Планиметрия Дома Веттиев.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1).
b — прихожая (fauces)
c — тосканский атрий (atrium)
d — кубикул (cubiculum)
e — зала (oecus) (02) | триклиний (triclinium) (06)
h — южное (левое) крыло (ala)
i — северное (правое) крыло (ala)
l — перистиль (peristylum)
m — сад (hortulus)
n — триклиний | зала-пинакотека (02) | южная экседра-пинакотека (06)
p — триклиний (02) | зала-пинакотека (02) | северная экседра-пинакотека (06)
q — oecus (02) | большая столовая (cenatio) (06)
s — малый перистиль
t — триклиний
u — кубикул
v — атрий со старым имплювием и ларарием, окруженный комнатами рабов и хозяйственными помещениями
w — кухня с очагом (coquina)
x’ — комната повара | кубикул повара (?) (02) | небольшой кубикул-бордель (06)
β — большой служебный вход, использовавший, вероятно, как магазин, с уборной комнатой
γ — коридор с лестницей
δ — конюшня
ο — замурованная комната с самнитским колодцем, полным древнего мусора
5 — комнаты для уединения
(02) = E. La Rocca, A. e M. de Vos. Pompei. Mondadori, Milano, 2002, pp. 280—
(06) = F. Pesando, M. P. Guidobaldi. Pompei, Oplontis, Ercolano, Stabiae. Editori Laterza, Roma-Bari, 2006, pp. 199—
VI 15, 1. Дом Веттиев
Рядом с сундуком у левой стены атрия были найдены две бронзовые печати: A. Vetti Restituti и A. Vetti Convivaes, — в оправе первой вырезана амфора, в оправе второй — кадуцей, а две предвыборные надписи снаружи указывают, что этот богатый дом принадлежал людям из сословия вольноотпущенников. Веттий Конвива, упомянутый в числе свидетелей на одной из восковых таблиц банкира Луция Цецилия Юкунда (см. с. 320), был августалом; это предполагает, что он имел много денег, — ибо севиры брали на себя обязательство с. 281 сделать «почётный дар» (summa honoraria), предназначенный для финансирования общественных работ, — и входил в состав своего рода второй местной олигархии, наряду с сословием (ordo) муниципалов. Таким образом, Веттии были «новыми людьми» (novi homines) последнего периода существования Помпей.
Раскопки начались в 1894 г.; дом удалось покрыть балками и крышей, так что его необычайная отделка хорошо сохранилась. Двойная планировка с двумя атриями была создана задолго до извержения, судя по кубическим капителям при входе, по монументальным пропорциям передней части дома и по имплювию из туфа в маленьком атрии v. Но дом был перестроен, возможно, в связи с тем, что в середине I в. н. э. его купили Веттии, а затем — там, где это потребовалось — восстановлен после землетрясения в 62 г. н. э. Входная часть делится на вестибул a с главной дверью в глубине и дополнительной дверцей справа, позволявшей не использовать тяжёлую дверь, и прихожую b. Стены прихожей были покрашены очень тёмной краской, на которой выделяется монохромная картина с дерущимися петухами (на левой стене); овца с атрибутами Меркурия — кошельком и кадуцеем (на правой стене). Рядом с правым косяком двери в атрий изображена фигура Приапа (её защищает современный деревянный ящик с окошком), чей гигантский фаллос должен отвращать сглаз от порога дома. Чтобы подчеркнуть эту функцию, член помещён на чашу весов, а на другой чаше находится кошелёк, набитый монетами.
На белой штукатурке левой стены вестибула имеется граффито с упоминанием расценок греческой проститутки Эвтихиды, опытной и утончённой (moribus bellis); несмотря на это, её тариф не превышал обычный, то есть два асса (стоимость двух бокалов простого вина).
В этрусском атрии c почти полностью отсутствовала мраморная облицовка глубокого имплювия (то, что мы видим сегодня — современная реставрация). В гостиных уже побывали древние копатели, которые, впрочем, остановились, не дойдя до перистиля, заполненного скульптурами. Напольное покрытие во всём доме достаточно простое: дроблёная лава или черепица, залитая раствором и утрамбованная. По обеим сторонам атрия стояли сундуки на специальных основаниях из каменной кладки, которая должна была поддерживать дно ящиков и защищать их от влаги. Они были облицованы железом с бронзовыми гвоздями и украшениями.
с. 282 Настенные украшения на редкость изысканны и разнообразны. Из «окна», открывающегося в цоколе, видны дети, совершающие жертвоприношение в честь домашних богов — пенатов, которым традиционно поклонялись в атрии. Природа этих богов становится понятнее при взгляде на верхний фриз с амурами, играющими с различными предметами в сценах, попарно расположенных на пилястрах. В сценах по бокам от входа мы видим амуров на колесницах, запряжённых парами дельфинов, а над ними — канделябр на тяжёлой ножке, богато украшенный золотыми виноградными лозами и расположенный в экседре с ажурным плутео. На пилястрах между d и e и между k и v изображены амуры, сражающиеся верхом на козлах; ножка канделябра здесь украшена двумя корабельными носами, а на его растительном стволе изображены свиные рыла и лира Аполлона. На пилястрах между f и h, и между g и i можно видеть повозки — одну с атрибутами Вакха, вторую — с атрибутами Меркурия; канделябр состоит из трёх металлических прутьев, переплетённых в виде спирали, а на золотой ножке изображена фигура, которая выходит из виноградных лоз и поит двух пантер. На пилястрах у входа в перистиль изображены амуры, напоминающие о морской Венере, — один из них едет верхом на крабе, второй — на лангусте, с вожжами и кнутом в руках. На стене за правым сундуком между v и g на фризе цоколя мы видим жертвоприношение Фортуне, сидящей позади руля и земного шара; на ступеньке в центральной зоне — подробную сцену охоты, где на кабана и оленя нападают с. 283 собаки (намёк на Диану); выше — корзина, полная сосудов, и две фигуры Психеи.
В кубикуле d мы видим совсем иное убранство: непрерывный фриз, на котором изображён садок с ценными съедобными рыбами (зубаны, султанки, губаны, лангусты). На дальней стене находится редкий образец античной реставрации: центральная картина, относящаяся к предыдущей декоративной фазе, была с. 284 сохранена и укреплена гвоздями вдоль края шва между прежним слоем штукатурки и тем, что был добавлен позднее. К сожалению, картину, о которой так позаботились, теперь невозможно разглядеть. Картина на правой стене изображает Леандра, ныряющего в Геллеспонт, и раба, охраняющего его одежду. Леандр направляется к своей возлюбленной Геро, жрице Афродиты, на противоположный берег, а та вызывает его ночью с помощью лампы, зажжённой на вершине высокой башни; так было, пока буря не погасила пламя и штормовое море не поглотило Леандра. На следующее утро Геро нашла тело своего возлюбленного и покончила с собой рядом с ним.
На картине на левой стене Ариадна, разбуженная амуром, испуганно подносит руку ко рту: она обнаружила, что покинута Тесеем на Наксосе (см. с. 204).
В зале (oecus) e, с отчасти театральной архитектурой, изысканно украшенной, на стене, где расположен вход, мы видим картину с Кипарисом: юный охотник, возлюбленный Аполлона (на которого указывает треножник), невольно убивает оленя, любимца бога. После этого Аполлон превратит его в одноимённый кипарис, шишка которого (плохо различимая) уже запуталась у него в волосах. Сверху смотрит олицетворение скалы с двумя ветвями в левой руке, намекающими на превращение. (Пять помпейских картин, посвящённых этому сюжету, до сих пор являются единственными известными нам античными изображениями, которые можно уверенно интерпретировать как Кипариса).
На дальней стене Вакх и Ариадна, уже не одинокая, помогают в борьбе Амуру и Пану. В верхней зоне левой стены, пробитой античными копателями, мы видим любовь Юпитера (на троне) и Леды (сидит с лебедем) и Юпитера и Данаи (которая развязывает одежду в ожидании золотого дождя).
Рядом с залом e открывается коридор γ с лестницей в верхние помещения; в каморке под ней были найдены бронзовые элементы конской сбруи и удила: одни с мундштуком, вторые с меткой изготовителя: Pilonius Felix. Сама конюшня находилась в помещении δ, рядом с большим служебным входом (который, вероятно, был переоборудован под лавку). Рядом с этим входом, в комнатке к западу от двери, расположена единственная уборная на первом этаже (сегодня её занимает приставная лестница). (Мужчинам рабы приносили сосуд [matella] или стул с отверстием [lasanum], чтобы им не приходилось спускаться в узкие каморки служебных помещений, как сообщает Петроний в «Сатириконе» (27; 41; 47)). За лестницей сохранилась ещё одна маленькая каморка, недоступная для входа, где находился неиспользуемый самнитский колодец, заполненный обломками.
Алы украшены так же изысканно, как и атрий, хотя и проще: фресками в форме настенных ковров, в центре которых изображены сцены состязаний (бойцовые петухи, сосуды и пальмовые ветви, предназначенные в награду) и медальоны с головами Медузы, Сатира и баранов.
Хозяйственные и рабские помещения сконцентрированы вокруг малого атрия v со старым имплювием, совершенно неотделанного, за исключением великолепного ларария, хорошо сохранившегося в нише с двумя коринфскими полуколоннами и тимпаном, украшенным лепными культовыми объектами (патера, нож, букраний). Внутри гений, накинувший на голову тогу-претексту, совершает возлияние, держа патеру и ящичек с ладаном, а рядом танцуют два лара.
Гений — это дух, связанный с личностью, с хозяином дома, а лары связаны с местом. Каждый человек имеет своего гения (женщины — Юнону), который хранит в нём созидательную силу и исключительные доблести: гений рождается и умирает одновременно с человеком и существует с. 285 в тесной связи с ним. Каждый год в день рождения человек совершает ему возлияния вином, возжигает ладан и подносит другие бескровные дары (например, лепёшки). Ему посвящён змей (символ созидательной силы), который часто изображался в домашних святилищах, иногда сплетённый со змеёй, от которой отличается гребнем; змею люди тоже уделяли внимание: здесь змей ползёт к алтарю, на котором лежат яйцо и немного фруктов. Такие змеи изображались и на внешних стенах, чтобы таким образом их защитить.
Лар изначально был сельским божеством, хотя точное значение его имени от нас ускользает. Но подобно тому, как каждый дом имел свою Весту (покровительницу очага), так и каждый участок земли имел своего Лара: он назывался фамильным (familiaris), так как ему поклонялась фамилия рабов, трудившихся на полях. И, видимо, именно так, через посредство этих поклонников, его культ проник в домашнюю обстановку.
Лары встречаются на изображениях и вдвоём, в Помпеях они часто расположены симметрично по обеим сторонам от Гения (как и в этом доме), юные и танцующие, словно возглавляя пляски на весёлых праздниках в свою честь — ларалиях (laralia) или компиталиях (compitalia), отмечавшихся также на перекрёстках дорог (compita).
С ними связаны также Пенаты — боги-покровители продовольственной кладовой (penus) и, следовательно, общего благосостояния дома.
На стене, где расположен вход в малый атрий v, имеется граффито: Eros cinedae — оскорбление в адрес раба: «Эрот кинед» (позднее зачёркнуто).
На кухонном очаге стоят найденные здесь треножники и пять бронзовых котлов, найденных неподалёку, вместе с другой бронзовой посудой; более десяти сосудов и таз из терракоты. Именно здесь находился торс мраморной статуи Приапа, а его голова, расколотая надвое, фаллос и маленький пилястр с сосудом для благовоний были найдены в помещении r, возле перистиля. Сегодня эта статуя выставлена в кубикуле x’, который, как считается, принадлежал повару. Это был садовый фонтан (фаллос имеет сквозное отверстие).
Три эротические картины в кубикуле x’ столь же откровенны, как и картины в публичных домах. Примечательна сова, изображённая рядом в нише. Позади правой алы, рядом с перистилем открывается триклиний p, украшенный теми же художниками, что работали в доме Пинария Цериала и на рынке (Macellum). Напольное покрытие — просто обломки травертина, утрамбованные в строительном растворе. Над цоколем, имитирующим мрамор, в центре расположены мифологические картины, а по сторонам от них — летящие олицетворения времён года в сопровождении сатиров. Над дверью в помещение i изображён Пан: он приподнимает одежду Гермафродита и изумляется. Всё это перемежается с архитектурными пейзажами, наполненными «фигурками», а в центральной зоне выделяется театральная архитектура с божествами в середине (Аполлон, Фортуна, Вакх) и нимфами и героями по бокам.
Ценность стен состоит прежде всего в декорациях, создатель которых превзошёл автора картин. Его мастерство нашло выражение в конях и дюгонях, изображённых на цоколе под картинами с фигурами. Вверху по хрупким виноградным лозам гуляют пантеры, олени и леопарды. На внутренних стенах под архитектурными видами из цветочных бокалов вырастают монохромные бюсты Минервы; в верхней части внутренних стен расположены удлинённые картины, изображающие морскую битву с кораблями в боевой готовности или подношения (xenia, см. с. 330), а ещё выше находятся символы Диониса: драматические маски (на внутренней стене) и сатирические маски, прислонённые к тайному сундуку (vannus), и фаллос между рогами для напитков.
В архитектурных пейзажах встречаются пегасы и биги в качестве акротериев.
Колонны центральных с. 286 ниш покрыты металлическими виноградными лозами и рельефами (выступающие фигуры богов, сражающихся с гигантами).
На левой стене мы видим картину, где изображён Дедал в мастерской, показывающий Пасифае (жене Миноса, царя Крита) изобретённую им деревянную корову. Пасифая влюбилась в быка, пожелала соединиться с ним в этой оболочке и таким образом породила чудовищного Минотавра. Картина на дальней стене напоминает о другом союзе, имевшем катастрофические последствия: Иксион воспылал любовью к Гере, которую Зевс вовремя подменил созданным им облаком, и от этого союза родились кентавры. Зевс приказал привязать Иксиона змеями к построенному Гефестом колесу, вращавшемуся в пространстве: на картине изображён запуск колеса в присутствии Гермеса (который уподоблен Нерону и является вестником казни) и Геры на троне, которой, видимо, Исида указывает на эту сцену. На ступеньке сидит женщина, возможно, Нефела, глядящая на Гермеса с мольбой о милосердии. О том, что любовные связи между богами и смертными не всегда были обречены на дурной конец, свидетельствует картина на правой стене с Вакхом, обнаруживающим Ариадну, спящую на тигровой шкуре. Корабль Тесея в спешке удаляется. Этот эпизод следует за тем, что изображён в кубикуле d. Рядом с этим заслуженно знаменитым «залом Иксиона» открывается небольшое помещение, атмосфера которого указывает на то, что это мог быть гинекей (женская комната). Оно примыкает к дворику (xystus) с маленьким садом, где в пространствах между колоннами находятся окна с деревянными рамами и мраморными подоконниками.
В триклинии t на дальней стене находится фрагментарная реплика картины «Ахилл на Скиросе» (см. с. 300). На правой стене вновь повторяется тема удивления — там мы видим четвёртую помпейскую реплику картины с пьяным Геркулесом, который вот-вот застигнет врасплох Авгу, дочь царя Аркадии, ставшую жрицей Афины, стирающую в этот момент её священный пеплум, чтобы избежать исполнения оракула, согласно которому она должна была родить сына, который убьёт её отца. Застигнутая Геркулесом, она станет матерью Телефа.
В медальонах на боковых панелях изображены летящие времена года. Смежный кубикул u украшен просто: на белом фоне фигура амура и летящая Психея. Самый известный изобразительный комплекс дома — и всего этого периода — находится в зале (oecus) q, из которого широкий выход ведёт в перистиль (сегодня этот выход закрыт из соображений безопасности, ради защиты тонкого слоя ценной красной киновари: сюда ведет боковая дверца в стене между r и q). Порог украшен мозаичным меандром из чёрных и белых тессер; белое напольное покрытие с чёрной рамкой реставрировалось уже в античности. На стенах отсутствуют картины с фигурами: их увезли, чтобы заменить, а более древние вставили в деревянные рамы, которые постепенно разрушились, упали и разбились. Впрочем, на дальней стене можно увидеть крепёжные гвозди. На с. 287 боковых панелях мы видим изящные группы из божественных пар в полёте (а рядом со входом — итифаллического Гермафродита и изумлённого им Силена); в верхней зоне — поэтов среди Муз, с вакхантами и сатирами-музыкантами. На цоколе под канделябрами и треножниками центральной зоны стоят жрицы, амазонки, вакханка и сатир. Над четырьмя амазонками вставлены квадратики в форме окошек (pinakes) со сценами жертвоприношения Диане, а над другими четырьмя — сцены с психеями среди цветов.
На верхней ступеньке мы видим интересный набор — в тринадцати частях — различных ремёсел (и спортивных упражнений), которыми в живых позах заняты амуры и психеи, что свидетельствует об использовании женщин как рабочей силы. Справа от главного входа изображена стрельба по мишени. На восточной стене (справа налево): продавцы цветов и венков перевозят розы на козле, которого ведёт садовник; оптовая продажа венков некоему господину; изготовление венка, подвешенного на своего рода длинные грабли. Служанка собирается купить гирлянды для жертвоприношения, как указывает блюдо у неё в руке.
Далее следуют изготовление и продажа благовонного масла: сперва мы видим пресс на квадратной каменной базе: два амура бьют длинными молотами по клиньям, вставленным между плитами. Масло по выемке течёт в таз, и психея затем перемешивает его в ёмкости, стоящей на огне. Две её коллеги делают то же самое в каменном коническом сосуде. На стойке лежит свиток — для ведения счетов или с рецептами приготовления благовоний — и весы. Масло продаётся на вес.
В стоящем позади двустворчатом шкафу хранится множество бутылок и других сосудов. Женщина, сидящая на табуретке с подставкой для ног, пробует благовоние, нанеся его на руку. Её обслуживает амур с бутылкой под рукой, а помогает ей служанка, стоящая позади, с веером на плечах.
Далее следуют цирковые гонки четырёх колесниц, каждая из которых запряжена двумя антилопами; меты обозначены тремя деревьями. Первая колесница — из партии зелёных, за которую болел Нерон, — выигрывает пальмовую ветвь; возница второй колесницы упал, так как от неё отвалились колёса.
Далее следует ювелирное искусство: гравёр работает над золотой или позолоченной тарелкой рядом с квадратной печью, увенчанной головой Вулкана (бога-покровителя огня и металлургии). Психея поддерживает огонь, дуя в паяльную с. 288 трубку, чтобы скрепить металлический предмет. Амур, украшенный кольцами на запястьях и ногах, сидит на другой табуретке с подставкой для ног и бьёт молотом по наковальне. В центре возвышается прилавок с уступами для показа товаров, какие встречаются в лавках (tabernae) Помпей. Служитель внимательно смотрит на весы, а клиентка в пышном одеянии спокойно ожидает результата, сидя на стуле с ножками и скамеечкой для ног. Ещё два амура позади неё работают с молотом и клещами на наковальне.
Последняя сцена на этой стене посвящена сукновалам: полезная иллюстрация работ, разворачивавшихся в сукновальнях (fullonicae) (см. с. 198—
В центре два амура с давильней (prelum) того же типа, что найдена (и реставрирована) на Вилле Мистерий (см. с. 354—
Виноградари (vindemitores) упоминаются в предвыборном лозунге на стене трактира (caupona) перед Везувианскими воротами, но неясно, образовывала ли эта группа сезонных работников корпорацию на протяжении всего года. Однако латинские агрономы рекомендовали нанимать сезонных работников, что было дешевле содержания рабов, которых требовалось кормить и содержать на протяжении всего года, даже когда они болеют. Далее следует логическое продолжение сбора винограда: триумф Вакха, возлежащего на повозке, в которую запряжены козлы. Итифаллический Пан играет на двойной свирели; это единственная фигура на всём фризе, которая не является ни амуром, ни психеей. Шествие завершает пляшущий амур, балансирующий большим кратером на плече; декоратор с поразительным искусством сумел великолепно передать движение. Виноделы льют вино из амфор в сосуд, который хозяин трактира, имеющий крестьянский вид, заворачивает в звериную шкуру и передаёт элегантному клиенту. Раскопки в зелёной зоне рядом с амфитеатром показали, что в трактирах (caupones) продавалось также вино собственного производства, если в них имелось место для виноградника. На основании этих картин некоторые исследователи считают, что Веттии выращивали виноград и производили вино, но как объяснить остальное? В помещении o находились три амфоры одного типа с надписями, в которых, однако, упоминаются (наряду с датой розлива) виноградники в поместьях Арриев и Азиниев, которые не обязательно считать принадлежащими Веттиям. (Там же была найдена и четвёртая амфора с надписью gustacium, где должно было храниться вино с мёдом (vinum mulsum), которое пили с закуской (gustatio)).
И общий дух, и репертуар круга амуров, несомненно, характерны для эллинистического искусства, но конкретный интерес к повседневным делам, выделение типов — таких, как крестьянин, рабочий, господин, владелец таверны, рабыня и т. д. — и множество мелких деталей свидетельствуют о римских вкусах: изначальный замысел не воспроизведён буквально, но переосмыслен и вновь воссоздан в контексте иного темперамента.
с. 289 Прямоугольный сад изобилует мраморными и бронзовыми скульптурами и бассейнами — круглые по углам, прямоугольные по сторонам; вода, проведённая с юго-восточного угла портика (трубы почти полностью сохранились), изливалась в них двенадцатью статуэтками (девять из которых найдены). (В 79 г. н. э. дождевую воду больше не собирали: отверстия цистерн обнаружены закрытыми.) На территории сада найдено ещё два фонтанчика, две маленькие двухголовые гермы (Силен и вакханка, Вакх и Ариадна), мраморные столы: газоны хранят их прежнее местоположение.
Стены перистиля разделены строгим чередованием панелей и архитектурных видов, как обычно, без учёта расположения колонн. В центре панелей изображены либо натюрморт, либо фигура: на южной стене присутствует поэт или философ с ларцом (scrinium), в котором лежат два свитка — это любимый автор хозяина дома или, возможно, он сам в образе учёного; между правой алой i и залом (oecus) p изображена муза Урания в процессе преподавания: она указывает точку на глобусе.
Зал (oecus) n, как и p, был задуман в качестве картинной галереи, как и следовало, «чтобы… благодаря постоянству освещения краски не теряли своих оттенков» (propter constantiam luminis inmutata qualitate; Vitruv. VI. 4. 2), он открывается на север, однако в направлении портика, а значит, в него не падает прямой свет. Его характерной чертой являются боковые отсеки, оформленные в перспективе, в которых изображены величественные двухэтажные здания с перголами. Картины, расположенные в центре каждой стены, напоминают о трёх эпизодах фиванской «истории», предостерегая зрителя о том, что олимпийских богов следует уважать, иначе вас покарают сыновья верховного бога. На картине справа Зет и Амфион, сыновья Юпитера и Антиопы, мстят Дирке за то, что она много лет держала их мать в рабстве: они привязывают её к быку, которого затем отпустят на свободу. Азиний Поллион, «новый человек» (homo novus) и друг Цезаря (консул 40 г. до н. э.) привёз с Родоса знаменитую скульптурную группу малоазийского производства, посвящённую тому же сюжету; «бык Фарнезе», найденный в термах Каракаллы (сегодня он хранится в Национальном музее Неаполя) — это её копия с множеством реставраций. На дальней стене вакханки, центральная из которых держит большой камень, убивают царя Пенфея, оскорбившего Диониса. Наконец — как и в зале p, на картине с историей Ариадны — мы видим эпизод со счастливым концом: восьмимесячный младенец Геркулес душит змей, посланных к нему Юноной. Геркулес — сын Юпитера (которого символизирует орёл над алтарём) и Алкмены, в страхе бегущей с. 290 вслед за своим мужем Амфитрионом, который собирается взять ребёнка на руки.
Дом Веттиев (VI, 15, 1. 27)
Дата раскопок: 1894—
Дом, принадлежавший богатым братьям Авлу Веттию Реституту и Авлу Веттию Конвиве, выдающимся представителям сословия вольноотпущенников на последнем этапе жизни города (Авл Веттий Конвива был августалом), содержит один из самых знаменитых художественных ансамблей IV стиля.
Вход из переулка Веттиев был устроен в форме протира, причём косяк служебной двери украшен итифаллическим Приапом, гарантом процветания жителей дома. Картины, представленные в секторе атрия, выполнены на качественно другом уровне; кубикул d, предназначенный, вероятно, для привратника (ostiarius), содержит картины довольно поверхностного характера: верхний фриз украшен натюрмортом с рыбами, а на картинах на северной и южной стенах изображены Леандр, плывущий к своей возлюбленной Геро, и Ариадна, разбуженная Амуром. Существенно выше качестве картины на белом фоне из триклиния e с Юпитером, Ледой и Данаей в верхней зоне, и картин Превращение Кипариса и Борьба Эрота и Пана в присутствии Диониса и Ариадны; на них явственно передана атмосфера волнения, радости и преображения, присущая любовным переживаниям. Многие сюжеты, изображённые на стенах атрия, связаны с назначением помещения: фигуры мальчиков, которые собираются совершить жертвоприношения пенатам, представленные на цоколе, отсылают к культу предков, который всегда был связан с этой частью дома, а сцена с амурами, приносящими жертву Фортуне, надлежащим образом поставлена в соответствие большому бронзовому ларцу у северной стены, в котором с. 200 хранились ценности. Гораздо проще выглядят картины в алах, в числе которых есть одинаковые: на них однотонный жёлтый фон украшен маленькими картинками с натюрмортами и символическими сюжетами; превращение южной алы h в стенной шкаф во время последней строительной фазы позволяет датировать картины в обеих алах периодом до 62 г. н. э.
За дверью, расположенной в северо-восточном углу атрия, находятся служебные помещения; у западной стены малого атрия v находится расписной ларарий (Гений места (Genius Loci), по бокам от него — танцующие лары), а в глубине — кухонная стойка, на которой выставлялась часть кухонной посуды для приготовления пищи, и маленький кубикул, функционировавший как бордель x’, о назначении которого ясно свидетельствует серия порнографических рисунков, украшающих стены; здесь, видимо, принимала клиентов рабыня Эвтихида, имя и расценки которой (два асса) упомянуто в граффито на стене у входа в дом.
Масштабная декоративная программа реализована в комнатах, выходящих в перистиль, в которые можно было попасть прямо из атрия через три двери. Три большие чёрные панели портика украшены фигурами, среди которых с. 201 можно узнать Уранию и поэта — прозрачный намёк на интеллектуальную деятельность, которая здесь разворачивалась. Две экседры, симметрично расположенные по бокам от входа в перистиль, содержат картины, вдохновлённые классическим искусством, и наводят на мысль, что здесь могла находиться частная картинная галерея.
В южной экседре n на жёлтом фоне с архитектурными видами на боковых панелях мы видим в северной части картину с изображением младенца Геркулеса, душащего змей, посланных Юноной, в присутствии Алкмены, Амфитриона и своего отца Юпитера, которого символизирует орёл на алтаре. На противоположной стене Амфион и Зет привязывают к быку Дирку, царицу, которая долгое время держала в рабстве их мать. На главной стене, напротив входа, мы видим кровавый эпизод дионисийского откровения: менады забрасывают камнями царя Пенфея, схватив его за волосы.
В симметричной экседре-пинакотеке p стены украшены по краям и в верхней зоне тяжеловесными и чёткими архитектурными сценами, а центральное поле занимают большие картины. На левой из них изображён Дедал, передающий Пасифае деревянную корову. На центральной стене, под тем пунктом, где в верхней зоне видна сидящая богиня с рогом изобилия в руке (богиня Согласия?), находится картина «Наказание Иксиона»: нечестивый фессалийский царь, строивший козни против Юноны, привязан к колесу в присутствии Меркурия, Юноны, Вулкана и Ириды, тогда как в женской фигуре в позе просительницы у ног Меркурия можно узнать Нефелу, облако, которой Юпитер поручил обмануть Иксиона и от которой родились полукони-кентавры. На южной стене на картине представлен безмятежный союз бога и смертной: Дионис находит Ариадну, спящую на тигровой шкуре (символ пределов мира, достигнутых праздничным шествием бога), а корабль Тесея отчаливает от берегов Наксоса.
Предлагалось множество прочтений цикла картин, представленного в двух экседрах. Возможно, с его помощью пытались противопоставить гармонию безмятежных отношений человека с божественным миром и нечестивые поступки тех, кто стремится превзойти отведённые человеку пределы, тем самым предаваясь гордыне (hybris): моральная позиция, как никогда подобающая члену местной коллегии августалов после чудовищных жестокостей и излишеств эпохи Нерона. В северо-восточном углу перистиля открывается уединённая квартирка 5, своего рода покой (conclave), выстроенный вокруг малого атрия, где самая важная комната украшена картинами явно эротическими (Авга, застигнутая пьяным Геркулесом) или связанными с посвящением (опознание Ахилла на Скиросе).
с. 202 В центре северного портика открывается огромная столовая (cenatio) q, заменившая, видимо, кабинет, от которого к моменту перестройки атрия отказались. На ярко-красной поверхности на боковых панелях представлены пары летящих фигур, а в центре каждой стены — отпечаток картин; они не были извлечены во время раскопок и едва ли возможно, что в 79 г. н. э. они ещё не были изготовлены, поэтому вероятнее всего, что они были написаны на деревянной основе — как это засвидетельствовано в кабинете дома Марка Лукреция — и разрушились во время извержения вулкана. Комната знаменита фризом на чёрном фоне, отделяющим нижнюю часть стены от центральной. Амуры и небесные психеи занимаются всеми основными ремёслами этого времени: от виноторговли до стирки одежды, от цветоводства до виноградарства, от ювелирного до кузнечного дела, от выпечки хлеба до изготовления благовоний. Среди этих изображений присутствуют также жанровые сцены, штрихи эллинистического репертуара, такие, как состязание в стрельбе из лука и колесничные бега, где участвуют амуры как комические персонажи, а также неизбежный триумф Диониса, завершающий сцену сбора винограда.
Сад (viridarium) и межколонные пространства в перистиле изобилуют скульптурным декором, в составе которого — все наиболее типичные садовые украшения, модные в императорское время: фонтаны в форме мальчиков, статуи Сатира, Диониса, Приапа, различные гермы, мраморные чаши фонтанов и большие столы, на которых выставлялась роскошная утварь, использовавшаяся на пирах.
© 2006 г. Описание (1): E. La Rocca, A. e M. de Vos. Pompei. Mondadori, Milano, 2002. P. 280—290.
© 2021 г. Перевод с итал. О. В. Любимовой.