ВеспасианБелый мелкозернистый мрамор.
Римская работа, 69—98 гг.
Выс. 35 см.
Инв. № 53.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы
Фото: И. А. Шурыгин
Поверхность мрамора разъедена водой. Отсутствуют нос и часть шеи.
Характерными чертами портрета императора являются широкий лоб, глубоко посаженные глаза, полные губы и выдающийся подбородок. О его пожилом возрасте свидетельствуют глубокие горизонтальные морщины на лбу и вокруг глаз, а также глубокие носогубные складки. Все эти черты сообщают лицу волевой и одновременно задумчивый вид, что позволяет отнести этот мрамор к группе, которую в свое время Поулсен определил как «реалистические портреты» (Poulsen 1914, pp. 44—49), противопоставляя их гораздо более многочисленным «идеализированным» портретам, которые отличались моложавым видом и меньшим сходством с оригиналом. Наиболее выразительным в «реалистической» группе является портрет в Глиптотеке Копенгагена, с которым голова из музея Терм обнаруживает наибольшее сходство (Divus Vespasianus 2009, p. 403) в безжалостной точности изображения морщин на лице и формы черепа. Однако не так давно классификация Поулсена была пересмотрена. Согласно новой интерпретации, признаки реализма обнаруживаются в обеих группах портретов; принято считать, что «аристократический» реализм всегда присутствовал в «идеализированных» портретах (Palladini 1981). Более того, подчеркивается, что вариации портретов во многих случаях являются результатом переработки: многочисленные портреты членов династии Флавиев были изготовлены из портретов лиц, преданных damnatio memoriae, прежде всего, императора Нерона (Bergmann—Zanker 1981, pp. 332—334). Такой же, скорее всего, была и история представленного здесь портрета: не только прическа на нем более пышная, чем на других портретах Веспасиана и носит явные следы переработки; также и другие черты, такие как выдающийся подбородок и изогнутые мясистые губы очень сильно напоминают последнего императора династии Юлиев—Клавдиев. Эта гипотеза разделяется многими исследователями (в частности, Bergmann—Zanker 1981, pp. 337, 340—341) в отношении копенгагенского портрета Веспасиана, который также, весьма вероятно, был изготовлен в результате переделки портрета Нерона (Amadio, in bibl.).
Франческа Болдригини (2014)