Юпитер с эгидой
Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Выс. статуи 1,65 м, цоколя с надписью 11,5 см, букв 3—3,2 см.
Инв. № 324751.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы Фото: И. А. Шурыгин

Юпитер с эгидой.

Паросский мрамор.
II—III вв. н. э.
Выс. статуи 1,65 м, цоколя с надписью 11,5 см, букв 3—3,2 см.
Инв. № 324751.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.

Происхождение:
Рим, пьяц­ца дель Чин­кве­чен­то, зда­ние у лево­го угла с ули­цей Кавур, 1977 г.

Описание:
Iovi Optimo Maximo Neratius Palmatus vir clarissimus loci dominus conditorque

Юпи­те­ру Наи­луч­ше­му Вели­чай­ше­му Нера­ций Паль­мат, кла­рис­сим, вла­де­лец и застрой­щик (этой) терри­то­рии.

Ста­туя явля­ет­ся изо­бра­же­ни­ем Юпи­те­ра, сто­я­ще­го с опо­рой на пра­вую ногу, слег­ка касаю­щу­ю­ся ство­ла дере­ва; левая нога рас­слаб­ле­на. От пра­вой руки сох­ра­ни­лась толь­ко верх­няя часть. Левая рука пол­но­стью пок­ры­та эгидой, наки­ну­той на пле­чо. Поверх­ность эгиды чешуй­ча­тая, край вол­ни­стый, в цен­тре ее нахо­дит­ся гор­го­ней­он. При­чес­ка объ­ем­ная, пред­став­ле­на мно­же­ст­вом прядей, рас­хо­дя­щих­ся по сто­ро­нам цен­траль­но­го про­бо­ра от лба до теме­ни и сза­ди спус­каю­щих­ся почти до плеч. Три локо­на надо лбом заче­са­ны назад, обра­зуя объ­ем­ную прядь, сли­ваю­щу­ю­ся на затыл­ке с основ­ной мас­сой волос. Вися­чие усы и пыш­ная боро­да из плот­ных завит­ков опре­де­лен­но создан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем бура­ва, обрам­ля­ют чуть приот­кры­тый рот с пол­ны­ми губа­ми. Нос пра­виль­ной фор­мы, радуж­ки и зрач­ки глаз не обо­зна­че­ны. Сох­ра­ни­лись следы позо­лоты на левой сто­роне носа, верх­ней части усов и углу лево­го уха.

С ико­но­гра­фи­че­ской точ­ки зре­ния, ста­ту­ар­ный тип Юпи­те­ра с эгидой прак­ти­че­ски не пред­став­лен в про­дук­ции импер­ских мастер­ских. Наи­бо­лее близ­ким образ­цом слу­жит ста­туя из Ути­ки в Нацио­наль­ном музее древ­но­стей в Лей­дене (Brants 1927, I, p. 2, n. 5, tavv. III—IV), кото­рая отли­ча­ет­ся от нашей лишь поло­же­ни­ем левой ноги и нали­чи­ем орла на ство­ле-опо­ре.

Сти­ли­сти­че­ские и ико­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти поз­во­ля­ют отне­сти ста­тую к про­дук­ции город­ской мастер­ской II—III вв. н. э., в кото­рой оче­вид­ным обра­зом соеди­ни­лись эле­мен­ты раз­лич­ных моде­лей гре­че­ских ста­туй, от Поли­кле­то­вой струк­ту­ры тела до про­пор­ций Лисип­па в том, что каса­ет­ся соот­но­ше­ний меж­ду голо­вой и туло­ви­щем (от типа Юпи­те­ра Играю­ще­го по сти­ли­сти­че­ским харак­те­ри­сти­кам Jacopi 1980, pp. 18—20).

Кла­удио Бор­го­ньо­ни

Ста­туя была обна­ру­же­на внут­ри зда­ния, стро­и­тель­ство кото­ро­го про­ис­хо­ди­ло в несколь­ко фаз; послед­няя отно­си­лась к IV в. н. э. Она была при­сло­не­на в углу меж­ду двух стен неболь­шо­го боко­во­го дво­ри­ка, воз­веден­ных в тех­ни­ке opus reticulatum, ниж­ние части стен были выпол­не­ны в тех­ни­ке opera listata (Jacopi 1980, pp. 15—16; Chioffi 1999, pp. 38—39).

Над­пись на цоко­ле ста­туи состо­ит из трех строк тек­ста с интер­пунк­та­ми в фор­ме листьев плю­ща (hederae). Сох­ра­ни­лись следы выре­зан­ных ниж­них опор­ных под­строч­ных линий. Посвя­ти­тель­ная над­пись Юпи­те­ру Наи­луч­ше­му Вели­чай­ше­му сде­ла­на от име­ни Нера­ция Паль­ма­та, кото­рый опре­де­лил себя как «соб­ст­вен­ни­ка и застрой­щи­ка терри­то­рии» (loci dominus conditorque. Досто­вер­но иден­ти­фи­ци­ро­вать посвя­ти­те­ля не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, одна­ко весь­ма веро­ят­но, что им был Нера­ций Паль­мат, являв­ший­ся пре­фек­том Горо­да в 412 г. н. э., тот самый, кото­рый, будучи пра­ви­те­лем Сици­лии, кури­ро­вал вос­ста­нов­ле­ние теат­ра Сира­куз (PLRE, I 662 Palmatus 1 e 2; PLRE, II 824 Palmatus 1), или его пред­ше­ст­вен­ник и тез­ка, пре­фект Горо­да в 352—353 гг. и кон­сул 357 г.[1] Нера­ций Цере­ал (Naeratius Cerealis) (PLRE, I Cerealis, 1: в поль­зу послед­ней иден­ти­фи­ка­ции см. Torelli 1982, p. 177).

При­сут­ст­вие Нера­ция (Naeratii) в рай­оне Цис­пия и Вими­на­ла в нача­ле II в. н. э. под­твер­жда­ет­ся наход­кой водо­про­вод­ной тру­бы с имен­ным клей­мом II Neratorium C. et Marcelli, а так­же над­пи­сью (см. Chioffi 1999, bibl. p. 40, nota 8). К IV в. отно­сит­ся дом, рас­ко­пан­ный близ виа Фари­ни, вла­дель­цем кото­ро­го был Naeratius Cerealis, что под­твер­жда­ет­ся над­пи­сью, обна­ру­жен­ной in situ на одном из один­на­дца­ти оди­на­ко­вых кам­ней фун­да­мен­та: Neratius Cerealis vir clarissimus consul ordinarius conditor balnearum (CIL VI 1744 a (= CIL VI 31916 a—c = ILS 5718, ср. p. 855, 3174, 3813, 4749, 4793) — 1745 — ILS 1245 ср. p. 3813, 4750). Обна­ру­же­ние впо­след­ст­вии осталь­ных 10 кам­ней в раз­ных рай­о­нах горо­да (напр., CIL VI 1744 c = 31916 b — непо­да­ле­ку от садов Пере­т­ти) не поз­во­ля­ет опре­де­лить, отно­си­лись ли упо­мя­ну­тые купаль­ни к само­му дому, т. е. были ли они част­ны­ми или пуб­лич­ны­ми (Guidobaldi 1999, p. 58), одна­ко суще­ст­ву­ет мно­же­ство свиде­тельств того, что Нера­ции обла­да­ли соб­ст­вен­но­стью на вер­шине Вими­на­ла.

Послед­ним извест­ным чле­ном этой семьи был praefectus Urbi 412 года, и имен­но к его име­ни отно­сит­ся упо­ми­на­ние в Liber Pontificalis дома Паль­ма­тов (domus Palmati cum balneum et pistrinum). Таким обра­зом, мож­но пред­по­ло­жить, что во вто­рой поло­вине IV в. domus Naeratii был пере­стро­ен или отст­ро­ен зано­во, чем объ­яс­ня­ет­ся появ­ле­ние в над­пи­си сло­ва conditor (Jacopi 1980, p. 20), и к нему были добав­ле­ны част­ные тер­мы, веро­ят­но, в резуль­та­те объ­еди­не­ния дому­са со сто­я­щим рядом куль­то­вым зда­ни­ем или стро­и­тель­ст­вом сацел­лу­ма. В любом слу­чае, все это слу­жит под­твер­жде­ни­ем отправ­ле­ния в ту эпо­ху тра­ди­ци­он­ных для Рима язы­че­ских куль­тов в основ­ном в среде сена­тор­ской ари­сто­кра­тии, что слу­жи­ло выра­же­ни­ем их при­вер­жен­но­сти древним цен­но­стям Горо­да (Fraschetti 2000, pp.261, 265; Cameron 1999).

Послед­нее сооб­ра­же­ние каса­ет­ся свя­зи места обна­ру­же­ния ста­туи Юпи­те­ра с арха­и­че­ским куль­том Iuppiter Viminus (Юпи­те­ром — титуль­ным боже­ст­вом Вими­наль­ско­го хол­ма. — И. Ш.). Варрон и Фест упо­ми­на­ют об алта­ре, сто­яв­шем в иво­вой роще на вер­шине хол­ма (vimineta у Вар­ро­на и viminum silva у Феста), что в целом Coarelli интер­пре­ти­ро­вал как «роща при хра­ме», где «был постав­лен алтарь и, воз­мож­но, куль­то­вая ста­туя» (Coarelli 2014, p. 334). Место отправ­ле­ния куль­та мож­но точ­но опре­де­лить как уча­сток меж­ду виа Кавур и виа Д’Азе­льо на гра­ни­це меж­ду V и VI рай­о­на­ми Рима: имен­но там были обна­ру­же­ны 60 вотив­ных фигу­рок моля­щих­ся, дати­ро­ван­ных VI в. до н. э. (Coarelli 2014, 235). Суще­ст­во­ва­ние это­го куль­та в более позд­ней антич­но­сти под­твер­жда­ет­ся граф­фи­то неиз­вест­ной дати­ров­ки, обна­ру­жен­ным на пло­ща­ди Чин­кве­чен­то вбли­зи Сер­ви­е­вой сте­ны: на рисун­ке изо­бра­жен цилин­дри­че­ской фор­мы алтарь, окру­жен­ный тре­мя дере­вья­ми с над­пи­сью VIM в цен­тре, кото­рая интер­пре­ти­ру­ет­ся как Vimino (CIL VI 33962). Связь меж­ду ста­ту­ей Нера­ция Паль­ма­та и Юпи­те­ром Вими­наль­ским (Jacopi 1980) не явля­ет­ся чисто пред­по­ло­жи­тель­ной, учи­ты­вая, что память о древ­ней­шем про­шлом сох­ра­ня­лась и в более позд­ние вре­ме­на.

Кар­лот­та Кару­зо

[1]Пра­виль­но: кон­сул 358 г. н. э. — Прим. ред. сай­та.


Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014. P. 76—77, cat. 5 (Claudio Borgognoni, Carlotta Caruso).
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca зевс зевса zeus римская romana юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis эпиграфика надпись надписи epigraphia римские посвятительная с посвящением скульптура скульптурный sculptura римский копия статуя статуи statua statuae обнаженная стоящая паросский мрамор горгонейон горгонион голова горгоны медузы gorgoneion gorgonion борода бородатый мужчина barba barbatum эгида aegis aigis мужская прическа обнаженный пьяцца дель чинквеченто piazza del cinquecento iovi optimo maximo neratius palmatus vir clarissimus loci dominus conditorque эгиох aegiochus инв № 324751