II—III вв. н. э.
Выс. статуи 1,65 м, цоколя с надписью 11,5 см, букв 3—3,2 см.Инв. № 324751.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы Фото: И. А. Шурыгин
Юпитер с эгидой.
II—III вв. н. э.
Выс. статуи 1,65 м, цоколя с надписью 11,5 см, букв 3—3,2 см.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
Юпитеру Наилучшему Величайшему Нераций Пальмат, клариссим, владелец и застройщик (этой) территории.
Статуя является изображением Юпитера, стоящего с опорой на правую ногу, слегка касающуюся ствола дерева; левая нога расслаблена. От правой руки сохранилась только верхняя часть. Левая рука полностью покрыта эгидой, накинутой на плечо. Поверхность эгиды чешуйчатая, край волнистый, в центре ее находится горгонейон. Прическа объемная, представлена множеством прядей, расходящихся по сторонам центрального пробора от лба до темени и сзади спускающихся почти до плеч. Три локона надо лбом зачесаны назад, образуя объемную прядь, сливающуюся на затылке с основной массой волос. Висячие усы и пышная борода из плотных завитков определенно созданные с использованием бурава, обрамляют чуть приоткрытый рот с полными губами. Нос правильной формы, радужки и зрачки глаз не обозначены. Сохранились следы позолоты на левой стороне носа, верхней части усов и углу левого уха.
С иконографической точки зрения, статуарный тип Юпитера с эгидой практически не представлен в продукции имперских мастерских. Наиболее близким образцом служит статуя из Утики в Национальном музее древностей в Лейдене (Brants 1927, I, p. 2, n. 5, tavv. III—
Стилистические и иконографические особенности позволяют отнести статую к продукции городской мастерской II—
Статуя была обнаружена внутри здания, строительство которого происходило в несколько фаз; последняя относилась к IV в. н. э. Она была прислонена в углу между двух стен небольшого бокового дворика, возведенных в технике opus reticulatum, нижние части стен были выполнены в технике opera listata (Jacopi 1980, pp. 15—
Надпись на цоколе статуи состоит из трех строк текста с интерпунктами в форме листьев плюща (hederae). Сохранились следы вырезанных нижних опорных подстрочных линий. Посвятительная надпись Юпитеру Наилучшему Величайшему сделана от имени Нерация Пальмата, который определил себя как «собственника и застройщика территории» (loci dominus conditorque. Достоверно идентифицировать посвятителя не представляется возможным, однако весьма вероятно, что им был Нераций Пальмат, являвшийся префектом Города в 412 г. н. э., тот самый, который, будучи правителем Сицилии, курировал восстановление театра Сиракуз (PLRE, I 662 Palmatus 1 e 2; PLRE, II 824 Palmatus 1), или его предшественник и тезка, префект Города в 352—
Присутствие Нерация (Naeratii) в районе Циспия и Виминала в начале II в. н. э. подтверждается находкой водопроводной трубы с именным клеймом II Neratorium C. et Marcelli, а также надписью (см. Chioffi 1999, bibl. p. 40, nota 8). К IV в. относится дом, раскопанный близ виа Фарини, владельцем которого был Naeratius Cerealis, что подтверждается надписью, обнаруженной in situ на одном из одиннадцати одинаковых камней фундамента: Neratius Cerealis vir clarissimus consul ordinarius conditor balnearum (CIL VI 1744 a (= CIL VI 31916 a—
Последним известным членом этой семьи был praefectus Urbi 412 года, и именно к его имени относится упоминание в Liber Pontificalis дома Пальматов (domus Palmati cum balneum et pistrinum). Таким образом, можно предположить, что во второй половине IV в. domus Naeratii был перестроен или отстроен заново, чем объясняется появление в надписи слова conditor (Jacopi 1980, p. 20), и к нему были добавлены частные термы, вероятно, в результате объединения домуса со стоящим рядом культовым зданием или строительством сацеллума. В любом случае, все это служит подтверждением отправления в ту эпоху традиционных для Рима языческих культов в основном в среде сенаторской аристократии, что служило выражением их приверженности древним ценностям Города (Fraschetti 2000, pp.261, 265; Cameron 1999).
Последнее соображение касается связи места обнаружения статуи Юпитера с архаическим культом Iuppiter Viminus (Юпитером — титульным божеством Виминальского холма. — И. Ш.). Варрон и Фест упоминают об алтаре, стоявшем в ивовой роще на вершине холма (vimineta у Варрона и viminum silva у Феста), что в целом Coarelli интерпретировал как «роща при храме», где «был поставлен алтарь и, возможно, культовая статуя» (Coarelli 2014, p. 334). Место отправления культа можно точно определить как участок между виа Кавур и виа Д’Азельо на границе между V и VI районами Рима: именно там были обнаружены 60 вотивных фигурок молящихся, датированных VI в. до н. э. (Coarelli 2014, 235). Существование этого культа в более поздней античности подтверждается граффито неизвестной датировки, обнаруженным на площади Чинквеченто вблизи Сервиевой стены: на рисунке изображен цилиндрической формы алтарь, окруженный тремя деревьями с надписью VIM в центре, которая интерпретируется как Vimino (CIL VI 33962). Связь между статуей Нерация Пальмата и Юпитером Виминальским (Jacopi 1980) не является чисто предположительной, учитывая, что память о древнейшем прошлом сохранялась и в более поздние времена.
[1]Правильно: консул 358 г. н. э. — Прим. ред. сайта.
Данные: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014. P. 76—77, cat. 5 (Claudio Borgognoni, Carlotta Caruso).
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.