Группа Ганимеда: пара браслетов из горного хрусталя с золотыми наконечниками в виде бараньих голов
Золото, горный хрусталь.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Высота 7,8 см, ширина 8,0 см; вес 60,5 и 60,1 г.
Инв. № 37.11.11—12.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Группа Ганимеда: пара браслетов из горного хрусталя с золотыми наконечниками в виде бараньих голов.

Золото, горный хрусталь.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Высота 7,8 см, ширина 8,0 см; вес 60,5 и 60,1 г.
Инв. № 37.11.11—12.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Частная коллекция, Германия.
Частная коллекция, Греция.
Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии груп­пы из Фес­са­ло­ник в Македо­нии, неза­дол­го до 1913 г.
1913 — при­об­ре­те­на Э. фон Ган­сом у про­дав­ца М. Рицо­са, Фес­са­ло­ни­ки, Гре­ция;
1919 — при­об­ре­те­на Кур­том В. Бах­ш­ти­цем у фон Ган­са, Франк­фурт, Гер­ма­ния;
1937 — при­об­ре­те­на для Музея Мет­ро­по­ли­тен (фонд Харри­са Бри­сбей­на Дика) у Бах­ш­ти­ца, Нью-Йорк.

Описание:

32. Пара брас­ле­тов из гор­но­го хру­ста­ля с золоты­ми нако­неч­ни­ка­ми

Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дит из окрест­но­стей Фес­са­ло­ник.
330—300 гг. до н. э.
Шири­на 8,0 см, высота 7,8 см; вес 60,5 и 60,1 г.
Музей Мет­ро­по­ли­тен, 37.11.11—12; фонд Харри­са Бри­сбей­на Дика, 1937 г.

Брас­ле­ты, ими­ти­ру­ю­щие витой стер­жень, выре­за­ны из цель­но­го гор­но­го хру­ста­ля, дора­бота­ны резь­бой и отпо­ли­ро­ва­ны. Эффект вито­го стерж­ня уси­ли­ва­ет­ся обмот­кой из золо­той витой про­во­ло­ки. Голо­вы бара­нов сде­ла­ны из листо­во­го золота, воз­мож­но, в мат­ри­це, а дета­ли гра­ви­ро­ва­ны от руки. Осо­бен­но тон­ко, в пунк­тир­ной мане­ре, про­ра­бота­ны завит­ки шкур. Нако­неч­ни­ки пере­хо­дят в длин­ные втул­ки, укра­шен­ные дву­мя зуб­ча­ты­ми бор­дю­ра­ми, меж­ду кото­ры­ми поме­ще­ны три деко­ра­тив­ных фри­за. На верх­нем фри­зе — орна­мент в виде вино­град­ной лозы, пере­вя­зан­ной посе­редине герак­ло­вым узлом, листьев плю­ща и гроздей вино­гра­да. Декор сред­не­го фри­за состо­ит из паль­ме­ток, а третье­го — из паль­ме­ток (цен­траль­ная круп­нее про­чих), цве­тов, четы­рех­лист­ни­ков и скру­чен­ных што­по­ром спи­ра­лей.

Фили­гран­ная отдел­ка вту­лок на этих брас­ле­тах ассо­ци­и­ру­ет­ся с южно­и­та­лий­ской торев­ти­кой.

ЛИТЕРАТУРА:

см. с. 74;
R. Higgins, Greek and Roman Jewellery (2nd edn, London 1980), pl. 51a (один брас­лет);
M. Pfrommer, Untersuchungen zur Chronologie früh- und hochhellenistischen Goldschmucks (Tübingen 1990), TA 131, pl. 21, 1.

Дай­ф­ри Уильямс, Джек Огден (1995)

Источники:
© 1995 г. Фото, текст: Д. Уильямс, Дж. Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V—IV века до н. э. Каталог выставки / Пер. на рус. яз. Н. К. Жижиной. Науч. редактор перевода Ю. П. Калашник. АО «Славия», СПб, 1995. С. 77, кат. № 32.
Ключевые слова: украшения греческая греческое греческий браслет золото золотой золотая золотое золотые пальметта пальметка цветок цветы flos flores плющ плющевые листья плюща плющевая hedera из салоники фессалоники thessalonica баранья голова барана баран виноградная лоза филигрань филигранью филигранный грануляция гранулы зернь витая проволока ряд язычков язычки языковидный орнамент языкообразный горный хрусталь четырехлистник группа ганимеда пара браслетов горного хрусталя с золотыми наконечниками в виде бараньих голов инв № 37 11 12