Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
595 × 483 мм.Инв. № 9774.Неаполь, Национальный археологический музей
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
595 × 483 мм.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9.1. Пилястр с сукновалами (фуллонами)
Пилястр кирпичной кладки с расписанной штукатуркой; 174 × 93 × 62 см.
Неаполь, Национальный археологический музей; инв. № 9774.
Помпеи, Фуллоника Верания Гипсея (VI. 8. 20).
2-я пол. I в. н. э.
Пилястр украшен с трех из четырех сторон. Сцены, изображенные на двух смежных сторонах (на фронтальной и правой боковой), пунктуально иллюстрируют различные фазы деятельности фуллоники, мастерской по изготовлению шерсти. Сразу после плетения кусок шерсти должен пройти процесс «валяния», при котором его погружают в большие емкости, содержащие воду и соду, и топчут ногами фуллоны, как показано на сцене.
В верхнем регистре молодой человек расчесывает ткань, подвешенную на балке, используя большую металлическую щетку с острыми зубьями, в то время как справа идет молодой человек, неся что-то вроде плетеной корзины, на которой натянута ткань для обработки ее серой, и, соответственно, сосуд с горящей серой: над ящиком — небольшая сова, покровительница фуллонов. Далее, слева, женщина рассматривает кусок ткани, принесенный служанкой.
В нижнем регистре фуллоны стирают в чанах одежду, топча ее ногами.
На следующей стороне, вверху, находится пресс, в котором ткань, положенная на деревянную доску, «гладится» с помощью давления, создаваемого двумя большими винтами.
В нижнем регистре две перекладины с драпированными тканями; молодой человек в короткой тунике, рабочий, предлагает одежду стоящей перед ним женщине; они как бы поворачиваются к сидящей женской фигуре, держащей в руках небольшую чашу (?).
Роспись на левой стороне сохранилась только в верхнем регистре: внутри святилища, обозначенного тонкими колоннами, поддерживающими двускатную крышу, изображена обнаженная Венера, представленная в стиле, характерном для эллинистического периода; левой рукой она опирается на небольшую колонну, а правой держится за край плаща, образующий широкий изгиб позади ее ног.
Выставка «Homo Faber. Pompeii: Nature, Science, and Technology in a Roman Town».
Рисунок: Неаполь, Национальный археологический музей, инв. № ADS 296.
Catalogo generale dei Beni Culturali.
2021 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
© 2021 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.