотив­ных ста­туй. Ори­ги­нал гер­ку­ла­нум­ской Пал­ла­ды, как уже упо­ми­на­лось, мог являть­ся серь­ез­ной вотив­ной скульп­ту­рой, а ее элли­ни­сти­че­ский автор настой­чи­во пытал­ся пере­бро­сить мостик в про­шлое.

J. J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, 1986. P. 183—184.


Литература:
https://www.museoarcheologiconapoli.it/it/villa-dei-papiri/
J. J.Pollitt. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, 1986. P. 183—184.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae стоящая горгонейон горгонион голова горгоны медузы gorgoneion gorgonion эгида aegis aigis аттический шлем эллинистическая работа воительница promachos из геркуланума геркуланумская инв № 6007