Предположительно, римская копия греческой статуи V в. до н. э. или эллинистического образца II в. до н. э.
Выс. 2 м.Инв. № 6007.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Афина Воительница (Athena promachos).
Предположительно, римская копия греческой статуи V в. до н. э. или эллинистического образца II в. до н. э.
Выс. 2 м.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Голова богини повернута в сторону движения рук и покрыта аттическим шлемом, украшенным рельефом с грифонами по бокам и головой Горгоны в центре. Изначально все одеяние богини было позолочено, и контраст с белизной мрамора рук и стоп имитировал вид хризоэлефантинных статуй, составленных из золота и слоновой кости, распространенных в античной Греции.
Датировка статуи остается неопределенной. Она считалась копией греческой статуи V в. до н. э. или римской имитацией времен начала Империи, но более вероятно ее позднеэллинистическое происхождение; в последнем случае на основе стилистического анализа она датируется третьей или последней четвертью I в. до н. э.
https://www.museoarcheologiconapoli.it/it/villa-dei-papiri/
Геркуланумская Паллада относится к типу Athena Promachos и выполнена в традиции изображения Афин на панафинейских амфорах. Известно, что вооруженные Афины, как в движении, так и стоящие с сомкнутыми ногами на манер архаического культового образа (тип Palladion), являлись объектами раннего архаизма… Таким образом, Паллада Геркуланумская завершает долгую традицию. Вероятно, она является копией архаизирующей работы второго века до н. э. Голова подобного типа, найденная на Афинской агоре, могла принадлежать оригиналу, который Харрисон считал вотивной статуей, посвященной в Афинском акрополе. Как и многие другие статуи, выполненные в архаизирующем стиле, Паллада представляется смешением разных стилей. Длинные вертикальные складки ионического гиматия являются эллинистическим упрощением архаического паттерна, но такие детали, как рукава, характерны для раннеклассических статуй, лицо же является неоклассическим и выполнено в традиции Эвболида.
Возможно, наиболее важным свойством архаизирующих свободно стоящих статуй в сравнении с их древними рельефными прототипами является их чисто декоративный характер. Некоторые из них исполнены торжественности, что позволяет предположить, что их скульпторы искренне пытались передать вдохновляющее напряжение ранних культовых и вотивных статуй. Оригинал геркуланумской Паллады, как уже упоминалось, мог являться серьезной вотивной скульптурой, а ее эллинистический автор настойчиво пытался перебросить мостик в прошлое.
J. J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, 1986. P. 183—
J. J.Pollitt. Art in the Hellenistic Age. Cambridge, 1986. P. 183—