Надгробный памятник семейства Карториев
Трахит.
Эпоха Августа.
226 х 68 х 42 см.
EDR168368.
Инв. № 242.Падуя, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Надгробный памятник семейства Карториев.

Трахит.
Эпоха Августа.
226 х 68 х 42 см.
EDR168368.
Инв. № 242.

Падуя, Археологический музей.

Происхождение:
Падуя, желез­но­до­рож­ная стан­ция. Рас­коп­ки Луи­джи Буза­то (1877-78 г.).

Описание:
V(ivo) p(osuit)
M(a)n(io) Cartorio M(a)n(i) l(iberto) Eronis sibi
Cartoria M(a)n(i) l(iberta) Ampelio coniux v(iva)
M(a)n(io) Cartorio M(a)n(i) f(ilio) Runconis v(ivo)
5 [-] Cartorio M(a)n(i) f(ilio) Firmo v(ivo)
[Tert?]ia Cartoria M(a)n(i) f(ilia) v(iva)
[- Car]torio M(a)n(i) f(ilio) Quadrato.
[In f]r(onte) p(edes) XXVIII, in
[agr(o) p(edes)] XXXX.

При жиз­ни поста­ви­ли (этот памят­ник).
Манию Кар­то­рию, воль­ноот­пу­щен­ни­ку Мания Эро­на, себе,
Кар­то­рия Ампе­лия, воль­ноот­пу­щен­ни­ца Мания, супру­га, при жиз­ни,
Манию Кар­то­рию, сыну Мания Рун­ко­на, при жиз­ни.
[Манию] Кар­то­рию Фир­му, сыну Мания, при жиз­ни,
[Терц?]ии Кар­то­рии, доче­ри Мания, при жиз­ни,
[Манию Кар]торию Квад­ра­ту, сыну Мания.
(раз­ме­ры участ­ка) В дли­ну 28 футов,
[в шири­ну] 40 футов.

Сте­ла пря­мо­уголь­ной фор­мы на поста­мен­те из двух сту­пе­ней. В ниж­ней части сте­лы име­ет­ся боль­шой дефект на месте зна­чи­тель­ной части над­пи­си. В цен­тре фрон­то­на име­ет­ся розет­ка, над его угла­ми - две паль­мет­ты в каче­стве акро­те­ри­ев. В цен­траль­ной части, в про­стран­стве, огра­ни­чен­ном дву­мя пиляст­ра­ми, нахо­дят­ся две пря­мо­уголь­ные ниши с порт­ре­та­ми покой­ных, сгруп­пи­ро­ван­ны­ми по три в каж­дой нише. В верх­ней нише рас­по­ло­же­ны порт­ре­ты мате­ри семей­ства, Мании Кар­то­рии, ее супру­га и сына-пер­вен­ца. В ниж­ней нише порт­ре­ты доче­ри и двух сыно­вей. На обрат­ной сто­роне сте­лы име­ют­ся две глу­бо­кие пря­мо­уголь­ные ниши, пред­на­зна­чен­ные либо для урн с пеп­лом, либо для пред­ме­тов для ухо­да за памят­ни­ком.
Мания Кар­то­рия изо­бра­же­на с пок­ры­той голо­вой, ее при­чес­ка напо­ми­на­ет тако­вую у Окта­вии. В при­чес­ке доче­ри име­ет­ся сре­дин­ный про­бор, как у Анто­нии. При­чес­ка Мания Кар­то­рия корот­кая, состо­ит из локо­нов. У сыно­вей при­чес­ки с чел­ка­ми. Стиль гру­бый, но выра­зи­тель­ный. У всех пер­со­на­жей углы ртов опу­ще­ны, взгляды твер­дые.
Дан­ный тип сте­лы, вос­хо­дя­щий к элли­ни­сти­че­ско­му наи­с­ку, был рас­про­стра­нен в восточ­ной Ита­лии. Семей­ство Кар­то­ри­ев зани­ма­лось про­из­вод­ст­вом кир­пи­чей. Кир­пи­чи с их клей­мом встре­ча­ют­ся не толь­ко в рай­оне Падуи, но так­же в Вене­то, Эми­лии и Дал­ма­ции. Пред­по­ло­жи­тель­но, про­из­вод­ство кир­пи­чей име­ло про­мыш­лен­ный мас­штаб; про­дук­цию реа­ли­зо­вы­ва­ли через несколь­ко фили­а­лов, один из кото­рых нахо­дил­ся в Кар­ту­ре.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2022 г. Перевод с лат.: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия скульптура скульптурный sculptura римский погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные надгробие памятник рельеф женская прическа с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum пальметта пальметка фронтон пилястр пилястра эдикула псевдоэдикула наиск наос pseudo-aedicula naiskos naos мужская розетка розетта погрудный портрет бюст vivo posuit manio cartorio mani liberto eronis sibi cartoria liberta ampelio coniux viva filio runconis firmo tertia filia quadrato in fronte pedes xxviii agro xxxv карторий картория картории инв № 242