Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
25,3 × 40,0 × 1,0 см.Инв. № ex MANN 153651.Помпеи, Антиквариум Фото: С. И. Сосновский
Вакх и Ариадна.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
25,3 × 40,0 × 1,0 см.
Помпеи, Антиквариум.
16. Камея с Вакхом и Ариадной
Конец I века до н. э. — начало I века н. э.
Стекло голубое и белое.
25,3 × 40,0 × 1,0 (максимальная толщина).
Помпеи, дом Марка Фабия Руфа (VII, 16, 22), комната 62.
Археологический парк Помпей.
Инв. № ex MANN 153651.
Литература:
Maiuri A. Due pannelli vitrei figurati da Pompei // Bollettino d’Arte. 1961 (gennaio — giugno). Vol. 46. P. 18—
Ziviello C. I vetri // Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. Vol. 1. Roma, 1986. P. 107, 102 (fig.), 226 (N 51), 227 (fig.);
Ovidio. Amori, miti e altre storie: catalogo della mostra / a cura di F. Ghedini. Roma, 2018. P. 271
Панель, как и предыдущая (кат. 15), обнаружена во время раскопок дома Марка Фабия Руфа в руинах большого зала (oecus) вместе с прочими ценными предметами домашнего обихода и интерьера. Выполненная в резьбе на двухслойной плите темно-синего и белого цвета камея, как и другой экземпляр, вероятно, использовалась в качестве украшения деревянной мебели. На ней изображена сцена из греческого мифа — встреча Диониса с Ариадной, которая станет его женой. В природной среде, показанной деревьями и кустарником (слева платан, посередине лавр, справа сосна и еще один лавр) и двумя колоннами с архитравом, обозначающими или разрушенный портик, или святилище, изображен полуобнаженный Дионис. Он стоит, опираясь левым локтем на колонну; правая рука поднята к голове, а к плечу прислонен тирс. Его взгляд обращен вправо — к спящей полуобнаженной молодой женщине, облокотившейся на сиденье. Под сиденьем находится овальный предмет, возможно тамбурин, а у ног Диониса, слева, — большой кратер. К двум главным героям добавлены молодой сатир, указывающий на Ариадну и поворачивающий голову к Дионису, и два летящих купидона. Один из них, с корзиной на голове, держит бокал в форме рога, а другой несет, возможно, факел. Сцена иллюстрирует момент, когда Дионис обнаруживает спящую Ариадну, оставленную Тесеем на острове Наксос. Однако композиция отличается от других, более часто встречающихся: Ариадна лежит не на берегу, а в лесу.
Панель, как и представленная выше (кат. 15), может быть датирована концом I века до н. э. и первыми годами I века н. э., то есть рубежом правлений императоров Августа и Тиберия, — как по стилистическим соображениям, так и по изношенности частей рельефа.
Выставка «Боги, люди, герои» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 18 апреля — 23 июня 2019 г.).
© 2019 г. Описание: Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей. Каталог выставки / пер. с итал. В. Халпахчьян, М. Талалай.