Ювелирные изделия из Мадита: семь розеток
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Диаметр ок. 2,0 см; вес самых целых розеток 1,4 г, 1,8 г, 2,0 г.
Инв. № 06.1217.4—10.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Ювелирные изделия из Мадита: семь розеток.

Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Диаметр ок. 2,0 см; вес самых целых розеток 1,4 г, 1,8 г, 2,0 г.
Инв. № 06.1217.4—10.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии из Мади­та в Хер­со­не­се Фра­кий­ском.
Фонд Род­жер­са, 1906 г.

Описание:

67. Семь золотых розе­ток

Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дит из Мади­та.
330—300 гг. до н. э.
Диа­метр око­ло 2,0 см; вес самых целых розе­ток 1,4 г, 1,8 г, 2,0 г.
Музей Мет­ро­по­ли­тен, 06.1217.4—10; фонд Род­жер­са, 1906 г.

Шести­ле­пест­ко­вые вен­чи­ки цвет­ков выре­за­ны из кова­но­го листо­во­го золота. В цен­тре на тру­боч­ку наде­ты про­во­лоч­ные колеч­ки, на кото­рые в два слоя напа­я­ны рас­хо­дя­щи­е­ся в сто­ро­ны золотые тычин­ки. Свер­ху тру­боч­ка при­кры­та купо­ло­об­раз­ной шляп­кой из витой про­во­ло­ки и увен­ча­на гра­ну­лой. Сте­бель­ки тычи­нок окан­чи­ва­ют­ся либо дис­ка­ми (кото­рые мог­ли быть запол­не­ны эма­лью), либо пыль­це­вы­ми мешоч­ка­ми. На обо­рот­ную сто­ро­ну каж­до­го цвет­ка напа­я­на двой­ная петель­ка из гоф­ри­ро­ван­ной золо­той полос­ки.

По всей веро­ят­но­сти, эти цве­ты при­креп­ля­лись к тка­ной или кожа­ной осно­ве. Как и на дру­гих пред­ме­тах этой груп­пы, на розет­ках замет­ны следы погре­баль­но­го огня. Так, напри­мер, пет­ля от одно­го цве­точ­ка спек­лась с серь­гой (кат. 63). Боль­шин­ство пете­лек повреж­де­ны; воз­мож­но, еще в древ­но­сти они были гру­бо ото­рва­ны.

Подоб­ные укра­ше­ния были обна­ру­же­ны и в дру­гих погре­бе­ни­ях. Наи­бо­лее эффект­ные про­ис­хо­дят из кур­га­на Боль­шая Близ­ни­ца (кат. 130). Набор из вось­ми трех­слой­ных розе­ток с ото­гну­ты­ми вниз лепест­ка­ми был най­ден в гроб­ни­це из нек­ро­по­ля Ним­фея (Ним­фей, погре­бе­ние 1866 года, кат. 110). Шесть розе­ток, более скром­ных по срав­не­нию с мадит­ски­ми, хра­нят­ся в Бруклине. Набор из два­дца­ти четы­рех цвет­ков, но без тычи­нок, про­ис­хо­дит из так назы­вае­мой гроб­ни­цы Ады, рас­ко­пан­ной недав­но в Гали­кар­на­се. Этот набор, в свою оче­редь, мож­но срав­нить с груп­пой нахо­док из горо­да Мила­са (область Кария).

Розет­ки из Мади­та напо­ми­на­ют по виду дикий шипов­ник. Это был один из самых люби­мых цве­тов древ­но­сти. Его высо­ко цени­ли за иск­лю­чи­тель­но тон­кий аро­мат. Поэт-лирик Ана­кре­онт, жив­ший в VI—V вв. до н. э., назы­вал запах дико­го шипов­ни­ка «аро­ма­том богов, отра­дой людей… люби­мым цвет­ком Афро­ди­ты».

ЛИТЕРАТУРА:

см. с. 108.
P. Amandry, Collection Helene Stathatos, III: Objets antiques et byzantins (Strasbourg 1963), p. 227, fig. 132.
Экзем­пля­ры из Брук­ли­на: P. F. Davidson and A. Oliver, Ancient Greek and Roman Jewelry in the Brooklyn Museum (New York 1984), nos 29—30;
набор из Мила­сы: Ibid., no. 30.

Дай­ф­ри Уильямс, Джек Огден (1995)

Источники:
© 1995 г. Фото, текст: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 114—115, кат. № 67.
Ключевые слова: украшения греческая греческое греческий золото золотой золотая золотое золотые розетка розетта из мадита мадит madytos madytus грануляция гранулы зернь витая проволока ювелирные изделия семь золотых розеток инв № 06 1217 4 10 5 6 7 8 9