Словарь античности

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, введен­ный К. Марк­сом тер­мин для обо­зна­че­ния спе­ци­фи­че­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства, на базе кото­ро­го сфор­ми­ро­ва­лось клас­со­вое обще­ство. В усло­ви­ях ази­ат­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства инди­виды отно­сят­ся к зем­ле — основ­но­му сред­ству про­из­вод­ства и объ­ек­ту труда — как вла­дель­цы и как чле­ны «того или ино­го кол­лек­ти­ва (Ge­meinwe­sen)» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 46, ч. I, с. 462). При этом «объ­еди­ня­ю­щее еди­ное нача­ло высту­па­ет как выс­ший соб­ст­вен­ник или един­ст­вен­ный соб­ст­вен­ник, в силу чего... общи­ны высту­па­ют лишь как наслед­ст­вен­ные вла­дель­цы» (с. 463). При­ба­воч­ный про­дукт при­над­ле­жит поэто­му выс­ше­му еди­но­му нача­лу. Послед­нее высту­па­ет отча­сти как дес­пот, отча­сти как вооб­ра­жае­мое пле­мен­ное суще­ство или в демо­кра­ти­че­ской фор­ме «как связь отцов семейств меж­ду собой» (с. 464). Город созда­ет­ся как центр выс­ше­го еди­но­го нача­ла и «толь­ко там, где место осо­бен­но бла­го­при­ят­но для внеш­ней тор­гов­ли» (с. 464). Дан­ный спо­соб про­из­вод­ства полу­чил после­до­ва­тель­ное раз­ви­тие толь­ко в Азии. Одно­вре­мен­но он затро­нул так­же, соглас­но К. Марк­су, всю Евро­пу (древ­них кель­тов) и аме­ри­кан­ские циви­ли­за­ции (в Мек­си­ке и осо­бен­но в Перу). Новей­шие иссле­до­ва­ния под­твер­ди­ли суще­ст­во­ва­ние ази­ат­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства так­же в Афри­ке. Лишь в сре­ди­зем­ном реги­оне он был вытес­нен начи­ная с 9 в. до н. э. антич­ным обще­ст­вом и при­су­щим ему антич­ным спо­со­бом про­из­вод­ства. В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. на сме­ну ази­ат­ско­му спо­со­бу про­из­вод­ства эво­лю­ци­он­ным путем при­шел фео­да­лизм.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ВИЛЫ • ВИЛЛА • ВИЛИК • ДВОРЦОВОЕ ХОЗЯЙСТВО •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА