Сцены работы сукновальни, или фуллоники
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
595 × 483 мм.
Инв. № 9774.Неаполь, Национальный археологический музей

Сцены работы сукновальни, или фуллоники.

Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
595 × 483 мм.
Инв. № 9774.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Археологический парк, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20. 10).
Происхождение:
Пом­пеи, VI. 8. 20, Сук­но­валь­ня Луция Вера­ния Гип­сея, пилястр в юго-восточ­ной части пери­сти­ля 10, 1824 г.

Описание:

9.1. Пилястр с сук­но­ва­ла­ми (фул­ло­на­ми)

Пилястр кир­пич­ной клад­ки с рас­пи­сан­ной шту­ка­тур­кой; 174 × 93 × 62 см.
Неа­поль, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей; инв. № 9774.
Пом­пеи, Фул­ло­ни­ка Вера­ния Гип­сея (VI. 8. 20).
2-я пол. I в. н. э.

Пилястр укра­шен с трех из четы­рех сто­рон. Сце­ны, изо­бра­жен­ные на двух смеж­ных сто­ро­нах (на фрон­таль­ной и пра­вой боко­вой), пунк­ту­аль­но иллю­ст­ри­ру­ют раз­лич­ные фазы дея­тель­но­сти фул­ло­ни­ки, мастер­ской по изготов­ле­нию шер­сти. Сра­зу после пле­те­ния кусок шер­сти дол­жен прой­ти про­цесс «валя­ния», при кото­ром его погру­жа­ют в боль­шие емко­сти, содер­жа­щие воду и соду, и топ­чут нога­ми фул­ло­ны, как пока­за­но на сцене.

В верх­нем реги­ст­ре моло­дой чело­век рас­че­сы­ва­ет ткань, под­ве­шен­ную на бал­ке, исполь­зуя боль­шую метал­ли­че­скую щет­ку с ост­ры­ми зубья­ми, в то вре­мя как спра­ва идет моло­дой чело­век, неся что-то вро­де пле­те­ной кор­зи­ны, на кото­рой натя­ну­та ткань для обра­бот­ки ее серой, и, соот­вет­ст­вен­но, сосуд с горя­щей серой: над ящи­ком — неболь­шая сова, пок­ро­ви­тель­ни­ца фул­ло­нов. Далее, сле­ва, жен­щи­на рас­смат­ри­ва­ет кусок тка­ни, при­не­сен­ный слу­жан­кой.

В ниж­нем реги­ст­ре фул­ло­ны сти­ра­ют в чанах одеж­ду, топ­ча ее нога­ми.

На сле­дую­щей сто­роне, ввер­ху, нахо­дит­ся пресс, в кото­ром ткань, поло­жен­ная на дере­вян­ную дос­ку, «гла­дит­ся» с помо­щью дав­ле­ния, созда­вае­мо­го дву­мя боль­ши­ми вин­та­ми.

В ниж­нем реги­ст­ре две пере­кла­ди­ны с дра­пи­ро­ван­ны­ми тка­ня­ми; моло­дой чело­век в корот­кой туни­ке, рабо­чий, пред­ла­га­ет одеж­ду сто­я­щей перед ним жен­щине; они как бы пово­ра­чи­ва­ют­ся к сидя­щей жен­ской фигу­ре, дер­жа­щей в руках неболь­шую чашу (?).

Рос­пись на левой сто­роне сох­ра­ни­лась толь­ко в верх­нем реги­ст­ре: внут­ри свя­ти­ли­ща, обо­зна­чен­но­го тон­ки­ми колон­на­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми дву­скат­ную кры­шу, изо­бра­же­на обна­жен­ная Вене­ра, пред­став­лен­ная в сти­ле, харак­тер­ном для элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да; левой рукой она опи­ра­ет­ся на неболь­шую колон­ну, а пра­вой дер­жит­ся за край пла­ща, обра­зу­ю­щий широ­кий изгиб поза­ди ее ног.


Источники:
© 2020 г. Фото, текст: https://mostre.museogalileo.it.
Выставка «Homo Faber. Pompeii: Nature, Science, and Technology in a Roman Town».
Рисунок: Неаполь, Национальный археологический музей, инв. № ADS 296.
Catalogo generale dei Beni Culturali.
2021 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
© 2021 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii современная художник джузеппе марсильи giuseppe marsigli женская одежда мужская гирлянда гирлянды serta девушка молодая женщина девушки молодой женщины туника tunica птица птицы колонна колонны columna цветок цветы flos flores сова совы стул табурет раб раба рабы servus servorum кирпич кирпичная кладка сидящая сидящий журавль grus работающий работающие работа труд за работой торговля продавец красный фон на помпейском красном фоне торговец mangone покупатель покупательница стирка сукновальня луция верания гипсея vi 8 20 фуллоника луций вераний гипсей fullonica lucius veranius hypsaeus фуллон фуллоны валяльщик сукновал суконщик fullo валяние валяльное сукновальное производство таз чан кадка кабина ниша фуллона танец фуллонов saltus fullonicus плетеная клетка плетеный каркас для просушки тканей просушка ткани viminea cavea ткань текстиль винтовой пресс темпера сцены работы сукновальни ads 296 инв № 9774