Веспасиан
Белый мелкозернистый мрамор.
Римская работа, 69—98 гг.
Выс. 35 см.
Инв. № 53.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы Фото: И. А. Шурыгин

Веспасиан.

Белый мелкозернистый мрамор.
Римская работа, 69—98 гг.
Выс. 35 см.
Инв. № 53.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.

Происхождение:
Извле­чен из Тиб­ра напро­тив виа Джу­лиа.

Описание:
Поверх­ность мра­мо­ра разъ­еде­на водой. Отсут­ст­ву­ют нос и часть шеи.

Харак­тер­ны­ми чер­та­ми порт­ре­та импе­ра­то­ра явля­ют­ся широ­кий лоб, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за, пол­ные губы и выдаю­щий­ся под­бо­ро­док. О его пожи­лом воз­расте свиде­тель­ст­ву­ют глу­бо­кие гори­зон­таль­ные мор­щи­ны на лбу и вокруг глаз, а так­же глу­бо­кие носо­губ­ные склад­ки. Все эти чер­ты сооб­ща­ют лицу воле­вой и одно­вре­мен­но задум­чи­вый вид, что поз­во­ля­ет отне­сти этот мра­мор к груп­пе, кото­рую в свое вре­мя Поул­сен опре­де­лил как «реа­ли­сти­че­ские порт­ре­ты» (Poulsen 1914, pp. 44—49), про­ти­во­по­став­ляя их гораздо более мно­го­чис­лен­ным «иде­а­ли­зи­ро­ван­ным» порт­ре­там, кото­рые отли­ча­лись моло­жа­вым видом и мень­шим сход­ством с ори­ги­на­лом. Наи­бо­лее выра­зи­тель­ным в «реа­ли­сти­че­ской» груп­пе явля­ет­ся порт­рет в Глип­то­те­ке Копен­га­ге­на, с кото­рым голо­ва из музея Терм обна­ру­жи­ва­ет наи­боль­шее сход­ство (Divus Vespasianus 2009, p. 403) в без­жа­лост­ной точ­но­сти изо­бра­же­ния мор­щин на лице и фор­мы чере­па. Одна­ко не так дав­но клас­си­фи­ка­ция Поул­се­на была пере­смот­ре­на. Соглас­но новой интер­пре­та­ции, при­зна­ки реа­лиз­ма обна­ру­жи­ва­ют­ся в обе­их груп­пах порт­ре­тов; при­ня­то счи­тать, что «ари­сто­кра­ти­че­ский» реа­лизм все­гда при­сут­ст­во­вал в «иде­а­ли­зи­ро­ван­ных» порт­ре­тах (Palladini 1981). Более того, под­чер­ки­ва­ет­ся, что вари­а­ции порт­ре­тов во мно­гих слу­ча­ях явля­ют­ся резуль­та­том пере­ра­бот­ки: мно­го­чис­лен­ные порт­ре­ты чле­нов дина­стии Фла­ви­ев были изготов­ле­ны из порт­ре­тов лиц, пре­дан­ных damnatio memoriae, преж­де все­го, импе­ра­то­ра Неро­на (BergmannZanker 1981, pp. 332—334). Такой же, ско­рее все­го, была и исто­рия пред­став­лен­но­го здесь порт­ре­та: не толь­ко при­чес­ка на нем более пыш­ная, чем на дру­гих порт­ре­тах Вес­па­си­а­на и носит явные следы пере­ра­бот­ки; так­же и дру­гие чер­ты, такие как выдаю­щий­ся под­бо­ро­док и изо­гну­тые мяси­стые губы очень силь­но напо­ми­на­ют послед­не­го импе­ра­то­ра дина­стии Юли­евКлав­ди­ев. Эта гипо­те­за разде­ля­ет­ся мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми (в част­но­сти, BergmannZanker 1981, pp. 337, 340—341) в отно­ше­нии копен­га­ген­ско­го порт­ре­та Вес­па­си­а­на, кото­рый так­же, весь­ма веро­ят­но, был изготов­лен в резуль­та­те пере­дел­ки порт­ре­та Неро­на (Amadio, in bibl.).

Фран­чес­ка Бол­дри­ги­ни (2014)

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014. P. 82, cat. 9 (Francesca Boldrighini).
© 2021 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия флавиев флавии gens flavia flavii скульптура скульптурный sculptura римская римские голова белый мрамор мелкозернистый из тибра инв № 53