Храм Юпитера с почетными арками по бокам.
Помпеи, Археологический парк, Храм Юпитера (VII. 8. 1).
Комиций и храм Юпитера
В юго-восточном углу форума находится четырехугольная площадка, огороженная стеной с двумя проходами. В ее южной части возвышается трибуна. Эту площадку, появившуюся в позднесамнитский период, называют комицием по аналогии с комицием в Риме, где в древнейшую эпоху проходили народные собрания (куриатские комиции), заседания сената и трибунала претора. Но такая параллель неточна, ибо в Риме комиции (в особенности выборные) довольно рано были перенесены на форум или на Марсово поле. В Помпеях выборы тоже происходили на форуме. Вероятно, так называемый комиций был местом, где подсчитывали голоса после выборов, поэтому правильнее его называть дирибиторий (от лат. diribitorium — «место для подсчета голосов»). С трибуны, предположительно, оглашались результаты выборов. На обращенной к площади стороне трибуны хорошо заметны отверстия — скорее всего, в эти места прикрепляли бронзовые таблички с текстами законов колонии, которые по обычаю выставлялись на форуме на всеобщее обозрение.
Как мы знаем, изначально главным святилищем на помпейском форуме был храм Аполлона. Во II в. до н. э. в ходе реконструкции площадь превратили в единый архитектурный комплекс. Форум был окружен по периметру арочной колоннадой, появились монументальные общественные сооружения на южной стороне площади и грандиозный храм Юпитера — на северной. Храм Аполлона был выведен за пределы форума и превратился в ансамбль с собственной площадью, окруженной арочной галереей. В новой планировке площади форума просматривается сознательная ориентация помпейских зодчих на римскую модель, что может расцениваться как проявление «самороманизации» — процесса, завершающего длительный период постепенного проникновения римской культуры в города Кампании, начавшийся еще в конце IV в. до н. э., когда они вошли в состав римско-италийского союза. Широкая фронтальная лестница храма Юпитера вела на подиум высотой 3,2 м с парадной колоннадой и внутренним святилищем — целлой (cella). Перед храмом возвышался огромный прямоугольный алтарь. Само здание достигало внушительных размеров (16,98 × 37 м). Это был храм этрусского типа с шестью коринфскими колоннами по фасаду и четырьмя — с боковых сторон здания. Целла занимала три пятых площади подиума, в глубине ее был установлен пьедестал для статуи божества. Нижний ярус храма (favissae), где хранились священная утварь и обетные дары, был разделен на три смежных помещения, перекрытых общим сводом. Туда вели два входа: передний располагался в центре парадной лестницы, а задний находился поодаль — за священной статуей в самой глубине здания храма.
Через несколько десятков лет храм был реконструирован и превращен в Капитолий, то есть стал святилищем трех капитолийских божеств — Юпитера, Юноны и Минервы. Постамент, предназначенный для одной статуи, был заменен на основание для трех скульптур. Сохранились два фрагмента статуй — голова Юноны и торс Юпитера, на задней стороне которого выполнен другой рельеф. Очевидно, в окрестностях храма после извержения Везувия в 79 г. обосновалась мастерская скульпторов, которые использовали в работе куски мрамора, добытые на форуме. Исчезновение мраморной облицовки с форума и соседних зданий объясняется скорее активной деятельностью мастерской, а вовсе не медленными темпами восстановительных работ, предпринятых после землетрясения 62 г.
Преобразование храма Юпитера означало окончание процесса романизации — очевидно, не последнюю роль тут сыграло основание в Помпеях военной колонии. Перемены в облике храма нельзя считать обычной реставрацией. Изменилась функция здания и площади перед ним. Целла расширилась за счет выдвижения передней стены, с торцов добавились колоннады, а все здание было украшено декоративными деталями во втором стиле. Алтарь подняли на широкую трибуну, которая заменила центральную лестницу (вместо нее стали использовать две боковые лестницы). Вход в помещения нижнего яруса теперь переместился в правую стену подиума.
Все эти изменения совпадают по времени с основанием колонии и отражают желание властей безраздельно распоряжаться всем пространством перед главным храмом города. Вспомним процедуру выборов, описанную Цицероном: suffragia и ambulatio были введены с тем, чтобы дать колонистам преимущество в голосах. Освобождение и расширение территории форума позволяло разделить площадь во время выборов на несколько параллельных коридоров, в которых могло поместиться значительное число голосующих: точнее — 4,5—
Топография форума отражает его разнообразные общественные функции: на южной половине находились общественно-политический и судебный центры — там размещались здания сената и магистратов, портики, где проводились судебные заседания, базилика; а в северной половине бурлила экономическая жизнь: на западе располагалась палата мер и весов (mensa ponderaria), на востоке шумел мацеллум (macellum) — крытый продовольственный рынок. Над зданиями гражданских учреждений доминировал главный храм города. Под его сенью разворачивались все главные события на площади, а сама площадь на время избирательных комиций — важнейшего политического акта — собирала перед храмом всю городскую общину.
Основные элементы этой социально-политической структуры, одновременно функциональной и символической, сохранились в Помпеях вплоть до конца республиканского периода. Только в эпоху Империи произошли заметные перемены — главным образом, они коснулись восточной части форума, которую не затронуло монументальное строительство, широко развернувшееся в позднесамнитский период.
Здесь, между крытым рынком — мацеллумом — на севере и улицей Изобилия на юге, все еще сохранялись ранние постройки, занятые торговцами и менялами. Начиная с эпохи Августа в связи с насаждением культа императора в этом месте принялись строить новые храмы. Выбор участка не был случайным — императорский культ с момента возникновения был ориентирован на низшие классы общества. В муниципиях его приверженцами становились, как правило, вольноотпущенники — социальные слои, занятые, главным образом, в торговле. Живой и красноречивый представитель этой категории населения — бессмертный герой «Сатирикона» нувориш Тримальхион, выведенный Петронием.
Культ божественного императора нашел воплощение не только в сакральных сооружениях (святилище городских ларов и храм Веспасиана, расположенные в центре восточной части форума), но и преобразил облик некоторых торговых зданий. Так, на крытом рынке и в здании Евмахии вдоль внутренней стены напротив входа построили алтари, посвященные императору.
До сих пор неизвестно назначение дома Евмахии. Сторонники одной из гипотез, учитывая двоякую роль этого участка форума как торговой зоны и центра культа божественного императора, а также симметричное расположение продовольственного рынка и дома Евмахии, высказывают мысль о схожести функций обоих сооружений.
Они выдвигают версию о том, что это был venalicium — рынок рабов. Работорговля была широко распространена в Кампании. Вспомним Тримальхиона, героя Петрония, чья «карьера» началась с того, что его мальчиком продали на таком рынке. Этот эпизод изображен как гротескная пародия на «историческую» римскую живопись в атрии дома Тримальхиона: «Там был нарисован рынок рабов с надписями и сам Тримальхион с длинными волосами и жезлом Меркурия в руке, вступавший в Рим под сенью Минервы» («Сатирикон», 29).
См. также: Pesando F., Guidobaldi M. P. Pompei, Oplontis, Ercolano, Stabiae. Editori Laterza, Roma-Bari, 2006. P. 45—
© 2002 г. Описание: Помпеи / Под ред. Ф. Коарелли. Слово, Москва, 2002. С. 67—71.